Планирование аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

К числу основных задач, которые необходимо проверить в ходе аудиторской проверки, относится проверка состояние учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом.
Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа теория.docx

— 60.38 Кб (Скачать файл)
  1. Планирование аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям
    1. Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом

          К числу основных задач, которые необходимо проверить в ходе аудиторской проверки, относится проверка состояние учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом.

Единые требования к пониманию  систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля установлены федеральным  правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Под «системой бухгалтерского учета» понимают упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе и обязательствах организаций  и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Термин «система внутреннего  контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду. Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:

1) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;

2) организационная структура аудируемого лица;

3) распределение ответственности и полномочий;

4) осуществляемая кадровая политика;

5) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;

6) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

7) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;

8) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.

 К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого  лица, относятся:

1) подотчетность одних работников другим;

2) внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

3) сравнение результатов подсчета денежных средств с бухгалтерскими записями (инвентаризация);

4) сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;

5) проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;

6) осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;

7) ограничение доступа к активам и записям.

Существуют различные  методы документирования информации, имеющей отношение к системам бухгалтерского учета и внутреннего  контроля. Выбор конкретного метода является аудиторским суждением. Обычные методы, применяемые по отдельности или в сочетании друг с другом, включают:

  1. повествовательное (текстовое) описание
  2. вопросник
  3. контрольные перечни и блок-схемы.

Приступая к проверке расчетом с персоналом по оплате труда, аудиторы должны выяснить: какие формы и  системы оплаты труда применяются  на предприятии, имеются ли внутренние положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; как организован учет расчетов по заработной плате, а именно: состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и др. На основе полученной информации, аудитором заполняется тест проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по данному разделу проверки и формулируют мнение в отношении первоначальной оценки эффективности указанных систем.

Тесты средств внутреннего  контроля  по расчетам с персоналом по оплате труда включают:

  • Проверку документов, подтверждающих операции по правомерности начислений заработной платы работникам предприятия с целью получения аудиторских доказательств относительно надлежащего применения средств внутреннего контроля на практике, например проверку наличия приказов, договоров;
  • Повторное применение средств внутреннего контроля, например сверка банковских счетов, с тем чтобы удостовериться, что данные действия были правильно выполнены аудируемым лицом;
  • При оценке системы бухгалтерского учета расчетов по заработной плате проверяется осуществляется ли проверка корреспонденции счетов по расчетом и удержанию из заработной платы (существуют ли типовые схемы корреспонденции счетов по начислению заработной платы и удержаний из нее), сопоставляется ли аналитический и синтетический учет по расчетам с персоналом по оплате труда, как регулярно это осуществляется и др.

В результате полученного  понимания систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, а также  тестов средств контроля аудитор  должен оценить данные системы как эффективные, малоэффективные или неэффективные и использовать эту оценку при планировании аудита.

Также аудитор в разумные сроки должен уведомить  руководство  аудируемого лица соответствующего уровня в письменной форме о выявленных им существенных недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Однако если аудитор считает, что информирование в устной форме является более целесообразным, такое сообщение информации следует отразить в рабочих документах аудитора. В сообщении важно отменить, что представлены только те недостатки, которые стали известны аудитору в ходе аудиторской проверке, и что проверка не предназначена для определения полной эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Таким образом, проведения аудита расчетов по заработной плате необходимо проверить соблюдение норм действующего трудового законодательства, изучить системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом, подтвердить достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражение их в учете, установить законность и полноту удержаний из заработной платы в пользу предприятия, Пенсионного фонда РФ, бюджета, других физических и юридических лиц, проверить организацию аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь аналитического и синтетического учета, а также произвести проверку соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

 При аудиторской проверке  данного участка учета следует  руководствоваться рядом нормативно - правовых актов. Также необходимо произвести оценку состояния систем внутреннего контроля и  учета. Для этого рекомендуется применять тесты или вопросники проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда.

    1. План и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям

          Международный и отечественный опыт доказывают, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом. Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выбор процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Общие принципы планирования в российском аудите регламентируются правилом (стандартом) аудиторской  деятельности №3 «Планирование аудита», в котором указано, что аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы  были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Планирование аудита включает в себя следующие основные этапы:

  1. предварительное планирование аудита;
  2. Подготовка и составление общего плана аудита;
  3. Подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью  экономического субъекта и иметь  информацию о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности и о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Аудитору также следует  ознакомиться с организационно-управленческой структурой экономического субъекта; видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой  продукции; структурой капитала и курсом акций; технологическими особенностями производства продукции; уровнем рентабельности; порядком распределения чистой прибыли; существованием дочерних и зависимых организаций; организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться: устав, документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее, бухгалтерская отчетность, контракты, договоры, соглашения организации, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, материалов проверок налоговых органов и др.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация  оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

Аудитору необходимо составить  и документально оформить общий  план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской  проверки. Общий план должен служить  руководством в осуществлении программы аудита.

В общем плане аудиторская  организация должна предусмотреть  сроки проведения аудита и составить  график проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности  системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющий считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Общий план включает следующие  показатели: наименование аудируемого лица, период аудита, состав аудиторской группы, руководитель аудиторской группы, количество человеко-часов, необходимых для проведения проверки, планируемый уровень существенности, планируемый аудиторский риск, а также таблица с графами: планируемые виды работ, период проведения, исполнитель, примечания.

Аудитор вправе обсуждать  отдельные разделы общего плана  аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за разработку общего плана и программы аудита.

На базе общего плана аудита разрабатывают программу аудита, являющуюся набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. Программа аудита определяет временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Она является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур.

Общий план и программа  аудита должны по мере необходимости  уточнятся и пересматриваться в ходе аудита, причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

В процессе планирования аудиторы обязаны оценить уровень существенности.

Под уровнем существенности понимают максимально допустимый размер ошибки (искажения) в отчетности проверяемого субъекта, который не введет пользователя отчетности в заблуждение относительно интересующей его информации.

При расчете уровня существенности аудитору следует выбрать показатели бухгалтерской отчетности («базовые показатели») и установить уровень существенности для каждого из них.

Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки. Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право скорректировать значение уровня существенности.

Информация о работе Планирование аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям