Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:55, реферат
Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год или ряд лет утверждается руководителем организации одновременно с принятием учетной политики как самостоятельный документ либо отражается в приказе по учетной политике как одно из ее направлений исходя из особенностей деятельности организации.
Помимо обязательных инвентаризаций, в данном порядке (и в учетной политике организации) должно быть отражено: сколько раз в отчетном году и когда проводятся инвентаризации, перечень инвентаризируемых при каждой из них видов имущества и обязательств.
Анна Крупнова,
Порядок проведения инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год или ряд лет утверждается руководителем организации одновременно с принятием учетной политики как самостоятельный документ либо отражается в приказе по учетной политике как одно из ее направлений исходя из особенностей деятельности организации.
Помимо обязательных инвентаризаций, в данном порядке (и в учетной политике организации) должно быть отражено: сколько раз в отчетном году и когда проводятся инвентаризации, перечень инвентаризируемых при каждой из них видов имущества и обязательств.
Порядок проведения инвентаризаций в
организации предполагает создание
постоянно действующей
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии), специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров, технологов, товароведов, специалистов ОТК, независимых аудиторов и т.п.). В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризируемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии допускается возлагать проведение инвентаризации на нее.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность отражения данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, внесенных в инвентаризационные описи и акты, и своевременность оформления результатов инвентаризации.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
Персональный состав постоянно
действующих и рабочих
В приказе (постановлении, распоряжении) указываются:
– причины инвентаризации;
– состав центральной и рабочих инвентаризационных комиссий;
– перечень инвентаризируемого имущества и обязательств;
– место проведения инвентаризации;
– сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания);
– срок сдачи материалов в бухгалтерию.
Рабочие инвентаризационные комиссии:
– осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;
– совместно с бухгалтерией организации участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;
– вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей.
Указанные комиссии несут ответственность:
– за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя;
– полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;
– правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т.п.);
– правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в установленном порядке.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
В межинвентаризационный период в организациях систематически должны проводиться проверки и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящими в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.
Перед началом инвентаризации
Перед началом работ руководитель и главный бухгалтер проводят вводный инструктаж о правилах проведения инвентаризации.
Проверка
фактического наличия имущества
производится при обязательном участии
материально-ответственных лиц
До начала
инвентаризации, то есть до начала проверки
фактического наличия имущества, в
инвентаризационную комиссию передаются
последние на момент инвентаризации
приходные и расходные
Перед тем
как комиссия приступит к проверке
фактического наличия имущества, материально-ответственное
лицо на титульном листе
Поскольку инвентаризационная комиссия фиксирует наличие ценностей на дату начала своей работы (например, 16 декабря), а данные бухгалтерского учета формируются по состоянию на 1 число каждого месяца (например, на 1 декабря), то для того чтобы бухгалтерия имела возможность определить остатки ценностей по данным учета к началу работы комиссии, на всех приходных и расходных документах за период с 1 по 16 декабря председатель комиссии делает надпись о том, что движение ценностей по этим документам произошло до начала работы комиссии.
Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием: «До инвентаризации на (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества на начало инвентаризации по учетным данным.
С материально-ответственных лиц берутся расписки о том, что на начало инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана также опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения.
При внезапных
инвентаризациях все товарно-
Проведение инвентаризации
В ходе инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи и акты, оформленные на бланках унифицированных форм первичной учетной документации. Члены комиссии описывают ценности, пересчитывают (взвешивают или обмеривают) их в зависимости от того, в каких единицах измерений они учитываются. Проверка производится сплошным пересчетом всего имущества.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной выборочной проверке в натуре части этих ценностей.
Руководитель
организации должен создать условия,
обеспечивающие полную и точную проверку
фактического наличия имущества
в установленные сроки (обеспечить
рабочей силой для
Определение
веса или объема навалочных материалов
допускается производить на основании
обмеров и технических
При инвентаризации
большого количества весовых товаров
ведомости отвесов ведут
Акты обмеров,
технические расчеты и
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.
Наименование
На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Описи могут заполняться вручную или с использованием средств вычислительной или другой организационной техники.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно. Не допускается оставлять в них незаполненные строки – на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Не допускаются также помарки и подчистки.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
В конце описи материально-
Имущество, которое в момент инвентаризации
находится вне места
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описи по товарно-материальным ценностям, переданным в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, переименование ТМЦ, их количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.п. одинаковой стоимости, одновременно поступившие в одно структурное подразделение организации, по которым осуществляется групповой учет, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Инвентаризация товарно-
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденное, ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в шкафу (сейфе) в закрытом помещении, в котором проводится инвентаризация.
Сведения о фактическом
В случае обнаружения материально-
В организациях с большой номенклатурой ценностей по распоряжению их руководителей может проводиться выборочная инвентаризация.
Ценности, фактически поступившие после начала работы инвентаризационной комиссии, складируются отдельно, приходуются после инвентаризации и в инвентаризационные описи не включаются.