Содержание и значение аудита учета и использования производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить порядок проведения аудита оценки материально-производственных запасов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить цели, задачи, объекты аудита учёта материально-производственных запасов и источники информации для их проверки.
2. Рассмотреть основные нормативные документы, приёмы и методы, используемые при аудите.
3. Рассмотреть методику аудита материально-производственных запасов.
4. Изучить план и программу аудиторской проверки.

Вложенные файлы: 1 файл

Бух.учет, эк.анализ и аудит курсовая готовая 11 тема (1).docx

— 112.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

Одним из основных направлений аудита является аудит материально-производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т.д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом бухгалтерский учет и аудит с материальными запасами являются жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.

Постановка проблемы является проведение аудиторской проверки материально-производственных запасов, как на теории, так и на практике.

Одним из самых перспективных и значительных направлений контроля за деятельностью субъектов хозяйствования является независимый контроль, осуществляемый аудиторами. При проверке аудитору необходимо изучить все нормативные документы, касающиеся порядка приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей, в частности, положения по учету материалов, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, о порядке выдачи доверенностей материально-товарных ценностей и другие.

Цель исследования – изучить порядок проведения аудита оценки материально-производственных запасов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить цели, задачи, объекты  аудита учёта материально-производственных  запасов и источники информации  для их проверки.

2. Рассмотреть основные  нормативные документы, приёмы и  методы, используемые при аудите.

3. Рассмотреть методику  аудита материально-производственных  запасов.

4. Изучить план и программу  аудиторской проверки. 
Глава 1. Теоретическая часть

 

1. Содержание  и значение аудита учета и  использования производственных  запасов

 

 

1.1. Законодательные и нормативные акты по аудиту и контролю производственных запасов

 

При учете и аудите материально-производственных запасов необходимо руководствоваться законодательно-нормативными документами.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности, которыми следует руководствоваться аудиторам при осуществлении проверки достоверности информации учета материалов в бухгалтерской отчетности, а соответственно, и аудируемым лицам при организации этого участка бухгалтерского учета можно подразделить на четыре уровня документов:

Первый уровень – Федеральные законы, Кодексы РФ, Указы Президента РФ. Конкретно к данному уровню относятся:

- Гражданский кодекс РФ. В нем закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации (в том числе и учета материалов) – наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязанность утверждения годового отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д.;

- Налоговый кодекс РФ (часть 1и 2). Он определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета (в том числе и учета материалов) при определении базы для расчета налогов;

- Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996), с изменениями и дополнениями. В законе определены понятия бухгалтерского учета материалов, его объекты, основные правила и требования, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета материалов, правила организации аналитического и синтетического учета материалов, его регистров, порядок оценки материалов, их инвентаризации.

- Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307- ФЗ принят ГД ФС РФ 24.12.2008, согласно которому аудиторские организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, при проведении аудиторской проверки организации выражают мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета материалов законодательству РФ.

Второй уровень – Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов. К данному уровню относятся следующие нормативные документы:

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44-н. (в ред. Приказов Минфина от 26.03.2007 № 26н). Этот документ содержит основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета материалов, а так же раскрывает другие вопросы бухгалтерского учета материалов;

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 № 26н.)

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) (утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 г. № 154н) (в ред. От 25.12.2007 №147н);

Третий уровень – правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. К ним относятся:

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. №119-н (в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 N 33н, от 26.03.2007 N 26н);

- Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49;

- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации (протокол №25 от 23.04.2004 г.);

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н);

- Порядок отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе (письмо Минфина России от 30 октября 1992 г. № 16-05/4).

- Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н; (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)

Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно с конкретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. Такие как:

- внутрифирменные правила (стандарты);

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- должностные инструкции;

- инструкции по проведению инвентаризации и т.д.

Приведенный выше перечень документов, регламентирующих учет материалов и его аудиторскую проверку в Российской Федерации, основан на их юридической значимости для формирования системы бухгалтерского учета и его аудита.

 

 

1.2. Цель, задачи и источники информации аудита МПЗ

 

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н, к материально-производственным запасам (МПЗ) относятся активы:

- используемые в качестве  сырья, материалов и т.п. при производстве  продукции, предназначенной для  продажи (выполнения работ, оказания  услуг);

- предназначенные для  продажи;

- используемые для управленческих  нужд организации.

К таким активам относятся сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, товары, готовая продукция.

Целью аудита МПЗ является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения, действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Основными задачами аудита материально-производственных запасов на предприятии является проверка:

- состояния учета, хранения  и эффективности использования  материальных ресурсов;

- соответствия фактического  наличия ресурсов данным бухгалтерского  учета и потребностям предприятия;

- выявления непригодных  для использования ценностей  с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;

- полноты и своевременности  оприходования, законности и целесообразности  расходования и списания МПЗ;

- обоснования и соблюдения  установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов  и других ценностей, своевременности  и качества инвентаризаций и  правильности принимаемых по  результатам ревизии решений.

Для достижения целей аудита в соответствии с федеральным Правилом №3 «Планирование аудита» составляется программа аудиторской проверки по разделу «Материально-производственные запасы», являющаяся частью общей программы аудита.

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе аудита МПЗ:

1) Оценка эффективности  системы внутреннего контроля  в отношении МПЗ:

- обоснованность и оптимальность  выбора в учетной политике  организационно-технических и методических  аспектов данного участка учета;

- представление финансовой  информации наиболее эффективным  образом в целях ее оптимального  использования уполномоченными  лицами;

- проверка объективности  информации, представленной в бухгалтерской  отчетности, об имеющихся в наличии  МПЗ;

- проверка организации  системы утверждений (наличие приказа  об установлении круга лиц, которым  дано право подписывать документы  на отпуск МПЗ со склада).

2) Проверка обеспечения  контроля за наличием и сохранностью  МПЗ:

- организация складского  хозяйства для различных видов  МПЗ;

- соблюдение условий хранения (обеспечение измерительными приборами);

- правильность классификации  и группировки МПЗ (сырье, основные  и вспомогательные материалы, запчасти  и т.д.);

- правильность хранения  собственных МПЗ и находящихся  в организации на иных условиях (на ответственном хранении, на комиссии, давальческое сырье);

- организация материальной  ответственности за МПЗ;

- организация аналитического  учета МПЗ;

- организация проведения  инвентаризации МПЗ;

- соблюдение сроков проведения  инвентаризации МПЗ согласно  учетной политике;

- правильность отражения  в учете результатов инвентаризации (проверка материалов о результатах  годовой инвентаризации МПЗ).

3) Проверка правильности  документального оформления движения  МПЗ:

- наличие первичных документов, подтверждающих движение МПЗ;

- применение унифицированных  форм первичной учетной документации;

- особенности документального  оформления (соответствие содержания  первичного документа сути хозяйственной  операции).

4) Проверка полноты и  своевременности оприходования  материальных ценностей:

- наличие и правильность  оформления договоров;

- соответствие поступающих  МПЗ условиям договоров;

- реальность кредиторской  задолженности по МПЗ;

- правильность учета неотфактурованных  поставок и МПЗ в пути.

5) Проверка правильности  оценки МПЗ при их оприходовании  и списании в производство:

- правильность оценки  МПЗ в текущем учета и в  балансе;

- правильность формирования  учетной стоимости отечественных  и импортных материальных ценностей  и соблюдение условий договоров  и учетной политики.

6) Проверка использования  материальных ценностей на производственные  и другие цели:

- законность и целесообразность  расходования МПЗ;

- использование МПЗ по  различным направлениям деятельности;

- правильность оценки  МПЗ при их списании.

7) Проверка правильности  отражения материальных ценностей  на счетах бухгалтерского учета:

- отражение операций оприходования  и списания МПЗ в регистрах  синтетического учета;

- вопросы налогообложения, связанные с оприходованием и  списанием МПЗ;

- сверка данных синтетического  и аналитического учета;

- правильность списания  недостач и порчи МПЗ.

Поставленные задачи решаются путем выполнения определенного набора аудиторских процедур, которые выбираются при планировании аудита и в ходе проверки уточняются. Конкретный порядок проведения процедур и их содержание должны определяться исходя из особенностей хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:

- доверенность (форма №М-2 и №М-2а) – применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;

- приходный ордер (форма №М-4) – используется для учета материале поступающих от поставщиков или из переработки;

Информация о работе Содержание и значение аудита учета и использования производственных запасов