Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики важнейшей функцией управления на всех уровнях становится контроль за сохранностью, преумножение собственности и обеспечение текущей доходности капитала. Контроль осуществляется в интересах учредителей, имеющих обязательственные права в отношении организации, в которую они вложили капитал и ориентирующихся на получение дохода (дивиденда) в интересах государства, так как достоверное отражение имущественного положения, доходов (оборотов) и прибыли организации обеспечивает правильное определение налогооблагаемой базы и как следствие налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………..…............3
1. Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений…………………………………5
1.1. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по теме курсовой раьоты………
2. Контроль в экономическом значении
2.1. Организациооные формы и виды контроля.………………….……..........9
2.2. Органы государственногоконтроля и их функции……………………..15
2.3. Органы ведомственного контроля и их функции………………………18
2.4. Документальные и фактические методы контроля…………….……22
3.Организация ревизионной работы………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.…........28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………..…............3

 

1. Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений…………………………………………………………………..……5

1.1. Краткий аннотированный  обзор законодательной и нормативной  базы по теме курсовой раьоты………………. ………….………...…………..

 

2. Контроль в экономическом значении

2.1. Организациооные формы и виды  контроля.………………….……..........9

2.2. Органы государственногоконтроля и их функции……………………..15

2.3. Органы ведомственного  контроля и их функции………………………18

2.4. Документальные и фактические методы контроля…………….……22

 

3.Организация ревизионной работы………………………………………….24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....................27

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.…........28

 

                                                    Введение  
 
         В условиях рыночной экономики важнейшей функцией управления на всех уровнях становится контроль за сохранностью, преумножение собственности и обеспечение текущей доходности капитала. Контроль осуществляется в интересах учредителей, имеющих обязательственные права в отношении организации, в которую они вложили капитал и ориентирующихся на получение дохода (дивиденда) в интересах государства, так как достоверное отражение имущественного положения, доходов (оборотов) и прибыли организации обеспечивает правильное определение налогооблагаемой базы и как следствие налоговых платежей. В организации контроля заинтересованы менеджеры, для которых он становится важнейшим источником достоверной информации, получаемой из подразделений организации и характеризующей реальное состояние управляемого объекта, а также работники организации, которым необходима объективная оценка результатов деятельности и имущественного состояния подразделений организации. Это создает объективную основу для стимулирования работников. Значимость контроля за ходом и результатами производства определяет целесообразность мониторинга процессов и факторов производства.  
   Рассматривая значение контрольной функции, необходимо определить роль и взаимосвязь различных методов контроля: государственного финансового контроля, аудита как независимой проверки достоверности отчетности, налогового контроля, ревизионной работы в системе объединений юридических лиц (союзах, ассоциациях, холдингах), контрольной работы в рамках организаций (внутренний контроль и аудит).  
В настоящее время действует четкая система контроля, направленного на предупреждение нарушений, поддержание пропорциональности и равновесия в производстве, выявление нарушений и их виновников, устранение последствий допущенных нарушений.  
   В современных условиях важен не столько последующий контроль, сколько контроль, ориентированный на оперативное управление и рассматриваемый как возможность своевременного выявления отклонений с целью быстрого устранения их негативных последствий, т.е. контроль становится элементом оперативного контроллинга хода производства.  
Контрольно-ревизионные комиссии законодательно определены в качестве органов, которые должны формироваться в ряде коммерческих организаций: в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Однако их статус и функции проработаны недостаточно, а роль этих подразделений организаций недооценивается.  
   Новым направлением развития контроля стало создание в рамках крупных коммерческих структур специальных служб внутреннего контроля, которые приняли на себя функцию всесторонней проверки хода производства, включая документальный контроль и ревизию сохранности товарно-материальных ценностей, оценку целесообразности принимаемых решений и полноты их реализации. Подобные службы особенно важны в организациях, имеющих развернутую сеть филиалов и обособленных подразделений, поскольку в этом случае они должны обеспечить единство учетной политики и применение общей методологии учета.  
Таким образом, оптимизация контрольных функций и появление новых методов контроля не могли не сказаться на организации контрольно-ревизионной работы, которая является традиционной для российских предприятий. Именно этим определяется внимание, уделяемое данному вопросу в научной, методической литературе и в ряде законодательных и нормативных актов.  
   В настоящее время расширяется круг субъектов контрольно-ревизионной работы. Если в условиях государственной формы собственности задача ревизии и контроля сводилась к проверке сохранности и целевого использования выделенных средств, то сейчас важно проверять рациональность распределения средств, находящихся в распоряжении менеджеров. Это предопределяет тесное взаимодействие контрольных органов и собственников. Поэтому к контролю привлекаются как внутренние контрольные органы, так и внешние по отношению к организации, в том числе независимые аудиторы. Особое место в системе контроля занимают контрольно-ревизионные комиссии, создаваемые из числа работников организации и привлеченных лиц. Этот субъект контроля представляет интересы всех участников бизнеса (собственников, менеджеров, работников, государства) и наиболее демократичен. Контрольно-ревизионные комиссии, как правило, работают в тесном контакте с бухгалтерско-финансовыми службами организаций, составляя планы проведения ревизий и документальных контрольных проверок, Регулярная работа контрольных органов позволяет предупредить накопление нежелательных отклонений, противоправные действия отдельных работников и локализовать ошибки.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений.

В науке ревизию понимают как  глубокий и всеобъемлющий метод бюджетного контроля. Однако из-за отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле законодательно определение ревизии нигде не закреплено. Определение ревизии и проверки дано в разных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России' содержит следующее определение.

«Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление».

Цель ревизии —  определение законности, полноты  и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств. Объекты ревизии — все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

          В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении.

        Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

       Государство, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивает защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей.

Контроль может носить правовой, административный характер; большое значение имеет технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль. Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль.

  Контроль определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т. д., что является следствием подхода к данному вопросу с точки зрения интересов представителей различных научных направлений.

  Существуют различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами, как:

· субъект контроля;

· субъект, принимающий  решение по результатам контроля;

· объект контроля;

· предмет контроля;

· цель контроля;

· задачи контроля;

· принципы контроля;

· методы контроля;

· техника и технология контроля;

· процесс контроля.

  В широком смысле под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности. Финансовый контроль имеет ту особенность, что его объектом всегда являются отношения, связанные с мобилизацией или расходованием денежных средств, т.е. с использованием финансовых ресурсов.

  Финансовый контроль - это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответственно государственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан.

  Финансовый контроль может рассматриваться в качестве одной из функций контрольных органов, представляющей собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установить законность совершенных им операций, достоверность и качество полученных финансовых показателей с применением определенных форм, методов и разновидностей ее организации.

 

 

    1. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по теме курсовой работы.
  1. Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII  
    "Об аудиторской деятельности".
  2. Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369 "О комитете государственного контроля Республики Беларусь".
  3. Закон Республики Беларусь от 2 февраля 1994 г. № 2737-XII  
    "О государственной налоговой инспекции РБ".
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 11 февраля 1998 г.  
    № 71 "Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь".
  5. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 30 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь".
  6. Инструкция о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства промышленности Республики Беларусь. Утверждена приказом Министерства промышленности Республики Беларусь 30 июня 2000 г. № 235 (с учетом изменений, внесенных приказом Минпрома от 07.05.2001 № 237,  
    рег. № 8/6153 от 28.05.2001).
  7. Инструкция о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности учебных заведений, учреждений, организаций и предприятий системы образования Республики Беларусь. Утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь 23.03.2000 № 133 (с учетом дополнений, внесенных приказом Мин-образования т 01.06.2001 № 272, рег. № 8/6275 от 19.06.2001).
  8. Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности в органах финансовых расследований Республики Беларусь. Утверждена приказом Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь 14 декабря 2000 г. № 54.
  9. Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в системе Министерства торговли Республики Беларусь. Утверждена приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.2000 № 13 (с учетом изменений, внесенных приказом Минторга от 19.10.2000 № 69, рег.  
    № 8/4654 от 27.12.2000).
  10. Инструкция о порядке проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в системе Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. Утверждена приказом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 27 июня 2000 г. № 1187.
  11. Инструкция о порядке организации и проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений в системе социальной защиты Республики Беларусь. Утверждена приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 31.03.2000 № 25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Контроль  в экономичеком значении

2.1. Организационые  формы и виды контроля.

  В условиях рыночной экономики достоверной учётной и отчётной информацией о деятельности хозяйственных субъектов возрастают. Эта информация необходима как внутренним пользователям (администрация, руководитель подразделения), так и внешним (государственные органы, поставщики, банки, собственники предприятия). Достоверность информации обеспечивается контролем. Контроль в экономическом значении означает наблюдение и управление.

Контроль – это самостоятельная функция управления, представляющая собой системы и проверки процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениям, а так же позволяющие видеть отклонения от намеченных целей и принимать при необходимости корректирующие меры. Содержание контроля трактуют в широком и узком смысле. В узком контроль связывают с какой-либо функцией управления, например с планированием, т.е. когда с помощью контроля выявляются те или иные погрешности в плане и исправляются. Под контролем в узком смысле так же подразумевают проверку деятельности чего-либо или кого-либо. В широком смысле контроль рассматривают как проверку соблюдения и выполнения поставленных задач, планов и решений.

Функции контроля.

Функции контроля существуют с давних времён, их появление обусловлено  следующими факторами: разделение общественного труда, возникновение товарно-денежных обмена, формирование институтов гос-ва и права.

Функции экономического контроля: информационная, профилактическая, мобилизующая, воспитательная.

Информационная функция  заключается в том, что информация полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта. Профилактическая функция заключ. В том, что контроль не только выявит недостатки хищения и злоупотребления, но и способствующих их устранение и не допущению в дальнейшей работе. Мобилизующая функция контроля заставляет объекты хозяйствования выполнять свои обязательства. Воспитательная функция заключается в том, что приобщая людей к управлению производством, контроль воспитывает у работников организации потребность соблюдения законности и чёткого выполнения своих обязанностей.

Контроль может осуществляться на разных уровнях: должностного лица, отдельного подразделения, на уровне предприятия, на уровне отрасли, региона, страны.

Целью контроля является объективное изучение дел в определённых отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно оказывающихся факторов.

 

Основные задачи контроля:

1)Уклонение законности правопорядка;

2)Укрепление гос. и договорной дисциплины;

3)Обеспечение сохранности  принадлежащих организации имущества, денежных средств;

4)Достижение целевого, экономного и рационального использования  всех средств, находящихся в распоряжении предприятия;

5)Выявление и использование резервов роста и повышение эффективности производства;

6)Выявление путей совершенствования  работы субъектов хозяйствования.

Финансовый  экономический контроль – это деятельность уполномоченных государственных, муниципальных органов, а так же не государственных организации органов и лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование государства и его элементов.

Роль финансового экономического контроля в управлении экономикой определяется его целями, функциями, задачами, принципами и основным содержанием, которое составляет:

1)Обеспечение качественного и эффективного финансового, хозяйтсвенного управления, соблюдение финансового законодательства субъектами финансовых отношений;

2)Защита интересов  всех субъектов хозяйствования  и управления государством в целом и его граждан;

3)Содействие, проводимое  государством единой социальной, хозяйственной, финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике;

4)Выявление внутренних  резервов использования фин. ресурсов  во всех сферах производства  и распределения общественного продукта;

5)Укрепление экономической  системы страны.

Основные  функции финансового экономического контроля: контрольная, предупредительная, регулятивная, оценочно-аналитическая.

Задачи  финансового экономического контроля:

1.обеспечение соблюдения действующего законодательства;

2.обеспечение эффективности  планирования финансово-экономической  деятельности;

3.обеспечение правильности ведения учёта и составления отчётности по финансово-экономической деятельности;

4.обеспечение соблюдения  прав и сохранности имущества собственников;

5.установление целесообразности  операций по ведению финансово- экономической деятельности;

Информация о работе Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений