Трансфертные цены их виды и роль в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:18, реферат

Краткое описание

Современная фирма может быть представлена как совокупность бизнес-единиц между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой. Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре. Каждый из его участников преследует свои интересы, которые далеко не всегда совпадают. В итоге, задача эффективного управления превращается в задачу управления контрактными отношениями, внутрифирменной экономикой.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования . . . . . . 4
Методы расчета трансфертной цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Методология центров ответственности при
трансфертном ценообразовании .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Основные аспекты трансфертного ценообразования . . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Вложенные файлы: 1 файл

referat.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионально образования

«Владимирский государственный  университет 
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

Кафедра «Менеджмента» 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Бухгалтерский учет»

на тему: «Трансфертные цены их виды и роль в управлении организацией»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ЗМНуд-110

           Н.А. Муравьева

 

Принял:

преподаватель 

Т.С. Сафронова

 

 

 

 

Владимир, 2012

 

Содержание

 

Введение   . . . .  .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   3

 Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования   . . . . . .  4

Методы расчета трансфертной цены    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6

Методология центров ответственности при

 трансфертном ценообразовании   .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

 Основные аспекты трансфертного ценообразования   . . . . . . . . .  15

Заключение   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Список литературы    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

 

Введение

 

Современная фирма может  быть представлена как совокупность бизнес-единиц между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой. Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре. Каждый из его участников преследует свои интересы, которые далеко не всегда совпадают. В итоге, задача эффективного управления превращается в задачу управления контрактными отношениями, внутрифирменной экономикой.

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что  изучению такой сферы деятельности фирмы, как трансфертное ценообразование, отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки (обычно систем класса ERP. Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия.

 

 

Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования

 

История вопроса о  трансфертном ценообразовании связана  с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда  в промышленности в связи с  процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами, формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.

В современной рыночной экономике проблемы трансфертного  ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.

Для нашей экономики  проблема установления трансфертной цены актуальна, в частности, в связи  с начавшимися процессами реструктуризации бизнеса.

Трансфертное ценообразование  в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры  управления предприятием, когда отдельным  структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы.

Таким образом, трансфертная цена (ТЦ) — это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.

Трансфертное ценообразование  предполагает четкое фиксирование факта  приемки-передачи между центрами ответственности  изделия (услуги), что невозможно без организованной системы сегментарного учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная ТЦ будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут быть реализованы при соблюдении двух условий:

• совпадении целей менеджеров различных уровней управления и организации в целом;

• предоставлении руководителям центров ответственности необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы расчета трансфертной цены

 

На практике применяются три метода расчета ТЦ:

1) на основе рыночных  цен;.

2) на основе себестоимости  (переменной или полной), по принципу  «себестоимость плюс»;

3) на основе договорных  ТЦ, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги).

Особую популярность в странах с рыночной экономикой получил первый метод. Преимущество рыночных цен состоит в их объективном характере, и ТЦ не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности (прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.

Однако применение первого  метода имеет свои ограничения: необходимо наличие развитого рынка продукции  и услуг, производимых центром ответственности. Кроме того, организация несет дополнительные расходы по сбору информации об уровне рыночных цен на них.

В трансфертном ценообразовании  всегда участвуют две стороны: центр  ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий эту продукцию (услугу) для ее последующей переработки и потребления. При формировании ТЦ на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между ними должны соблюдаться следующие условия:

1) центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), покупает ее внутри фирмы до тех пор, пока продающий центр ответственности не начинает завышать существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри фирмы;

2) если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий продукцию (услугу) центр ответственности может приобрести ее на стороне.

В том случае, если какое-либо из условий установления рыночных ТЦ Невыполнимо, то применяется второй метод — на основе себестоимости, и здесь существуют различные варианты. В основу ТЦ может быть положена:

а) полная фактическая  себестоимость;

б) нормативная себестоимость;

в) переменная себестоимость.

В любом случае ТЦ рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т. е. в ТЦ на продукцию передающего подразделения закладывается выбранный показатель себестоимости и фиксированный в виде процента размер прибыли этого центра ответственности. Например, ТЦ может рассчитываться по формуле «110% полной себестоимости» или «150% переменной себестоимости» единицы изделия передающего центра ответственности.

Преимуществом первого  варианта расчета являются объективность  и ясность расчетов. Рассчитанная эти методом цена приближается к  рыночной, что способствует принятию грамотных управленческих решений. Однако здесь имеются и свои недостатки.

Во-первых, передающий центр  ответственности не заинтересован  в снижении своих фактических  затрат, так как заранее уверен, что ТЦ их не только покроет, но и  превысит на сумму установленной  наценки.

Во-вторых, по ТЦ, рассчитанной на базе полной себестоимости, нельзя судить о степени эффективности работы передающего центра ответственности, а следовательно, контролировать ее. Постоянные расходы затушевывают реальную картину.

Пример. ТЦ подразделения рассчитывается по формуле «110% полной себестоимости». В 1 квартале года произведено 500 изделий. Постоянные расходы центра ответственности — 100 руб., переменные — 400 руб. (т. е. одному изделию соответствует 80 коп. переменных затрат). Полная себестоимость единицы составляет:

(100 + 0,8 х 500); 500 = 1 руб. Значит, ТЦ = 1,1 руб. (1.x 110%: 100).

Допустим, что в следующем квартале центру ответственности удалось  снизить удельные переменные издержки с 80 до 75 коп. При этом было произведено 400 ед. продукции. Полная себестоимость единицы в таком случае составляет:

(100 + 0,75x400): 400 = 1 руб.

Передача изделия между центрами ответственности по-прежнему осуществляется по ТЦ в 1,1 руб., несмотря на то, что эффективность  работы центра ответственности возросла.

В-третьих, известно, что система трансфертного ценообразования эффективна лишь в том случае, когда цели менеджеров различных уровней совпадают с задачами фирмы в целом. Однако с позиций организации, приобретение изделия подразделением внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С точки зрения получающего центра ответственности, использование рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных затрат.

Отмеченные недостатки устраняются  расчетом ТЦ по второму варианту —  на базе нормативных затрат. По существу в этом случае рассчитывается нормативная  трансфертная цена. Превышение фактической  ТЦ над нормативной свидетельствует  об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение — об ее эффективности.

Однако нормирование издержек приемлемо  не для всех производств и не во всяких экономических условиях. Например, при высоком уровне инфляции этот процесс вообще оказывается бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.

В этих случаях может быть использован  третий вариант расчета ТЦ — на основе переменной себестоимости, информация о которой аккумулируется в системе "директ-костинг». Постоянные издержки центров ответственности будут покрываться при этом из выручки организации. Этот вариант позволяет разрабатывать ценовую политику, оптимальную не только для фирмы в целом, но и для ее структурных подразделений, а также находить благоприятное сочетание объемов производства и продажных цен. Кроме того, такой вариант расчета ТЦ позволяет анализировать и контролировать деятельность центров ответственности;

Возвратимся к нашему примеру. В I квартале ТЦ, рассчитанная на базе переменных затрат, определяется следующим образом:

0,8 х 1,1 = 0,88 руб., а во II квартале, когда эффективность работы подразделения  возросла, ТЦ снизится до 0,82 руб. (0,75 х 1,1).

В этом случае, однако, ТЦ не возмещает  постоянные издержки и не позволяет  рассчитать прибыль, зарабатываемую центром ответственности. Следовательно, оценка уровня эффективности работы руководителя такого подразделения не может быть осуществлена с использованием показателей прибыли и дохода. Это в свою очередь означает, что у менеджера снижаются стимулы к сокращению издержек.

Третий  метод трансфертного ценообразования предполагает расчет договорной ТЦ. При этом используется следующая формула:

 Удельный маржинальный  доход,

ТЦ = Удельная переменная + утраченный продающим подразделением в себестоимость результате отказа от внешних продаж

Эта формула универсальна и применима  в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей. Пример расчета  договорной ТЦ с помощью общего уравнения  приводится ниже.

В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования1. Выбор того или иного метода определяется рядом факторов:

Информация о работе Трансфертные цены их виды и роль в управлении организацией