Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть бюджетную политику и ее реализацию в субъектах РФ.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть сущность бюджетной политики;
изучить задачи и цели бюджетной политики;
рассмтреть структуру и функции консолидированного бюджета субъекта федерации.
Введение 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 5
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политики 5
2. Реализация бюджетной политики в субъектах РФ 11
2.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ. 11
2.2 Сущность и функции консолидированного бюджета субъекта РФ. 15
2.3 Реализация бюджетной политика в Калининградской области. 17
Заключение 25
Список использованной литератцры 27
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 5
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политики 5
2. Реализация бюджетной политики в субъектах РФ 11
2.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ. 11
2.2 Сущность и функции консолидированного бюджета субъекта РФ. 15
2.3 Реализация бюджетной политика в Калининградской области. 17
Заключение 25
Список использованной литератцры 27
Введение
Важнейшей составной частью финансовой политики государства является бюджетная политика. Роль бюджетной политики и бюджетного планирования в государственном строительстве исключительно велика, так как именно бюджетная политика определяет курс и основные задачи развития экономики, обеспечивающие финансовую, социальную и в целом макроэкономическую стабильность в стране, а бюджетное планирование является инструментом ее реализации.
Главная цель бюджетной
политики Российской Федерации
на современном этапе —
В настоящее время по заказу Правительства Российской Федерации в 2011 году была разработана Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (далее КДР), которая является основой стратегического и текущего бюджетного планирования.
В субъектах Федерации действуют программы развития экономики, финансов территорий.
В научной литературе в основном определяются роль и значение бюджетной политики и практически не раскрывается ее сущность, принципы формирования, не анализируются бюджетные процедуры реализации бюджетной политики и др. Изучение этих проблем представляет определенный научный интерес.
На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации совершенствование бюджетного планирования является приоритетным направлением государственной бюджетной политики. Необходимость успешного и стабильного развития регионов и муниципальных образований требует долгосрочности бюджетов, ориентированных на результат. Бюджетирование, ориентированное на результат, возможно только при широком использовании программно-целевого метода в бюджетном планировании, который необходимо совершенствовать и развивать.
Учитывая вышесказанное, а также то, что бюджетная политика государства включает в себя выработку и реализацию подходов по формированию основных доходных источников, определение приоритетов в финансировании государственных расходов и регулирование дефицита бюджета, актуальность данной темы не вызывает сомнений.
Цель работы – рассмотреть бюджетную политику и ее реализацию в субъектах РФ.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
Объектом курсовой работы является бюджетная политика Российской Федерации. Предметом исследования выступают отношения между законодательными и исполнительными органами власти по поводу формирования основного направления бюджетной политики в области доходов, расходов, выделения основных её задач и обеспечение их выполнения.
Информационной базой при написании курсовой работы послужили: учебные издания, статьи периодических изданий, данные Министерства финансов РФ, данные Госкомстат РФ.
1. Теоретические основы бюджетной политики.
1.1. Понятие, цели и задачи бюджетной политики
Бюджетная политика — направление экономической политики
государства, связанное с разработкой
и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-
Бюджетная политика государства представляет собой совокупность целенаправленных мер правительства в области формирования и использования финансовых ресурсов для решения государственных задач.
Можно выделить три основных функции бюджетной политики:
1) фискальная - через изъятие налогов правительство обеспечивает необходимые ресурсы для своей деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;
2) экономического регулирования - налоги и расходы используются правительством для управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);
3) выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, малообеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т.п.
Поскольку основной инструмент формирования бюджетов — налоги, бюджетную политику часто называют также фискальной политикой.
Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:
а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового;
б) размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение;
в) определение долей Федерации и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета, соотношение основных разделов бюджета и т. д.
Бюджетная политика предполагает
определение целей и задач
в области государственных
Растущие социальные
расходы государства и
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и социальной политики государства, именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач.
В условиях
рынка бюджетная политика - главный
рычаг определения основных
Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны.
Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия.
Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.2
Главной целью бюджетной политики России является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Большое значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов. Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития.
Финансовое
обеспечение деятельности
Как указано в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах», важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
«Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2015 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и, прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в субъектах РФ