Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть геополитические перспективы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В связи с поставленной целью задачи работы являются:
Рассмотрение общей характеристики Азиатско-тихоокеанского региона;
Характеристика Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества;
Рассмотрение вступления РФ в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество;
Анализ главных геополитические проблем и целей Российской Федерации;
Характеристика Шанхайской организации сотрудничества.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона………………………………………………………………......................5
Глава 2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество………………................................................................................7
Глава 3. Вступление Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество………………………………………………...12
Глава 4. Главные геополитические проблемы и цели Российской Федерации………………………………………………………………………17
Глава 5. Шанхайская организация сотрудничества…………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Содержание
Введение………………………………………………………… |
Глава 1. Общая
характеристика Азиатско-тихоокеанского
региона…………………………………………………………… |
Глава 2. Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество…… |
Глава 3. Вступление
Российской Федерации в Азиатско- |
Глава 4. Главные геополитические проблемы
и цели Российской Федерации……………………………………………………… |
Глава 5. Шанхайская организация сотрудничества…………………………...22 |
Заключение…………………………………………………… |
Список литературы………………………………… |
Введение
Политически организованное пространство - это живой организм, в котором постоянно происходят изменения. Наиболее значимые подвижки произошли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Сегодня этот Форум объединяет 21 экономику стран АТР, которые отличаются уровнем и темпами экономического развития — с одной стороны, США и Канада, а с другой, Бруней, Папуа — Новая Гвинея. Поскольку членами АТЭС являются и страны с высокими темпами экономического развития (Китай), мы можем говорить о динамичном развитии Форума. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время на страны АТЭС приходится 54% мирового ВВП и 43% международной торговли. По оценке МВФ в 2011 — 2012 годах среднегодовые темпы роста ВВП в этом регионе будут сохранены в пределах 8,4%, по сравнению с развитыми странами, где эти показатели составляют 2,2%. АТЭС является межправительственной организацией, стратегической целью которой в соответствии с «Богорскими целями» является либерализация движения товаров и капиталов. Соглашениями, заключенными в 1994 году в городе Богор (Индонезия), предусмотрен к 2010 году отказ от торговых барьеров развитых стран, а к 2020 — развивающихся.
Таким образом, изучение перспектив сотрудничества России, которая вступила в АТЭС в 1998 году, со странами Азиатско-тихоокеанского региона, представляется очень актуальной и важной задачей, отвечающей сегодняшним интересам и потребностям нашей страны.
Цель данной работы: рассмотреть геополитические перспективы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В связи с поставленной целью задачи работы являются:
Говоря о сотрудничестве России со странами АТЭС, хотелось бы подчеркнуть значение такого взаимодействия со странами АТР для российских регионов. До сих пор процесс вовлечения российского Дальнего Востока и Восточной Сибири в торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество развивается медленными темпами, в то время как более активное сотрудничество с экономиками АТЭС могло бы способствовать экономическому и социальному развитию этих регионов и приграничных территорий.
Глава 1. Общая характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона.
АТР - экономическо-политический регион, включающий в себя около 21 государств, объединенными торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными промышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млрд. человек.
Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран
В последнее десятилетие XX века и в первые годы XXI века в АТР на первый план вышли отношения между государствами этого региона. В нем, по крайней мере, три державы: Китай, Япония и Индия - находятся на пути превращения в центры мирового значения. После тяжелой, но необходимой коррекции кризисом 1997 года экономика азиатских стран демонстрирует способность и к росту, то есть к увеличению производства, развитию и освоению новых для нее отраслей. Становится очевидным, что экономические проблемы начинают занимать главенствующее положение в международных отношениях все большего числа государств этого региона.
АТР является крупнейшим энергетическим рынком. В 2010 году регион обеспечил 38% мирового потребления энергии. Основой энергетического рынка региона является Китай, на который приходится 80% регионального спроса на энергоресурсы. В перспективе ожидается рост доли Развивающейся Азии в региональном энергобалансе.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – относительно новое понятие, появившееся в геополитическом словаре во второй половине ХХ в. Повышение интереса к АТР сегодня обусловлено возросшей динамикой экономических процессов в этом регионе, появлением в нем новых влиятельных государств, нарастанием военно-политической конкуренции в этой обширной зоне мира и наличием перспектив смещения в нее центров международной финансовой и деловой активности. России во всех этих процессах уготована далеко не последняя роль, что ставит наше государство и общество перед необходимостью принятия дополнительных масштабных мер по развитию его восточных регионов и придания этому направлению приоритетного характера в общем комплексе мер российского возрождения.
Экономический рост и существенное повышение уровня жизни в АТР на протяжении жизни одного поколения укрепили социальную стабильность в странах этого региона, расширили их возможности для проведения более самостоятельной внешней политики.
И хотя в силу
многих причин в странах АТР существовало
стойкое недоверие к
Глава 2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.
Азиатско-Тихоокеанское
Создание этой международной региональной организации было инициировано в 1989 году Австралией при поддержке, прежде всего стран, имевших высокий уровень экономического развития: Японии, США, Канады и Новой Зеландии, но встретило прохладный прием со стороны большинства тихоокеанских государств. Поскольку недоверие к экономически развитым странам было сильно, а члены АСЕАН - Ассоциации стран Юго-Восточной Азии опасались, что высокоразвитые государства будут использовать АТЭС для навязывания своей воли. Но у нового межправительственного образования отсутствовали и отсутствуют важнейшие формальные принципы международной организации: руководство, аппарат, соответствующие структуры в странах-участницах. Более того, АТЭС не наделялось и функцией ведения переговоров. Естественно, что деятельность подобного образования на международной арене была малозаметна.
В ноябре 1993 года в Сиэтле состоялся саммит глав государств и правительств 15 стран - членов организации. В работе саммита самое активное равноправное участие принял Председатель КНР Цзян Цзимин. И хотя мировое сообщество осуждало руководство Китая за нарушение основных прав человека, то, что объем валового внутреннего продукта на душу населения в КНР за жизнь одного поколения вырос в 105 раз, перевесило приверженность западных лидеров общечеловеческим ценностям и правам человека.
Участники саммитов АТЭС никогда не демонстрировали единодушия, всегда давали отпор стремлениям установить чей-либо диктат. Более того, не прекращаются попытки вернуть АТЭС неформальный и неполитический характер. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС за эти годы фактически превратилось в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности, налаживания экономического сотрудничества на региональном уровне.
Принятые в АТЭС принципы добровольности, гибкости и равенства всех его членов на практике не означают одинаковых условий и требований ко всем. Одна из главных особенностей рассматриваемой организации состоит в том, что критерием членства является географическое положение и тесная вовлеченность в региональную экономику и торговлю (примерно 50% экономической деятельности и внешнеторгового оборота должно приходиться на регион). Это не только привело к тому, что в организации участвуют страны с развитой экономикой, страны, добившиеся в последние десятилетия заметных результатов в развитии своей экономики и страны, развитие которых находится на невысоком уровне, но и предопределило разный подход участников к вопросам экономического взаимодействия. В итоге в организации действуют не единые правила, как в Европейском союзе или в торговом блоке НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле, 1993 г.), объединяющем США, Канаду и Мексику, а три их уровня, соответственно трем потокам разновременного движения к экономической интеграции. Для менее развитых в экономическом отношении стран существуют более мягкие условия членства в АТЭС.
Уже к 1997 г. АТЭС при сохранении разнонаправленных тенденций и неоднозначности подхода к ней стала работающей организацией. Были определены модель и формат диалогового процесса, учитывающие специфику «западного» и «восточного» менталитета. Достигнуто взаимопонимание, точнее, сняты все возражения относительно сроков создания в регионе режима «свободной и открытой торговли»: 2010 г. для развитых стран и 2020 г. для остальных. Остается нерушимым принцип, что каждая страна-участница разрабатывает индивидуальный план движения к сообществу «свободной и открытой торговли», а на их основе разрабатываются коллективные планы действий, охватывающие все важные аспекты в ракурсе содействия торговле и инвестициям. Началась практическая работа в области экономического и технического сотрудничества по многим ключевым направлениям хозяйственной жизни: энергетике, транспорту, телекоммуникациям, малому и среднему предпринимательству, промышленным технологиям, рыболовству, охране окружающей среды. Определены 15 секторов для первоначальной добровольной либерализации внешне- и внутриэкономической деятельности АТЭС.
Свидетельством превращения АТЭС в работающую организацию стало и то, что в ее рамках разрабатывалась стратегия выхода из азиатского финансово-экономического кризиса и национальные антикризисные программы были открыты для всех стран-членов. То есть шел обмен ноу-хау, но страны, не затронутые кризисом, добровольно взяли на себя обязательство дополнить, в случае необходимости, пакет помощи Международного валютного фонда на тех же условиях, что и займы МВФ. В 1999 г. на очередном саммите АТЭС было заявлено о создании в рамках организации Фонда экстренней помощи (в размере 30 млрд. долл.) для проведения стабилизационных мер в пораженных кризисом азиатских странах. Там же министрам иностранных дел стран ленов АТЭС было поручено сформулировать стратегию и разработать конкретные меры по «укреплению социальной страховочной сетки».
Как и для
любой международной
В то время, когда Россия односторонне обрывала существовавшие в предшествующий период экономические и политические связи с азиатскими государствами и искала свою геополитическую идентичность, большинство стран АТР переходило благодаря ориентации на квалифицированную рабочую силу к экономическому и рыночному мышлению, к политике открытости и сотрудничества.
Поворот Российской Федерации к сотрудничеству с АТР был непрост, что обусловлено совокупностью субъективных и объективных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. На уровне научной общественности перспективность региона и разностороннего взаимодействия с ним была осознана еще в конце 1980-х гг. В 1988 г. под председательством Е.М. Примакова, тогда директора Института мировой экономики и международных отношений, был создан Советский национальный комитет по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству. Этот комитет инициировал оживление контактов как на государственном, так и на региональном уровне. Они носили преимущественно научно-гуманитарный или административный характер.
Информация о работе Перстпективы развития Азиатско-Тихоокеанского региона