Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:23, реферат
Классификация видов мониторинга: 1. мониторинг источников воздействия и отходов (сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции); 2. мониторинг факторов воздействия (физические, химические, биологические факторы воздействия); 3. мониторинг состояния биосферы географический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами) и биологический мониторинг (биота).
Теоретические положения мониторинга природных ресурсов
Основные понятия и классификация
Единая государственная система мониторинга окружающей среды
Нормативно-правовая база мониторинга окружающей среды
Органы, ведущие мониторинг природных ресурсов (земель, водный и т.д.)
Теоретические положения кадастров
Основные понятия природных ресурсов и их классификация
Понятия кадастра и его виды
Нормативно-правовая база кадастров природных ресурсов
Информатизация мониторинга и кадастров
Понятие информатизации
Способы и методы формирования информации мониторинга и кадастров
Анализ состояния земель в регионе
Список использованной литературы.
Российской Федерации
Федеральное государственное
профессионального образования
Государственный университет по землеустройству
Кафедра: Землепользования и кадастров
Тема:
Мониторинг и кадастр природных ресурсов
на территории Смоленской области.
Специальность: 120302 – Земельный кадастр
Дисциплина: Мониторинг и кадастр природных ресурсов
Выполнил (а) студент (ка) Ткачев Н.И.
4 курса, ЗОЗК,
Руководитель:
Лепехин П.П.
Москва 2013
Содержание
Мониторинг земель - это система
наблюдений за состоянием земельного
фонда. Он является составной частью государственного
мониторинга окружающей среды.
Задачи мониторинга и порядок его ведения
установлены Положением об осуществлении
государственного мониторинга земель,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 28 ноября 2002 г. Задачами мониторинга
земель являются:
- своевременное выявление изменений состояния
земель, оценка этих изменений, прогноз
и выработка рекомендаций о предупреждении
и устранении последствий негативных
процессов;
- информационное обеспечение ведения
государственного земельного кадастра,
государственного земельного контроля,
иных функций государственного и муниципального
управления земельными ресурсами, а также
землеустройства;
- обеспечение граждан информацией о состоянии
окружающей среды в целом и о состоянии
земель в частности.
Мониторинг охватывает все земли РФ независимо
от форм собственности, целевого назначения
и характера использования. В процессе
мониторинга проводятся систематические
наблюдения за состоянием земель, выявляются
изменения и производится их оценка.
В зависимости от целей и территории наблюдения
мониторинг подразделяется на федеральный,
региональный и локальный и осуществляется
по соответствующим программам.
Мониторинг включает в себя:
- сбор информации о состоянии земель,
ее обработку и хранение;
- непрерывное наблюдение за использованием
земель исходя из их целевого назначения
и разрешенного использования;
- анализ и оценку качественного состояния
земель с учетом воздействия природных
и антропогенных факторов.
Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые
в ходе проведения мониторинга, в зависимости
от срока и периодичности проведения делятся
на:
1) базовые (проводятся для получения данных
о состоянии земель на момент начала ведения
мониторинга);
2) периодические (проводятся для получения
данных о состоянии земель за определенный
период - раз в 3 года и более);
3) оперативные (проводятся для получения
данных о состоянии земель на текущий
момент).
Данные, полученные в ходе проведения
мониторинга, используются при подготовке
государственного национального доклада
о состоянии и использовании земель в
Российской Федерации, ежегодно представляемого
в Правительство РФ. Эти данные используются
для информационного обеспечения деятельности
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, юридических
лиц и граждан.
Классификация видов мониторинга:
1. мониторинг источников воздействия и отходов (сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции);
2. мониторинг факторов
3. мониторинг состояния биосферы географический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами) и биологический мониторинг (биота).
Экологический мониторинг является комплексным мониторингом биосферы. Он включает в себя контроль за изменениями состояния окружающей среды под влиянием как природных, так и антропогенных факторов.
Термин «мониторинг» образован от лат. Monitor - наблюдающий, предостерегающий, Существует несколько современных формулировок определения мониторинга. Некоторые исследователи под мониторингом понимают систему повторных наблюдений за состоянием объектов окружающей среды в пространстве и во времени в соответствии с заранее подготовленной программой. Более конкретная формулировка определения мониторинга предложена академиком РАН Ю.А. Израэлем в 1974.: мониторинг состояния природной среды, и в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере, - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий.
Программа ЮНЕСКО от 1974 г. определяет мониторинг как систему регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающую информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей среды, позволяющую прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества. В России же в настоящее время создана и функционирует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). В связи с этим был принят государственный стандарт определения «мониторинга окружающей природной среды» - это система наблюдения и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.
Таким образом, объектами мониторинга в первую очередь являются: атмосфера (мониторинг приземного слоя атмосферы и верхней атмосферы); атмосферные осадки (мониторинг атмосферных осадков); поверхностные воды суши, океаны и моря, подземные воды (мониторинг гидросферы), криосфера (мониторинг составляющих климатической системы).
Кроме того, объектами мониторинга являются антропогенные воздействия и их источники:
Ш Связанные с поступлением в окружающую среду токсичных для человека и опасных для флоры и фауны веществ, а так же других видов воздействия (электромагнитного, шумового и др.);
Ш Приводящие к изменению сложившегося или естественного состояния природных сред, природных комплексов и их компонентов, а так же к сокращению или изменению биологического разнообразия, изменению ландшафта;
Ш Связанные с изъятием или изменением состояния природных ресурсов.
С помощью экологического мониторинга
контролируется состояние экологических
систем, в том числе природно-
Таким образом, объектом мониторинга
является окружающая природная среда.
Окружающую среду, в таком случае
следует рассматривать как
В настоящее время, с развитием антропосферы, необходимо учитывать прямую и обратную связь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, что позволяет сделать мониторинг.
Таким образом, задачи и цели мониторинга окружающей природной среды будут следующие:
Наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
Наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
Наблюдение за состоянием
природной среды и
Оценка физического состояния природной среды;
Прогноз изменений природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.
Наблюдение за состоянием окружающей среды по сути представляет собой сбор информации о фактическом состоянии объектов окружающей среды; об источниках загрязнения; об основных изменениях в состоянии окружающей среды под воздействием загрязнителей. В соответствии с целями и задачами мониторинга сбор информации о состоянии окружающей среды относится к системе так называемого «диагностического» мониторинга, который служит основой для оценки наблюдаемых изменений, составления прогнозов возможных изменений окружающей среды, предотвращения отрицательных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и разработки стратегий оптимальных взаимоотношений общества и окружающей среды.
1.3 Нормативно-правовая база мониторинга окружающей среды
В последние годы в РФ формируется
законодательство по таким экологическим
процедурам, как экологическая экспертиза,
экологический аудит и сертификация. Одной
из процедур управления состоянием окружающей
среды является мониторинг окружающей
среды. Место мониторинга в этой системе
заключается в интеграции представлений
о наблюдении за состоянием окружающей
среды обобщении этой информации и разработке
прогноза.
Под государственным управлением в области
природопользования и охраны окружающей
среды понимается организующая исполнительно-распорядительная
деятельность компетентных государственных
органов по осуществлению экологического
законодательства, разработке и проведению
в жизнь государственной экологической
политики.
Система государственного управления
природопользованием и охраной окружающей
среды предопределена Конституцией РФ,
которая в ряде статей фиксирует краеугольные
положения организации и функционирования
экологического управления.
Прежде всего, закрепленное в Конституции
РФ федеральное устройство государства
предопределяет два уровня государственного
управления - федеральный и субъектов
Федерации (субъектный). На этих уровнях
образованы правительственные и другие
административные структуры по управлению
природопользованием и охраной окружающей
среды, которые должны действовать по
принципам субординации, в духе сотрудничества,
на основе целесообразного распределения
административных полномочий и функций.
На федеральном уровне созданы и функционируют
министерства и ведомства, наделенные
экологической компетенцией. На уровне
субъектов Федерации действуют соответствующие
административные образования, которые
иногда именуются территориальными органами
федеральных министерств и ведомств. В
свою очередь, в качестве структур территориальных
органов могут создаваться местные субрегиональные
и межрегиональные подразделения. В совокупности
все это образует единую систему экологического
управления. Однако следует помнить, что
образуемые органами местного самоуправления
административные структуры природоохранительного
назначения не входят в систему органов
государственного экологического управления
(ст. 12 Конституции РФ).
Принцип взаимодействия государственных
органов экологического управления закреплен
в Постановлении Правительства РФ от 22
сентября 1993 г. "О специально уполномоченных
органах Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды"
(Заменено Постановлением Правительства
от 30.12.98 № 1594). Особенной чертой государственного
экологического управления, получившей
отражение в законодательстве и административной
практике, является такое построение управленческих
структур, при котором подразделения,
выполняющие функции регулирования природопользования
и контроля за соблюдением экологических
требований, являются относительно независимыми
от подразделений, отвечающих за коммерческую,
производственную эксплуатацию природных
ресурсов и инвестиционную деятельность.
В настоящее время систему органов экологического
управления образуют федеральные министерства
и ведомства и их территориальные организации,
образованные в соответствии с Указами
Президента от 14 августа 1996 года №1177 "О
структуре федеральных органов исполнительной
власти", от 17 марта 1997 года №249 "О
совершенствовании структуры федеральных
органов исполнительной власти", от
9 июля 1997 года №710 "0 признании утратившими
силу некоторых указов Президента Российской
Федерации и внесении изменений в структуру
федеральных органов исполнительной власти,
утвержденную Указом Президента Российской
Федерации от 14 августа 1996 года № 1177. Наконец,
17 мая 2000 г. в соответствии с указом Президента
РФ Комитет по охране окружающей среды
был ликвидирован и его функции переданы
Министерству природных ресурсов РФ.
Для каждого из министерств и ведомств
утверждены Положения, которые подробно
определяют их статус, полномочия и функции.
Таким образом, в Российской Федерации
функционирует на федеральном уровне
довольно сложная система государственного
экологического управления, которая охватывает
практически все стороны регулирования
природопользования и охраны окружающей
среды. Она в определенной степени включает
и систему территориальных органов, действующих
в субъектах Федерации. Но в то же время
субъекты Федерации имеют право и многие
из них фактически создали органы по регулированию
природопользования и охране ОС, подчиненные
непосредственно правительствам (администрациям)
субъектов Федерации и не входящие в систему
федеральных органов.
Структура федеральных и региональных
органов власти предопределяет структуру
экологического мониторинга, который
осуществляется на общегосударственном,
федеральном уровне, в частном случае
это может быть бассейновый уровень, на
уровне субъекта федерации и на локальном
уровне (орган местного самоуправления,
чаще всего город, крупное предприятие,
объект природной среды)
Мониторинг окружающей природной среды
представляет собой систему мер по непрерывному
наблюдению за состоянием природной среды
и оценке ее возможных изменений под влиянием
человеческой деятельности.
Мониторинг - это физический, преимущественно
инструментальный контроль за человеческими
воздействиями на природу. Постановлением
Правительства РФ "О создании Единой
государственной системы мониторинга
окружающей среды" от 24 ноября 1993 г.
общее руководство деятельностью этой
системы возложено на Министерство охраны
окружающей среды и природных ресурсов
РФ. Этим же постановлением утверждено
распределение функций между центральными
органами федеральной исполнительной
власти, принимающими участие в этой Единой
системе. В настоящее время эти функции
осуществляет Министерство природных
ресурсов, осуществляющее также мониторинг
лесов, мониторинг геологических процессов.
Помимо МПР России, в ней участвуют: Росгидромет
(ведет комплексный фоновый и космический
мониторинг состояния природной среды,
координирует подсистемы фонового мониторинга,
обеспечивает государственный фонд данных
о загрязнении окружающей природной среды),
Роскомзем (ведет мониторинг земель), Роскомрыболовство
(ведет мониторинг рыб, других водных животных
и растений), Роскомвод (ведет мониторинг
водной среды в местах водозабора и сброса
сточных вод), Роскартография (осуществляет
картографическое обеспечение мониторинга),
Госгортехнадзор (координирует подсистемы
мониторинга геологической среды, эксплуатируемой
добывающими отраслями промышленности),
Госкомсанэпиднадзор России (ведет мониторинг
воздействия факторов среды обитания
на состояние здоровья населения), Минобороны
России (осуществляет мониторинг военных
воздействий на природную среду), Госкомсевер
России (организует мониторинг в районах
Арктики и Крайнего Севера), Комитет по
проведению подводных работ особого назначения
(проводит мониторинг подводных источников
воздействия на природную среду).
Водные ресурсы. Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов и наблюдения за режимом ведутся в системе Росгидромета. Учет водных ресурсов и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов. Государственный учет за использованием минеральных вод и лечебных грязей, а также контроль их запасов осуществляется территориальными советами профессиональных союзов.Мониторинг земельных ресурсов осуществляется землепользователями и государственными землеустроительными органами. Все сведения связанные с землепользованием регистрируются в Государственном земельном кадастре.Минерально-сырьевые ресурсы. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входит в компетенцию органов Роскомнедра. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России. Биологические ресурсы. Учет охотничьих и промысловых животных возложен на службу Главохоты РФ, которая осуществляет и прогноз рационального использования животных ресурсов , отсутствие кадастров животного мира и слабая их инвентаризация не позволяет говорить о существовании мониторинга. Мониторинг рыбных ресурсов ведется органами Комитета РФ по рыболовству.
Мониторинг лесных ресурсов возложен на Федеральную службу лесного хозяйства Российской Федерации.
Мониторинг природных ресурсов включает в себя следующие виды:
- мониторинг земель;
- мониторинг водных объектов и их использования;
- мониторинг недр;
- мониторинг особо охраняемых природных территорий;
- мониторинг горных экосистем и опустынивания;
- мониторинг лесов;
- мониторинг животного мира;
- мониторинг растительного мира.
Мониторинг природных ресурсов осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательными актами.
Мониторинг земель представляет собой систему базовых (исходных), оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, проводимых в целях своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Данные мониторинга земель обобщаются в Государственном земельном кадастре.
Информация о работе Мониторинг и кадастр природных ресурсов на территории Смоленской области