Геополитические проблемы современного развития Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:21, реферат

Краткое описание

В работе рассматриваются основные проблемы, имеющие место в экономической, военной и энергетической политике Европейского Союза, где проявляется его эволюция как политического феномена на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Геополитическая ситуация: Экономический аспект 5
1. 1. Экономический кризис 2008-2009гг. Антикризисная политика 5
1.2 Экономический кризис 2011. Новые направления экономической политики 6
1.2.1 Надстройка экономической части ЭВС 6
2. Геополитическая ситуация: Военный аспект 10
3 Геополитическая ситуация: Энергетическая политика Европейского союза 13
Заключение 19
Список использованных источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитические проблемы современного развития Европы.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    (МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)

    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

    Международный факультет управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ 

    по  дисциплине: «Геополитика»

    на  тему:

    «Геополитические  проблемы современного развития Европы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Выполнил:

студент гр. 21895

Кравцов И.С. 

                                                                Проверил : 

кандидат  исторических наук, доцент

 Шутов  В.С. 
 
 
 
 
 

Томск 2011

     

     

    Содержание

    С.

    Введение                                                                                                                                 3                                                                                                                              

    1. Геополитическая ситуация: Экономический аспект                                                      5

    1. 1. Экономический кризис 2008-2009гг. Антикризисная  политика                               5

    1.2 Экономический кризис 2011. Новые направления  экономической политики          6

     1.2.1 Надстройка экономической части ЭВС                                                                     6

    2. Геополитическая ситуация: Военный аспект                                                               10

      3 Геополитическая ситуация: Энергетическая политика Европейского союза            13

        Заключение                                                                                                                           19                                       

        Список использованных источников                                                                                 21             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   

    Введение 

    Актуальность темы исследования. На формирование системы международных отношений в политической, геополитической, экономической, военной, социально-экономической и иных сферах несомненное влияние оказывают интеграционные процессы, которые являются важнейшим элементом современности, что предопределяет актуальность их научного изучения. Под влиянием интеграционных тенденций наш мир всё быстрее движется в направлении создания глобальной экономики. В результате в рамках глобальной, но далеко не универсальной мировой экономики эволюционные процессы все отчетливее приобретают форму регионализма и групповых коалиций.

         Наиболее продвинутым здесь оказался Европейский Союз - мощнейшая наднациональная структура, в рамках которой создана не только единая валютная система, но и заложены основы гармонизации финансовой и, в более широком плане, экономической политики государств-членов Союза. Маастрихтский договор (1992 г.) и последующие нормативные акты ЕС позволили перейти к формированию структур управления этого регионального объединения, берущих на себя ряд функций правительств входящих в него стран. Практика внутриевропейского углубленного взаимодействия между государствами-участниками, согласованная и достаточно эффективная политика в различных сферах жизни ЕС превращают его в ведущего игрока в международных отношениях, позволяют более активно включаться в развитие новой глобальной системы мировой политики, характеризующейся обострением борьбы различных центров силы, блоков, союзов государств за сферы влияния.

    Объектом настоящего исследования выступает Европейский Союз - крупнейшее и влиятельнейшее в мире региональное сообщество, объединяющее 27 государств Западной Европы.

    Предметом исследования являются основные проблемы, имеющие место в экономической, военной и энергетической политике Европейского Союза, где проявляется его эволюция как политического феномена на современном этапе.

    Степень научной изученности проблемы. Изучение имеющихся в настоящее время научных материалов по европейским проблемам свидетельствует о том, что научный интерес к этой проблематике постоянно возрастает. Наряду с этим многие важные вопросы, касающиеся поведения и расстановки геополитических сил в конкретных ситуациях требуют дальнейшего изучения.

    Теоретическая разработка проблем и различных  аспектов политической, экономической, военной и энергетической политики содержится в коллективных разработках, подготовленных исследователями Института экономики,  ИМЭМО и Института Европы РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО (У) и Дипломатической академии МИД России и другими научными центрами, а также в монографиях и статьях учёных-международников.

    Общетеоретическую основу настоящей работы составляют современные исследовательские материалы - диссертационные исследования[13], публикации отечественных и зарубежных ученых[2,4,9,10,12,14], политические обозрения в СМИ[5,6,8]. При работе над исследованием использовались также официальные документы Европейского Союза [1,11,15,16], заявления и официальные выступления глав государств[7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Геополитическая ситуация: экономический аспект

   На  сегодня экономическая политика Евросоюза представляет собой микс из нескольких выросших самостоятельно и изолированно друг от друга элементов. Это региональная политика, структурные фонды, общий бюджет Евросоюза и амбициозная программа модернизации (ныне программа "Европа 2020"вместо провалившейся Лиссабонской стратегии)[1]. Экономическая часть ЭВС (с ее маастрихтскими критериями, Пактом стабильности и национальными программами конвергенции) - лишь часть этого многомерного конгломерата. Как и у любого мнозвенного механизма, ухучшение работоспособности  того или иного звена имеет место быть. Для ЕС в настоящее время это всем известные бюджетные дефициты и госдолги, органы Евросоюза все время натыкаются на другие, противоречащие этой борьбе задачи, как-то: создания рабочих мест, снижения себестоимости продукции, улучшения системы образования, развития науки и т.п.         

      1.1 Экономический  кризис 2008-2009. Антикризисная политика.

   Способность действовать в критической (кризисной) ситуации является своего рода проверкой  на прочность ЕС как объединения. Не секрет, что в кризис каждая страна, в стремлении защитить национальную экономику, под давлением обстоятельств, может забыть о своих обязательствах перед партнерами, попытаться ввести протекционистские меры в интересах  отечественных производителей. Поэтому  наличие общей или скоординированной  политики в период кризиса особенно показательно с точки зрения определения  степени общности экономических  интересов стран внутри союза. В  ЕС до мирового кризиса 2008–2009 гг. не было антикризисной политики. На самом деле, никогда и не возникало столь острой необходимости в ее проведении. Тем не менее Европейский союз обладает мощными ресурсами воздействия на макроэкономическую ситуацию, удачно дополняющими национальные инструменты регулирования входящих в него стран с точки зрения способности противостоять глобальным экономическим вызовам времени. Для проведения общей политики есть и соответствующие институты, и механизм, и правовая база, и инструментарий. Есть и солидная основа в виде таможенного союза, емкого единого внутреннего рынка, валютного союза – укрепляющих мировые позиции ЕС и расширяющих возможность противостоять внешним экономическим потрясениям. А возможности ЕС координировать национальную политику стран членов, пожалуй, наиболее высоки среди всех международных экономических институтов.[2]

      В рамках формировавшейся в течение 2008–2009 гг. антикризисной политики ЕС действует по всем направлениям и  использует все возможные рычаги воздействия на макроэкономическую ситуацию. Это и меры по восстановлению ликвидности, и прямая финансовая поддержка, и совершенствование системы  регулирования. Если говорить о финансовой поддержке, то основная ее часть осуществляется по линии национальных бюджетов стран-членов. Так, первоначально лидеры стран  ЕС объявили о национальных планах борьбы с кризисом на общую сумму  в 1,3 трлн долл. Возможности оказывать  массированную прямую финансовую помощь у ЕС, бюджет которого составляет всего 1,3 % ВВП государств-членов, ограничены.

Но и  со стороны главного института ЕС по ведению денежно-кредитной политики – Ев-

ропейского  центрального банка (ЕЦБ) – предпринималось  не меньше мер по насыщению рынка  ликвидностью и восстановлению ситуации в экономике. А в плане наполнения системы регулирования новым  содержанием и координации действий стран ЕС на международном уровне вклад ЕС в формирование антикризисной  политики трудно переоценить.

  Таким образом, экономические потрясения 2008-2009г. показали, что при отсутствии основательной антикризисной политики, еврозона тем не менее выдержала удар кризиса, но, вместе с тем стало понятно,  что комплесные программы экономического развития и экономической защиты по-прежнему требуют более глубокой и детальной доработки, в особенности после недавнего вступления новых членов в союз.

 

    1. Экономический кризис 2011. Новые направления в экономической политике ЕС

     Многие  ученые в области европейской  интеграции выделяют две основные направленности настоящей экономической политики ЕС[3]. Первая - попытка надстроить экономическую "опору" (pillar) ЭВС до уровня ее денежно-кредитной опоры. Вторая -разработка механизмов страхования от кризисов. В широком плане - механизмов макроэкономической и финансовой устойчивости стран Евросоюза и, особенно, зоны евро.   
 

     1.2.1  Надстройка экономической части  ЭВС

     На  этом направлении сейчас сосредоточены небывалые по масштабам силы, а конценрация политической воли вызывает глубокое уважение. Однако препятствия на этом пути тоже нешуточные.

     20 мая 2011 г. Исполнительный комитет Международного валютного фонда (МВФ) одобрил выделение трехлетнего кредита в размере 23,7 млрд. СДР (около 26 млрд. долл.) Португалии для стабилизации экономической ситуации и оздоровления государственных финансов. Заем является частью согласованного с Евросоюзом пакета помощи общим объемом в 78 миллиардов евро. Уже в 2011 году Лиссабон получит 12,6 млрд. евро от МВФ и 25,2 млрд. евро от партнеров по Евросоюзу.

     Португалия  стала третьей — после Греции и Ирландии — страной еврозоны, вынужденной прибегнуть к внешней помощи. Это спровоцировало очередное понижение курса евро, правда, далеко не такое сильное, как в первой половине прошлого года. А недавно в прессе появилось сообщение, что в правительстве Греции имеется план выхода из зоны евро.

     Происходящее  ставит три взаимосвязанных вопроса. В чем причина долговременных проблем в еврозоне? Можно ли ее устранить? Не пора ли слабым странам вернуться к национальным валютам?

     Нынешняя  хромота еврозоны — дефект врожденный, она была лишь спровоцирована мировым экономическим кризисом 2008-2009гг. [3] С самого начала две опоры (в ЕС их называют «pillars») Экономического и валютного союза (ЭВС) отличались по силе и масштабу. Общая экономическая политика проводилась в меньших объемах и слабее, чем единая денежно-кредитная политика. При относительно благоприятной конъюнктуре дефект не слишком мешал повседневной жизни еврозоны. Теперь же стало ясно, что длительное и болезненное лечение неизбежно. Экономическую «ногу» ЭВС нужно дотягивать до денежно-кредитной, за которую отвечает Европейский центральный банк [3].

Информация о работе Геополитические проблемы современного развития Европы