Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 08:18, реферат
Региональной политикой можно считать лишь такую систему на-
мерений и действий, которая реализует интересы государства в от-
ношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и
способами, учитывающими природу современных региональных процес-
сов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре
меж- и внутрирегиональных связей.
I. Региональная
политика России:
концепции, проблемы, решения.
Любая
политика - это цели и задачи,
преследуемые и решаемые
людьми в связи
с их конкретными интересами,
а также методы,
средства и институты,
с помощью который данные интересы
формиру-
ются, отстаиваются
и защищаются.
Региональной
политикой можно считать лишь
такую систему на-
мерений и действий,
которая реализует интересы государства
в от-
ношении регионов
и внутренние интересы самих регионов
методами и
способами, учитывающими
природу современных
сов, и которая
осуществляет все это преимущественно
в структуре
меж- и внутрирегиональных
связей.
Региональная
политика - это целостное и
но политической
основы общества, без которого последнее,
а также
каждый человек
в отдельности и природная
среда могут лишь случай-
но и без гарантированного
успеха существовать на каждой конкрет-
ной территории,
оставаясь "наедине" с государством,
его экономи-
ческой, внешней, внутренней
и иной политикой.
Всякая
политика хороша настолько, насколько
ей удается под-
держивать баланс различных
интересов. Региональная политика
- не
исключение. Она
в той мере политика и в той
мере эффективна, в
какой достигнут
и стабилизирован компромисс между
региональными
интересами государства
и местными интересами самих регионов.
Объединительной
идеей и государственной, и
местной регио-
нальной политики может
и должна стать устойчивость, стабильность
меж- и внутрирегиональных
отношений.
Ведущим,
жизненно важным интересом
щение необратимой
территориальной дезинтеграции государства.
Главным же интересом
каждого региона - блокирование необратимого
распада сферы, сбалансированность
социальных, экономических, при-
родоресурсных и
иных отношений; обеспечение на этой
основе ста-
бильного и согласованного
развития всех элементов локализованной
сферы, соответствующего
потребностям человека, общества и
приро-
ды. При этом подразумевается,
что кроме общеэкономического, обще-
социального и иного
общего потенциала есть мощный внутрирегио-
нальный потенциал,
который можно реализовать исключительно
на
местном уровне - и
это одна из первейших задач региональной
поли-
тики и самих
регионов, и государства.
Региональная
политика, намечаемая и проводимая
самими регио-
нами, - это то,
что должно делаться для согласованного
и взаимно
неразрушающего развития
всех элементов пространственно
локализо-
ванной сферы на
конкретной территории и с учетом
местных условий.
Государственная региональная
политика призвана обеспечить дееспо-
собность региональной
политики на местах.
Объект
региональной политики - взаимосвязи
и отношения между
регионами.
Главный
региональный интерес России
в настоящее время должен
быть осознан
как минимизация негативных проявлений
территориаль-
ной дезинтеграции
на уровне субъектов Федерации,
как поддержка
местных преобразований,
как создание общероссийских условий
для
того, чтобы каждый
субъект Федерации максимально
использовал свой
внутренний потенциал
и во все меньшей мере претендовал
на скудные
возможности государственной
помощи.
Местные
интересы определяются обеспечением
полнокровного и
сбалансированного
существования на данной территории
человека,
общества и природы,
гарантирование их согласованного
воспроиз-
водства на базе задействования
ресурсов и полномочий, государс-
твенно признаваемых
местными.
Фундаментальными
методами региональной
тать разъяснение
ее содержания, смысла и практической
пользы для
всех без исключения
сторон, согласительно-договорные
процедуры с
развернутым закреплением
условий, обеспечивающих интересы
регио-
нального развития,
формирование соответствующей правовой
базы.
Только
с сознанием общественной
необходимости региональной
политики, с ее разработкой
и реализацией появится возможность
к
решению общероссийских
проблем: начавшееся хозяйственное
обособ-
ление регионов; региональная
суверенизация и конфронтация в отно-
шениях региональных
структур власти и управления с общегосударс-
твенными; национально-этническое
развитие и дополнительное обо-
собление по этому поводу,
внутрирегиональные конфликты социально-
го и общественно-
ной региональной
ресурсной базы социально-экономического
разви-
тия; экологическая
стабильность и другие условия устойчивого
раз-
вития регионов (особенно
северных территорий); выделение
и функ-
ционирование регионов
со специфическими статусами (свободные
эко-
номические зоны, федеральные
охраняемые территории, зоны экологи-
ческого бедствия и
т.п.) и др.
II. Регион и центр: проблемы
взаимоотношений.
Взаимодействия
региональных и центральных
органов власти в
1992 - 1993 годах определялись
в основном стремлением центра
к
системному реформированию
экономики, а регионов - к
защите от
"негативных" последствий
реформ. При этом часть регионов
стреми-
лась максимально использовать
возникающие в процессе реформ воз-
можности для экономического
продвижения, другая часть пыталась
скорректировать само
направление экономического реформирования.
Эти
взаимодействия проходят в
весьма сложной политической
обстановке открытой
конфронтации примерно равных по потенциальным
возможностям ветвей
власти, в условиях ослабленности
институтов
национальной
равленности, ограниченной
лояльности силовых государственных
структур. Как разворачивалось
это противостояние, какова динамика
взаимодействия центра
и регионов? Особая острота проблемы
в том,
что во-первых, качественно
видоизменяются экономические отноше-
ния, которые находятся
в начале длительного этапа становления
рынка; во-вторых,
качественно обновляются и также
находятся на
начальном этапе
не менее длительного становления
федерализм и
местное самоуправление.
Структуризация
власти на федеральном уровне
традиционно
рассматривалось как
производная противоречий между
представитель-
ной и исполнительной
ее ветвями.
Администрация
Президента.
Региональная
политика федеральных властей
в понимании прези-
дентский структур должна
включать такие элементы, как:
1) конституционный
процесс (правовое определение
отношений
между субъектами Федерации
и центральными структурами, символизи-
рующими Федерацию в
целом);
2) согласование
интересов территорий с различным
статусом
(национальные республики
- области) и различных
Экономическая составляющая
региональной политики рассматривается
президентскими структурами
скорее, как средство решения, как
они
считают, действительных
проблем - сохранение целостности
госу-
дарства и поддержание
межнациональной стабильности.
Распад
Федерации рассматривается
ная угроза. Для удержания
под контролем центробежных тенденций
главные усилия она
направляет на соблюдение базовых конституцион-
ных принципов (равноправие
субъектов Федерации, единство
госу-
дарственного строя,
отсутствие внутренних экономических
границ).
Исключительно силовыми
методами обеспечить соблюдение этих
прин-
ципов не реально,
ставка делается на разработку и осуществление
"новой региональной
стратегии российского
ленной на преодоление
дифференциации регионов по уровню
жизни,
развитие межрегионального
сотрудничества, а также "переход
от уз-
коэкономических к
более широким - общественным и социальным
це-
лям".
Реалистичность
постановки таких целей
весьма сомнительна.
Единственное, что
можно серьезно обсуждать в идеологических
пост-
роениях президентских
экспертов, - это необходимость быстрого
ре-
формирования налоговой
системы с разделением
тов городов, регионов
и Федерации. Сотрудники президентской
адми-
нистрации считают,
что в этом случае "каждый уровень
государс-
твенной власти будет
по-настоящему независим от других"
(именно
в этом случае единство
Федерации будет соблюдаться
неукоснитель-
но). Для укрепления
такого единства намечается также обеспечить
приорететное развитие
единой инфраструктуры и окончательно
разг-
раничить федеральную
и региональную собственность.
Наиболее
противоречива позиция
тельно определения
реального статуса регионов. С одной
стороны,
утверждается, что
регионы не являются субъектами
экономических
отношений, с другой
- что регионы обладают определенными
полномо-
чиями в регулировании
экономического поведения на их
администра-
тивной территории.
Возможный выход из такого конфликтного
положе-
ния видится в создании
Федерального фонда регионального развития,
Информация о работе Региональная политика России: концепции, проблемы, решения