Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:21, курсовая работа
Актуальность темы: Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, недемократическими. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма для достижения собственных целей.
ВВедение……………………………………………………………………. ...3
Глава 1 ПОНЯТИЕ ИЗбИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ………………………. 5
§1. Понятие и виды избирательных систем………………………….. 5
§2. Становление избирательной системы РФ………………………... 9
глава 2 СОВРЕМЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ.…..…….....14
§1. Нормативно-правовое регулирование выборов Президента РФ..14
§2. Проблемы, перспективы развития, пути совершенствования избирательной системы РФ.....................................................................21
заключение………………………………………………………………….28
библиография…………………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Вологодский государственный
педагогическиЙ университет»
Юридический факультет
Кафедра конституционного, международного права и политологии.
Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
на тему: «Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития».
Научный руководитель – старший преподаватель
Кафедры конституционного, международного права
Дата сдачи:
Дата рецензирования:
Дата защиты: Оценка:
2009
Оглавление
ВВедение…………………………………………………………
Глава 1 ПОНЯТИЕ ИЗбИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ………………………. 5
§1. Понятие и виды избирательных систем………………………….. 5
§2. Становление избирательной системы РФ………………………... 9
глава 2 СОВРЕМЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ.…..…….....14
§1. Нормативно-правовое регулирование выборов Президента РФ..14
§2. Проблемы, перспективы развития,
пути совершенствования избирательной
системы РФ............................
заключение……………………………………………………
библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы: Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, недемократическими. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма для достижения собственных целей.
Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Это наглядно было продемонстрировано на выборах как 1999 года, так и последующих. Думается, что такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными. Избирательная компания со стороны представителей государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компроматы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.
Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и государственности России.
Тема, рассмотренная в данной курсовой работе, является актуальной в настоящее время, так как за прошедшие полгода произошли значительные изменения в избирательной системе, посредством изменения Конституции, таким образом, изменились азы государственного устройства в целом и избирательного права и избирательной системы в частности. А для правильной оценки этих изменений необходимо рассмотреть модели избирательных систем, сравнить с современной российской избирательной системой.
Цель: Раскрыть тему: Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития.
Задачи: 1. Раскрыть понятие избирательной системы в целом и избирательной системы РФ в частности, рассмотреть подходы разных авторов к пониманию данного понятия;
2. Рассмотреть исторический аспект проблемы: что было и перспективы;
3. Состояние избирательной системы России на данном этапе: причины проблем и недоработок;
4. Перспективы развития, пути решения проблем;
Состояние изученности этой проблемы в юридической литературе: Тема об изменениях в избирательной системе в частности, еще недостаточно раскрыта, ввиду того, что изменения как таковые, произошли именно в 2009 году. Однако непосредственно проблемой перспектив развития избирательной системы в своей литературе занимались такие ученые - юристы, как Постников А. В., Кутафин О. Е., Авакьян С. А., Зуйков А. и другие.Таким образом, данная тема изучена и изложена в юридической литературе, но в связи с развитием общества и государства эта тема является актуальной и требует дальнейшего изучения и дополнения.
В данный момент, в связи с текущими изменениями в верховной власти, в том числе в Основной закон страны, стоит особенный ажиотаж вокруг темы избирательной системы в России, разгораются споры. Тема активно изучается, появляются научные статьи, проводятся конференции.
Глава 1 ПОНЯТИЕ ИЗИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
§ 1. Понятие и виды избирательных систем
В науке конституционного права словосочетание «избирательная система» употребляется в двух значениях: широком и узком.
Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Так понималась избирательная система в советский период.1 Так традиционно она понимается некоторыми учеными и в настоящее время.2 По существу, такой подход отождествляет избирательную систему и выборы.
Под избирательной системой в узком смысле понимается лишь способ определения результатов выборов, т.е. заключительная стадия выборов. Конечно, применение той или иной избирательной системы оказывает влияние на всю организацию выборов, но главная суть избирательной системы - определение результатов выборов. 3
Существует несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, кумулятивный вотум, единственного непередаваемого голоса и другие. Однако в мировой практике получили наибольшее распространение две избирательные системы: мажоритарная (от французского слова большинство») и пропорциональная, которые имеют много различных вариантов.
Избирательные системы, включающие в себя элементы мажоритарной и пропорциональной систем, называются смешанными избирательными системами.
Главная особенность мажоритарной избирательной системы состоит в том, что избранными считаются те кандидаты (список кандидатов), которые получили большинство голосов избирателей. Различаются три разновидности мажоритарной системы: мажоритарная система а) относительного; б) абсолютного; в) квалифицированного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший по сравнению с другим наибольшее количество голосов, независимо от того, сколько избирателей проголосовало против этого кандидата. Такая система используется при выборах представительных органов, например, в США, Великобритании, Индии.
В нашей стране по мажоритарной избирательной системе до 2002 г. избиралось большинство представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления.4
Мажоритарная
система абсолютного
Если ни один кандидат не получает более половины голосов, то обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. В результате того, что количество кандидатов сокращается до двух, одному из них легче набрать абсолютное большинство голосов.5
Пропорциональная избирательная система - это такая система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Пропорциональная система используется при проведении выборов депутатов в представительные органы государственной власти, когда и них принимают участие политические партии, которые формируют списки своих кандидатов по многомандатным округам.
Распределение депутатских мандатов при пропорциональной системе осуществляется в ряде стран путем установления избирательной квоты (избирательного метра). Ее получают в результате делении общего количества поданных и признанных действительными голосов на число выборных мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.
После распределения мандатов между партийными списками, встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получат мандаты депутатов. Дело в том, что, как правило, в списке кандидатов больше, чем полученных мандатов по результатам голосования. Известны две системы: «жестких» и «мягких» списков.
При «жестких» списках очередность кандидатов определяется партией уже при формировании списка: депутатами становятся в порядке очередности, указанной в списке.
При «гибких» списках
избирателям предоставляется
В ряде стран
при применении пропорциональной избирательной
системы действует
В этом случае партии, получившие меньший процент голосов, чем это устанавливает закон, не допускаются к распределению депутатских мандатов, хотя бы они и получили в тех или иных округах или в целом в общегосударственном округе такое число голосов, которое достаточно для избрания небольшого числа депутатов. Заградительный барьер неодинаков в разных странах. Для избирательных блоков обычно устанавливается повышенный процент по сравнению с партиями. 1
На выборах в Государственную Думу РФ в 1998, в 1999 и 2003 гг. действовал 5% заградительный барьер. Новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» закрепил пропорциональную систему выборов, установил 7%-ный заградительный барьер.2
Заградительный барьер предназначен для того, чтобы в парламенте были представлены крупные партии, имеющие существенное влияние среди населения, чтобы депутаты в парламенте не дробились на многочисленные группы в связи с мелкими и мельчайшими интересами. Он преследует также цель, чтобы правительство опиралось в парламенте на определенные крупные партии, а в парламентских республиках и парламентских монархиях—на партийное большинство. Заградительный барьер, конечно, искажает пропорциональную избирательную систему, смысл которой состоит в справедливом распределении мест между партиями, но его оправдывают необходимостью.
Противники пропорциональной
системы в качестве одного из ее
недостатков указывают
Правда, как уже говорилось, в ряде стран существуют различные способы преодоления обезличивания партийных списков при голосовании избирателей, обеспечения такого положения, чтобы и при пропорциональной избирательной системе избиратель мог высказать свое мнение в отношении конкретных кандидатов. Одним из таких способов является преференциальное голосование, когда избиратель указывает, в каком порядке должны представляться мандаты внутри списка.
Есть страны, в которых допускается так называемое панашивание (от французского глагола panacher - перемешивать, придавать пестроту, разнообразие), когда избиратель может подобрать кандидатуры, за которые он хочет отдать свой голос, из разных списков и объединить их в новый список, составленный им самим в день голосования. Панаширование - предоставление избирателю возможности составить самому избирательный список, подбирая кандидатов из других списков.7
Информация о работе Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития