Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:28, курсовая работа
Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений;
- дать характеристику основным субъектам конституционно-правовых отношений;
- изучить основные объекты конституционно-правовых отношений;
Введение
Актуальность темы контрольной работы не вызывает сомнений.
Проблема конституционно-
При реализации норм конституционного права возникают конституционно - правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.
Являясь разновидностью публично-правовых
отношений, конституционные правоотношения
характеризуются высоким
Под конституционно-правовыми отношениями понимают общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.
Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:
- возникают в сфере
отношений, составляющих
- конституционно-правовым
отношениям свойственен особый
субъектный состав: некоторые субъекты
этих отношений не являются
участниками других видов
- характеризуются значительным
разнообразием, создающим
- конституционные отношения
есть объективные, фактические
отношения политического
Субъектами, участниками
конституционных отношений
Объектами конституционных
отношений являются власть, суверенитет
и свобода личности, по поводу которых
возникают рассматриваемые
Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.
Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие,
сущность и основные виды
- дать характеристику
основным субъектам
- изучить основные объекты
конституционно-правовых
В качестве предмета исследования выступили конституционно-правовые отношения.
Конституционно-правовые отношения
могут иметь общий и конкретный
характер. Примером отношений общего
характера могут служить
Конституционно-правовые отношения - это мостики между нормами конституционного права и фактическими общественными отношениями. Разумеется, эти мостики могут быть добротными, а могут быть гнилыми и даже совсем разрушенными. Поэтому реально не все нормы конституционного права регулируют общественные отношения, а последние не всегда укладываются в русло правовых отношений даже при наличии соответствующих норм.
Отношения конкретного характера
всегда связаны с реализацией
той, или иной конституционно-правовой
нормы, с непосредственным осуществлением
прав и обязанностей. Например, отношения
между Президентом и
Если такое отношение
возникает, оно носит конкретный
характер. Президент не позднее 3-х
месяцев со дня издания указа
о проведении референдума назначает
дату его проведения (ст. 74 Конституции).
Отношения конкретного
По содержанию конституционно-правовые отношения можно разделить на четыре крупные группы:
1. Отношения, возникающие
при закреплении и охране
2. Отношения, возникающие
при закреплении и охране
3. Отношения, возникающие
при закреплении и охране
4. Отношения, возникающие
при закреплении и охране
В зависимости от характера взаимоотношений сторон в конституционно-правовых отношениях их можно разделить на следующие группы:
а) конституционно-правовые отношения общего характера.
В этих отношениях нет конкретных субъектов, не определены права и обязанности сторон, да и сами стороны четко не указаны, что дает возможность для гибкого взаимодействия между нормой и фактическими общественными отношениями. Общие конституционные правоотношения очерчивают контуры российской государственности, общественного строя, статуса человека в России. Их можно назвать правоотношения-рамки, в пределах которых возможны достаточно существенные различия фактического поведения. Так, декларируемое Конституцией РФ качество России как демократического государства (ст. 1) порождает общие конституционные правоотношения, в которых участвуют как минимум все государственные органы и должностные лица, обязанные вести себя так, чтобы обеспечить указанное качество государства. При этом не определено, какие права и обязанности возникают у государственных органов и должностных лиц, какова их ответственность и т.д. Ответы на эти вопросы должны дать текущее законодательство и конкретные правоотношения. Таким образом, общие конституционные, правоотношения есть некие философско-политические ценности, перенесенные в право и реальную жизнь. Поэтому их прямое регулятивное воздействие на участников конкретных правоотношений невелико, но они определяют общий вектор конституционно-правового существования и развития.
К общим конституционно-правовым
отношениям частично примыкают правовые
состояния. Здесь также не определены
конкретные права и обязанности
субъектов отношений, но в отличие
от общих правоотношений сами эти
субъекты определены достаточно четко.
Примерами правоотношений такого вида
являются состояние в гражданстве
России и соответственно состояние
в качестве иностранца, лица без
гражданства, состояние государственного
суверенитета Российской Федерации, состояние
суверенитета народа. То или иное конституционно-правовое
состояние оказывает
Конкретные конституционно-
Для возникновения конкретного
конституционного правоотношения нужен
юридический факт: событие или
действие, влекущее за собой возникновение,
изменение и прекращение
Стороны конкретного конституционно-
В отличие от частного права конституционное право не знает правосубъектности юридических лиц. Конституция РФ не знает понятия «юридического лица» - одного из базовых для гражданского права. Однако это понятие вошло во многие источники конституционного права, создав путаницу. Согласно Гражданскому кодексу РФ для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, необязательно быть физическим или юридическим лицом. Статья 124 ГК РФ дает право участия в этих отношениях Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям. По ст. 125 ГК РФ от имени названных субъектов права выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Этим субъектам следовало бы придать статус юридических лиц публичного права. К их числу можно было бы отнести и ряд некоммерческих организаций, созданных в соответствии е конституционными правами на объединение, на образование, свободой совести и вероисповедания.
Отличительной особенностью конституционно-правовых конкретных отношений является то, что их субъекты, стороны неравноправны. В конституционно-правовых конкретных отношениях действует принцип власти и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть стороной подчиненной. Так, внесение депутатом Государственной Думы в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а приход избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между этим избирателем и участковой избирательной комиссией.
Соотношение названных трех групп правоотношений имеет важное значение для позитивного конституционного права. Трудно доказать или оспорить распространенный в литературе тезис о том, что большинство конституционно-правовых норм порождает конкретные правоотношения, так как никто не считал ни количества конституционно-правовых норм, ни тем более количества правоотношений.4
Можно констатировать как
благоприятную тенденцию к
И здесь необходимо затронуть
проблему соотношения конституционно-
Следует согласиться с
выводом о том, что конституционные
правоотношения имеют высокий политический
потенциал. Вывод этот относится
к правоотношениям, которые порождены
собственно Конституцией РФ. Однако он
в значительной мере справедлив применительно
ко многим конституционно-правовым отношениям,
которые предстают как