Особенности поставок товаров для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение правового регулирования поставок товаров для государственных нужд в Российской Федерации, практика рассмотрения споров в указанной сфере, а также анализ проблем правового регулирования поставки товаров для государственных нужд.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику правового регулирования поставок товаров для государственных нужд;
- проанализировать особенности заключения договора поставки для государственных нужд и проблемы ответственности сторон.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования поставок товаров
для государственных нужд………………….……………………………………..5

1.1 Понятие и значение поставок товаров для государственных нужд…………5

1.2 Особенности субъектного состава поставок товаров для государственных нужд…………………………………………………………………..……………...7

1.3 Источники правового регулирования поставок товаров для государственных нужд……………………………………………………………………..…………..10

Глава 2. Заключение договора поставки для государственных нужд
и проблемы ответственности сторон……………………………………………...12

2.1 Порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд………………………………………………………………………………....12

2.2 Ответственность по договору поставки товаров для государственных
нужд…………………………………………………………………………………19

2.3 Практика рассмотрения споров, связанных с договором поставки товаров для государственных нужд………………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………………….32

Список источников и литературы…………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая гражданское право.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

 

 

Кафедра гражданского права и гражданского процесса

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 

Гражданское право

 

 

Тема: «Особенности поставок товаров для государственных нужд»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….…3

 

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования поставок товаров  
для государственных нужд………………….……………………………………..5

 

1.1 Понятие и значение поставок товаров для государственных нужд…………5

 

1.2 Особенности субъектного состава  поставок товаров для государственных нужд…………………………………………………………………..……………...7

 

1.3 Источники правового регулирования поставок товаров для государственных нужд……………………………………………………………………..…………..10

 

Глава 2. Заключение договора поставки для государственных нужд  
и проблемы ответственности сторон……………………………………………...12

 

2.1 Порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд………………………………………………………………………………....12

 

2.2 Ответственность по договору поставки товаров для государственных  
нужд…………………………………………………………………………………19

 

2.3 Практика рассмотрения споров, связанных с договором поставки товаров для государственных нужд………………………………………………………...27

 

Заключение………………………………………………………………………….32

 

Список источников и литературы…………………………………………………35

 

 

Введение

 

Современный этап развития российского права можно охарактеризовать как период восстановления дуализма права. Установление соотношения частного и публичного права имеет большое теоретическое и практическое значение.

Граница между частным и публичным правом условна и на каждом историческом этапе развития общества происходит изменение в особенностях правового регулирования тех или иных общественных отношений. Отечественной наукой выработаны критерии разграничения частного и публичного права. Основой деления служит специфика самих общественных отношений, исходя из особенностей субъектного состава, характера защищаемых интересов, принципов возникновения и построения общественных связей. Как следствие, определение частной или публичной природы отношений, поможет решить вопрос о методе правового регулирования, ведь известно, что регулирование общественных отношений наиболее эффективно, если тип правового регулирования совпадает с их природой.

Проблемы соотношения публичного и частного права особенно актуальны для регулирования общественных отношений по поставке товаров для государственных нужд.

Развитие системы государственных закупок позволяет решить многие жизненно важные задачи реформирования экономики и общества. Государственные заказы на продукцию отечественного производства способствуют развитию экономики, позволяют ускорить научно-технический прогресс, поддерживают малое предпринимательство, помогают становлению перспективных видов производства.

Дореволюционные традиции и опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой убеждают в необходимости использования подобных контрактных отношений в России.

После того как отношения государства с хозяйствующими субъектами перестали строиться на основе командно-административных методов, они перешли в сферу частного права и были отнесены к обычным гражданско-правовым обязательствам. Однако в последнее время появляются предложения о необходимости применения публично-правовых элементов в регулировании государственных закупок. В связи с чем необходимо выяснить специфику этих общественных отношений, исходя из характера государственных интересов, особенностей субъектного состава, порядка построения и оформления общественных связей.

Несмотря на то, что поставка товаров для государственных нужд является одним из традиционных институтов российского гражданского права, современной цивилистикой рассмотрены только отдельные аспекты данного правового института.

В современных условиях возникает целый ряд проблем в применении законодательства о закупках для государственных нужд, в частности, вызванных реформированием законодательства, отражающихся и на правоприменительной практике в указанной сфере.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость комплексного исследования в данной курсовой работе правового регулирования поставок для государственных нужд по действующему законодательству.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение правового регулирования поставок товаров для государственных нужд в Российской Федерации, практика рассмотрения споров в указанной сфере, а также анализ проблем правового регулирования поставки товаров для государственных нужд.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику  правового регулирования поставок товаров для государственных нужд;

- проанализировать особенности  заключения договора поставки для государственных нужд и проблемы ответственности сторон.

 

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования поставок товаров для государственных нужд

 

1.1 Понятие и значение  поставок товаров для государственных нужд

 

Деятельность любого государства выходит далеко за рамки отношений, регулируемых только гражданским правом. Функции государства как формы организации общества многообразны и лежат в основном в сфере публичного права. Они предполагают целый ряд мер, направленных на поддержание существующей системы общественных отношений.1

Государство стремится также обеспечить свое собственное бытие в качестве независимой (суверенной) и эффективно функционирующей социально-экономической структуры. В этих целях оно должно проводить необходимую экономическую (в том числе научно-техническую, внешнеторговую, налоговую) и внешнюю политику, укреплять обороноспособность и государственный аппарат, поддерживать равновесие с окружающей средой и т. д.

Для выполнения всех этих задач государство должно располагать необходимой имущественной базой, формирование которой происходит путем закупок товаров для государственных нужд.

Сфера применения поставок товаров для государственных нужд определяется понятием таких нужд. В ГК РФ не упоминаются муниципальные нужды, однако заказы для удовлетворения таких нужд существуют, что нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, согласно ст. 3 этого Закона среди государственных нужд необходимо различать федеральные нужды и нужды субъектов РФ.

Необходимо отметить, что понятие «государственные нужды» характеризуется следующими признаками.

Во-первых, сущность нужд, т.е. потребности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в товарах, работах, услугах.

Во-вторых, источник их покрытия - средства соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

В-третьих, преследуемые цели. Ими могут быть: осуществление функций органа публичной власти, реализация целевых программ, решение вопросов местного значения (муниципальные нужды); исполнение международных обязательств (только федеральные нужды).2

Основная цель норм, регламентирующих отношения по поставкам товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК РФ), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности данных правоотношений, вызванные участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.

Отказ от централизованного планирования материально-технического снабжения субъектов хозяйствования, переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвали необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей.

Следует отметить, что для российского законодательства (включая дореволюционное) весьма характерно и даже традиционно наличие специальных актов законодательства, обеспечивающих особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим, к примеру, особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством).

Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ; запись производилась до тех пор, пока иных предложений о снижении цены уже не поступало. Казенное учреждение принимало то предложение, которое наиболее выгодно государству, и заключало договор с участником торгов, внесшим соответствующее предложение.

Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия.3

Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции в период НЭПа. Можно назвать, в частности, принятый в 1923 г. Закон «О государственных подрядах и поставках», который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.

В дальнейшем, с формированием глобальной административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.4

Можно сделать общий вывод, что в настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд – это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей государства - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. В свою очередь, потребности государства определяются исходя из следующих целей: необходимость реализации федеральных государственных программ; обеспечение уровня обороноспособности; формирование государственных материальных резервов; реализация экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации. Эти закупки оформляются государственными контрактами и договорами поставки товаров для государственных нужд.

 

1.2 Особенности субъектного состава  поставок товаров для государственных нужд

 

Сторонами государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд являются государственный заказчик и поставщик (исполнитель).

В качестве государственных заказчиков в соответствии со ст. 4 Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками.

Государственными заказчиками могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также коммерческие и некоммерческие организации (потребительские кооперативы).

Государственный заказчик выполняет функции по формированию и размещению заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а именно: он осуществляет выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; определяет конкретных потребителей (покупателей) и сроки закупок и поставок сельскохозяйственной продукции; согласовывает с потребителями ассортимент, объемы и сроки поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; гарантирует товаропроизводителям оплату сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по ценам и в сроки, которые определяются договорами.

Информация о работе Особенности поставок товаров для государственных нужд