Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:41, дипломная работа
Каждый из нас является членом семьи. Те, кто еще не создал свою новую семью, обычно живут с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Совместно они составляют семью, ячейку общества, маленький коллектив. В семье происходит рождение и воспитание детей, заботятся о престарелых и нетрудоспособных ее членах, организуют быт и отдых. В дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества; от обстановки в семье во многом зависит, как человек учиться, работает, ведет себя в быту, в обществе. Цель данной дипломной работы заключается в правовом изучении и исследовании института семейного права – защите прав несовершеннолетних детей, обязанностей детей и родителей.
Введение
1. Права и обязанности детей по российскому законодательству
1.1 Личные права и свободы детей
1.2 Имущественные права детей
1.3 Алиментные обязательства совершеннолетних детей
2. Права и обязанности родителей по российскому законодательству
2.1 Обязанности родителей
2.2 Обязанности опекунов и попечителей
2.3 Обязанности патронатных родителей
3. Способы защиты прав и свобод детей и родителей по законодательству России
3.1 Судебная защита
3.2 Защита органами опеки и попечительства
3.3 Защита прав несовершеннолетних в патронатных семьях
3.4 Правовые последствия неисполнения родителями и детьми обязанностей
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Введение
1. Права и обязанности детей
по российскому
1.1 Личные права и свободы детей
1.2 Имущественные права детей
1.3 Алиментные обязательства совершеннолетних детей
2. Права и обязанности родителей по российскому законодательству
2.1 Обязанности родителей
2.2 Обязанности опекунов и попечителей
2.3 Обязанности патронатных
3. Способы защиты прав и свобод детей и родителей по законодательству России
3.1 Судебная защита
3.2 Защита органами опеки и попечительства
3.3 Защита прав
3.4 Правовые последствия
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Каждый
из нас является членом семьи. Те, кто
еще не создал свою новую семью, обычно
живут с родителями, братьями, сестрами
и другими родственниками. Совместно
они составляют семью, ячейку общества,
маленький коллектив. В семье
происходит рождение и воспитание детей,
заботятся о престарелых и
нетрудоспособных ее членах, организуют
быт и отдых. В дружной семье
человек находит свое счастье, дети
вырастают здоровыми и
Конституция
Российской Федерации устанавливает,
что семья, материнство и детство
находятся под защитой
Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по сохранению и укреплению семьи, ее социальной поддержке обеспечению семейных прав граждан. Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, 2008 год был объявлен в Российской Федерации Годом семьи.
Особое место при этом всегда занимали правовые нормы и, прежде всего, закон. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, установление семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.
Нормы семейного
законодательства призваны также обеспечить
беспрепятственное
Однако семейно-правовые нормы сами по себе не порождают родительское правоотношение и образующие его содержания права и обязанности родителей и детей. Издание правовой нормы (принятие нормативного акта) создает предпосылки для урегулирования родительского правоотношения и предусматривает обстоятельства, возникновение которых способно породить субъективные права и обязанности, изменить или прекратить их.
Права и обязанности у родителей и детей возникают взаимно с момента рождения ребёнка и претерпевают изменения в связи с возрастом детей и рядом других обстоятельств (установление и оспаривание отцовства, лишение родительских прав, нетрудоспособность в результате заболевания или возрастных изменений организм, т.п.). Отношения между родителями и детьми пронизывают и иные, кроме семейного, отрасли законодательства: гражданское и пенсионное, жилищное и наследственное т.д.
Права детей, несовершеннолетних и нетрудоспособных, имеют во всех отношениях приоритетный характер, находятся под особой защитой законодателя. Родительски права, также как и права детей, охраняются законом. Установление истинных, основанных на законе взаимоотношений, прав и обязанностей является задачей семейного законодательства.
Безусловно, что современный человек должен знать, как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в конкретных случаях, в то время, как семейная жизнь постоянно оказывает влияние на различные стороны жизни человека.
Актуальность темы вытекает из исключительной ценности институтов семьи, заменяющих семье (опека, попечительство, патронатная семья и т.д.), их непроходящие значения в воспитании подрастающего поколения, передачи важнейших духовных ценностей, накапливаемых поколениями. Защищая права несовершеннолетних детей, государство и обществосоздают благоприятную обстановку для их физического, умственного и нравственного развития. Этим самым обеспечивается достойное во всех отношениях будущее нашей страны, государства, общества.
Цель данной дипломной работы заключается в правовом изучении и исследовании института семейного права – защите прав несовершеннолетних детей, обязанностей детей и родителей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть
личные и имущественные права
и обязанности
- проанализировать
обязанности родителей,
- охарактеризовать
основные способы защиты прав
несовершеннолетних детей,
- рассмотреть
правовые последствия
Дипломная работа включает в себя следующие структурные части: введение, три главы, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.
Для теоретической разработки в данной дипломной работе были использованы труды Антокольской М. В., Нечаевой А. М., Сергеева А. П. , Толстова Ю. К., Кузнецова И. М., Пчелинцева Л. М.
1.1 Личные права и свободы детей
Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года. Правила, определяющие права ребёнка в Российской Федерации, появились в Семейном Кодексе РФ после того, как 13 июля 1990 года Россия ратифицировала «Конвенцию о правах ребёнка», принятую 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Выполняя взятое на себя обязательство, Российская Федерация привела семейное законодательство в соответствие с требованиями, содержащимися в Конвенции. В результате этого и появились в Семейном кодексе РФ нормы, в которых регламентируются личные и имущественные права несовершеннолетних детей в РФ. В соответствии с нормой, содержащейся в Конвенции и в Семейном кодексе РФ, ребёнком признается лицо, не достигшее совершеннолетия.1 Он, как и любые граждане, с момента рождения обладает правоспособностью, т.е. имеет конкретные субъективные права – личные и имущественные.
Соответственно
семейное законодательство определяет
права и обязанности, как правило,
несовершеннолетних (т.е. не достигших
18 лет) детей, и только в отдельных
случаях права
Обязанности несовершеннолетнего ребёнка в семье определяются только нормами нравственности, поскольку понудить к их исполнению с помощью закона невозможно. Личным правом ребёнка является: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию.2 Права ребёнка-гражданина РФ носят универсальный характер. Ни один из субъекта РФ не может отказаться от обязанности признать и гарантировать права человеке гражданина на своей территории.
Все права и свободы, предоставленные ребёнку, являются основными, равноценными неотчуждаемыми. Ни государство, ни родитель (усыновитель), опекун или попечитель не могут взять на себя обязательство перед третьими лицами не пользоваться принадлежащими ребёнку правами или совокупностью прав. Обязательства по отказу от осуществления прав детей ничтожны.3
В случае нарушения прав и свобод ребёнка они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами и (или) законными представителями детей.
Для возникновения основных прав ребёнка достаточно самого факта его рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции РФ). Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (ст. 2 ГК).
Запрещаются любые формы ограничения прав детей по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (п. 2 ст. 19 Конституции РФ). Ребёнок получает, таким образом, защиту от дискриминации по признаку расы, национальности, отношению к религии.
Семья как основная ячейка общества обязана предоставить ребёнку необходимую защиту и содействие, создать ему условия для полного и гармоничного развития личности, подготовить к самостоятельной жизни в обществе.
Как и всякий человек, ребёнок, прежде всего, имеет право на жизнь (п. 2 ст. 54 СК). Это право является естественным и неотъемлемым правом каждого, высшей социальной ценностью. Государство призвано обеспечить в максимально возможно степени выживание и здоровое развитие ребёнка (ст. 6 Конвенции о правах ребёнка).
Право на жизнь обеспечивается рядом конституционных гарантий и охраняется специальными законодательными актами, как предоставляющими определенные прав, ребёнку, так и устанавливающими некоторые запреты в отношении детей.
Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п. 2 ст. 54 СК). Это одно из основных прав ребёнка. Поэтому, проживая в семье, ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право находится в окружении своих родителей в атмосфере счастья, любви и понимания. Семейному воспитанию отдается явное предпочтение, ему подчинены и такие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление (удочерение), приемная семья, передача детей в семью опекуна (попечителя). Этому способствуют нормы семейного и жилищного законодательства, допускающие вселение ребёнка независимо от размера занимаемой ими площади и согласия других членов семьи, исключающие при определенных условиях выселение лиц, имеющих несовершеннолетних детей, и прочее.
При лишении
родительских прав и отобрании ребёнка
от родителей вопрос о дальнейшем
совместном проживании ребёнка и
родителей (одного из них) может быть
решен по-разному в
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) и только при отсутствии такой возможности – в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Ребёнок,
насколько это, возможно, имеет право
знать своих родителей, которые
обязаны проявлять о нем
Если ребёнок разлучен с одним или обоими родителями, он имеет право поддерживать, на регулярной основе, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребёнка (пп. 1 и 2 ст. 9 Конвенции о правах ребёнка).
Право ребёнка на совместное проживание с родителями, закрепленное в семейном законодательстве, гарантируется тем, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК).
Информация о работе Права и обязанности родителей и детей в РФ