Правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть порядок избрания и вступления в должность Президента РФ, а также показать специфическую роль института Президента в условиях формирования гражданского общества.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию в области изучения института Президента РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1.Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти…………………………………….......................................................5
1.1 Становление института Президента в Российской Федерации…………………….…….5
1.2 Порядок выборов Президента Российской Федерации и его вступления в должность..7
ГЛАВА 2. Правовой статус Президента Российской Федерации..…..……………………..12
2.1 Полномочия Президента Российской Федерации……………………………………….14
2.2 Правовые акты Президента……………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

GMU_kontrolnaya.docx

— 37.76 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......3

ГЛАВА 1.Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти…………………………………….......................................................5

1.1 Становление института Президента  в Российской Федерации…………………….…….5

1.2 Порядок выборов Президента  Российской Федерации и его  вступления в должность..7

ГЛАВА 2. Правовой статус Президента Российской Федерации..…..……………………..12

2.1 Полномочия Президента Российской  Федерации……………………………………….14

2.2 Правовые акты Президента……………………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Термин "президент" происходит от латинского "Praesidens", что буквально  означает "сидящий впереди". В  современном значении президент - это  единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

Исторические корни института  президентства уходят в старую римскую  экстраординарную магистратуру, созданную  на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию  государства.

В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как  революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества  независимых государств и в большинстве  из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается  около 150 стран, в которых главой государства является президент.

Объектом данной работы является институт Президента в Российской Федерации.

Предмет исследования - процесс избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.

Цель работы: рассмотреть порядок  избрания и вступления в должность  Президента РФ, а также показать специфическую роль института Президента в условиях формирования гражданского общества.

Цель конкретизируется в следующих  задачах:

1) проанализировать имеющуюся литературу  по теме исследования;

2) обобщить теорию в области  изучения института Президента  РФ;

3) определить роль института  Президента в условиях формирования  гражданского общества.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и  противостояния всех ветвей государственной  власти. Построение новой Конституции  РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ

    1. Становление института Президента в Российской Федерации

 

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю  в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически  чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в  них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип  разделения властей, одним из выражений  которого является наличие в системе  органов власти Президента.

Начало демократических преобразований в России в 1990 г., провозглашение в  Декларации "О государственном  суверенитете РСФСР" принципа разделения властей (пункт 13) стало отправной  точкой начала государственной реформы  в России. С этого же момента  начинается и конфликт между провозглашенным  принципом разделения властей и  устаревшей, закрепленной в Конституции  РСФСР 1978 г. системой единовластия представительных органов власти.

Вообще, идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще  в бывшем Союзе ССР, но встретила  значительное сопротивление части  народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако, набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в 1990 г. был учреждён Авакьян С.А. Президент  Российской Федерации: эволюция конституционно-правового  статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2008. № 1..

В России вопрос об учреждении поста  Президента решался более чем  сложно. Съезд народных депутатов  РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был  назначен всероссийский референдум, в соответствии, с которым указанный  пост был учреждён. В Конституцию  РСФСР 1978 г. была включена статья, закрепившая принципы разделения властей; глава о Президенте.

Его статус по Конституции 1978 г. имел существенные отличия от того, как  определила правовое положение Президента Конституция 1993 г.

Эти отличия заключаются в том, что Президент:

1) определялся как высшее должностное  лицо и глава исполнительной  власти (а не глава государства);

2) не обладал (как в действующей  Конституции 1993 г.) полномочиями  определять основные направления  внутренней и внешней политики;

3) не имел права роспуска Съезда  народных депутатов и Верховного  Совета;

4) не участвовал в назначении  членов Конституционного Суда, Верховного  Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя  Центрального банка;

5) был обязан представлять не  реже одного раза в год доклады  Съезду народных депутатов о  выполнении принятых Съездом  и Верховным Советом социально-экономических  и иных программ (кроме ежегодных  посланий), причем Съезд мог потребовать  внеочередного доклада ."Конституция  Российской Федерации" (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с  учетом поправок, внесенных Законами  РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2010 N 6-ФКЗ, от 30.12.2010 N 7-ФКЗ)  опубликован в изданиях "Российская  газета", N 7, 21.01.2009г..

Помимо этого указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а  на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет (причем последний  был вправе приостанавливать действие указов и распоряжений до разрешения вопроса Конституционным Судом). Несмотря на то, что Президент являлся  главой исполнительной власти, Совет  Министров - Правительство было подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет  осуществляли контроль за деятельностью  всех подотчетных им государственных  органов.

Решение об отставке Правительства  принималось Съездом или Верховным  Советом путем выражения недоверия  Правительству, либо Президентом по своей инициативе с согласия Верховного Совета. В Конституции 1978 г. было также  закреплено, что Верховный Совет  давал согласие на назначение министров  иностранных дел; обороны, безопасности и внутренних дел (ч. 3 ст. 108). Президент  представлял Верховному Совету предложения  об образовании, реорганизации и  упразднении министерств, государственных  комитетов и ведомств Российской Федерации (ч. 6 ст. 121.5). Как будет  показано ниже, принципиально иными  были основания и порядок отрешения  Президента от должности. Предусматривалась  должность вице-президента.

Конституция 1993 г. внесла существенные изменения в статус Президента, его  полномочия, что и будет показано в последующем изложении.

 

    1. Порядок выборов Президента Российской Федерации и его вступления в должность

 

В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим  путем - на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании (ст. 81) ."Конституция  Российской Федерации" (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2010 N 6-ФКЗ, от 30.12.2010 N 7-ФКЗ) опубликован в изданиях "Российская газета", N 7, 21.01.2009г.. На конституционном уровне не закрепляется, как и в отношении депутатов  Государственной Думы, альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной. Имеет место она и в практике избирательных кампаний.

Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в  Президенты. Для осуществления в  высокой мере ответственных функций  главы государства кандидат в  Президенты должен обладать жизненным  опытом. Поэтому установлено, что  Президентом может быть избран гражданин  Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством  зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень.

Конституция РФ исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых  стран, в качестве обязательного  условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или  иной страны по рождению. Не затрагиваются  и такие условия, как обладание  государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что  тоже имеет место в конституциях ряда стран.

Конституция 1993 г., в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний  возрастной ценз. Это объясняется  тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья, энергии, организаторских способностей и  эффективно использовать свой большой  политический опыт.

Новой нормой в Конституции 1993 г. явилось  введение требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его  должны знать избиратели Козлова  Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное  право России. М., 2008.

Федеральный закон "О выборах  Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. подробно определяет порядок  назначения выборов, выдвижения и регистрации  кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих  мероприятий, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т.д.

Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 102 Конституции). Днем выборов является первое воскресенье  после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания.

Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся Центральной избирательной  комиссией в первое воскресенье  месяца, следующего за месяцем, в котором  истекают полномочия Президента.

Выдвигать кандидата на должность  Президента вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно  избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать в поддержку  выдвинутого кандидата не менее  одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 70 тысяч от требуемого общего числа подписей.

Представленный список подписей может  превышать установленное число  не более чем на 15 процентов.

Выборы проводятся только в том  случае, если зарегистрировано не менее  двух кандидатов.

Выборы Президента проводятся по единому  федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России Баглай М.В. Конституционное право  Российской Федерации / Учебник для  юридических факультетов вузов  и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 2010.

Избранным считается кандидат, который  получил более половины голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При этом не действует норма о необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных избирателей.

Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации