Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:28, курсовая работа
Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования.
Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя, представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие основных принципов местного самоуправления………………...…5
2.Нормативно-правовые основы принципов местного самоуправления……...9
3.Содержание основных принципов местного самоуправления……………..15
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………
Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Курсовая работа
По учебной дисциплине:
«Конституционное право России»
На тему:
«Принципы местного самоуправления»
Выполнила студентка_328_______группы
_________________________
Проверил_____________
Владивосток
2011
Введение 3
1.Понятие основных принципов
местного самоуправления……………….
2.Нормативно-правовые основы
принципов местного
3.Содержание основных
принципов местного
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..…….
Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования.
Местное самоуправление, как
одна из основ конституционного строя,
представляет собой основополагающий
принцип организации и
Сегодня в России как никогда
сохраняет актуальность вопрос о
построении эффективной системы
публичной власти, пользующейся доверием
и поддержкой населения. Осознав
это, исполнительная власть пошла по
пути кардинальных реформ. 6 октября 2003
г. Президент РФ подписал новую редакцию
ФЗ «Об общих принципах
Реформа местного самоуправления является важнейшим из преобразований, проводимых ныне в России. Она затрагивает все стороны жизни общества и государства.
Важнейшие ее цели:
приближение власти к народу;
повышение эффективности
работы органов местного
обеспечение необходимого финансирования для выполнения переданных полномочий.
Местное самоуправление
в России находится в процессе
становления, его
Цель моей темы состоит в рассмотрении основных принципов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели нужно рассмотреть:
1.Понятие основных принципов местного самоуправления;
2.Нормативно-правовые основы
принципов местного
3.Содержание основных
принципов местного
Источниками информации являются учебные пособия по Конституционному праву России: Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. и т.д., а также
комментарий к ФЗ №131, Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты.
В курсовой работе последовательно рассматривается понятие основных принципов местного самоуправления, нормативно-правовые основы и содержание принципов местного самоуправления.
Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также актами, принятыми в соответствии с ними1.
Основные принципы местного самоуправления
1. Самостоятельность решения
населением вопросов местного
значения. Местное самоуправление
призвано обеспечить
Нормы муниципального права,
закрепляя принцип
самостоятельное решение вопросов местного значения;
предположение финансово-экономической
самостоятельности органов
запрещение вмешательства государства в деятельности органов местного самоуправления;
гарантия самостоятельности нормами муниципального права в пределах их полномочий;
обеспечение самостоятельности
муниципальных органов в
2. Организационное обособление
местного самоуправления, его органов,
в системе управления
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», народ реализует свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. С учетом этого законодательство РФ устанавливает, что:
- органы местного
- разграничения предметов
ведения между муниципальными
образованиями не допускают
- не допускается образование
органов местного
- должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих, их деятельность является муниципальной службой.
3. Взаимодействия органов
местного самоуправления с
Взаимодействие, как одна из функций процесса управления предполагает обмен значимой информацией, планирование и осуществление совместной деятельности, поэтому формы взаимодействия местного самоуправления и его органов с органами государственной власти могут быть достаточно разнообразны.
4. Сочетания местных,
Основанное на началах демократии и децентрализации, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала муниципальных образований. Важность обеспечения этого принципа связана с тем, что законодательное разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными образованиями не устраняет определенной коллизии интересов между ними.
5. Многообразие организационных
форм реализации местного
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом населению предоставлена возможность самостоятельно выбирать любые формы и сочетания форм представительной и непосредственной демократии, определять организационно-правовые формы реализации местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает достаточно широкий выбор организационных форм осуществления местного самоуправления.
Формы прямого волеизъявления
граждан: местный референдум, муниципальные
выборы, собрание. Непосредственное участие
граждан в местном
6. Соответствие материально-
Гарантируя экономическую
и финансовую самостоятельность
местного самоуправления, Конституция
РФ предоставляет органам местного
самоуправления право самостоятельно
управлять муниципальной
Федеральное законодательства гарантирует местному самоуправлению:
- обеспечение
- передачу материальных
и финансовых средств,
- компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых органами
7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Муниципальная деятельность
охватывает вопросы жизнедеятельности
населения муниципальных
Одна из форм соблюдения прав и свобод гражданина – обращение в органы местного самоуправления на нарушение прав и законных интересов граждан с предложениями, заявлениями, жалобами.
8. Ответственность органов
местного самоуправления и
Ответственность наступает в результате утраты доверия. Она определяется уставом муниципальных образований.
Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (гл. 1, 8). Естественно, что конституционная формула "местное самоуправление" должна толковаться не как подтверждение того, что есть, а как цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция2.
Развивая конституционную модель местного самоуправления, Закон от 6 октября 2003 г. характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода - прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).
В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению вопросов местного самоуправления). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании местного самоуправления. Кратко раскроем все эти качества. Исходное определение местного самоуправления уточняется в его содержательной, пространственной, субъектной составляющих. Для этого законодатель раскрывает смысл таких категорий, как "вопросы местного значения", "муниципальное образование", "органы местного самоуправления", "должностное лицо местного самоуправления" и др.
Самостоятельная и под свою ответственность активность. Самостоятельная активность - осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе.