Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа
Задачи работы:
1. Изучить формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Проанализировать идеи семейного детского дома.
3. Определить нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа.
4. Провести анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом.
Введение ……………………………………………………………3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СЕМЕНОГО
ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………6
1.1 Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей………………………………………………………...……………6
1.2 Идея семейного детского дома ………………………………………....11
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…………………………………………......15
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа……………………………………………………………………………15
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…….17
2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа…………………………………………………………………………..24
Глава 3. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ……………………………………………………………...25
3.1 Западный опыт детских домов семейного типа ……………………...25
3.2 Воспитание и развитие детей на примере семейного детского
дома "Китеж" …………………………………………………………….…31
Заключение ……………………………………………………….……....36
Список использованной литературы………………………………...38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт государственного управления и права
Кафедра гражданского права и процесса
Курсовая работа по семейному праву
ТЕМА: «Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения»
Исполнитель:
Студентка III курса ИГУиП ГУУ
гражданско-правовой специализации
А.А.Кашпитарь
Научный руководитель:
К.ю.н.,доцент И.В. Матвеев
:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СЕМЕНОГО
ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………6
1.1 Форма устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без
родителей………………………………………………………
1.2 Идея семейного детского дома ………………………………………....11
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…………………………………………......15
2.1. Участники отношений приёмной
семьи и детского дома
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…….17
2.3.Правовое положение детей в приёмной
семье и детском доме семейного типа……………………………………………………………………
Глава 3. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ……………………………………………………………...25
3.1 Западный опыт детских домов семейного типа ……………………...25
3.2 Воспитание и развитие детей на примере семейного детского
дома "Китеж" …………………………………………………………….…31
Заключение ……………………………………………………….……....36
Список использованной литературы………………………………...38
Введение
«Семья начинается с детей» - считал русский писатель и философ Герцен Александр Иванович, но, к сожалению, в нашей стране не все семейные пары могут позволить себе иметь ребёнка, более того, не все желают этого и не все способствуют устройству детей, оставшихся без родительского попечения.
В настоящее время
в нашей стране серьезную озабоченность
государственных органов и
К сожалению, настоящее время на учете в федеральном банке данных о детях состоят сведения почти 130 тыс. детей, которые находятся без родительского попечения и которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.1
Система государственных детских домов не справляется с социализацией таких детей. Педагоги не имеют возможности уделять достаточно внимание каждому ребенку, поскольку дети собраны в большие группы. В результате социальной запущенности многие дети отстают в развитии и не мотивированы на обучение. Поэтому уровень образования в детдомовских школах, ориентированных на детей с низкими способностями и мотивацией, ограничивает возможности получения знаний детьми, обладающими природной одаренностью. После окончания такой школы даже способному ребенку почти невозможно поступить в высшее учебное заведение.
Постоянное нахождение детей в специфической закрытой среде тормозит у них выработку элементарных бытовых и социальных навыков. Дети не умеют следить за своей одеждой, готовить простейшую еду, убирать свое жилье, пользоваться бытовыми приборами (потому что этим в детском доме занимается обслуживающий персонал); пользоваться транспортом, магазинами, соблюдать правила общежития в большом социуме.
Кроме того, воспитатели детского дома несут ответственность за ребенка только до окончания школы, после этого шестнадцатилетний человек остается один на один со своими проблемами, ему не к кому обратиться за советом и помощью.
В виду того, что сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития необходим глубокий анализ социальных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы.
На сегодняшний день общепринятыми являются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Категория «социального сиротства» включает детей, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Во всех этих случаях заботу о ребенке берет на себя государство.
С 1989 г. в России стали создаваться детские дома семейного типа. Социально благополучные семьи берут на воспитание от трех до пяти детей, получают государственную зарплату в качестве воспитателей и полностью ответственны за их воспитание и обучение. Это начинание столкнулось с множеством трудностей: зарплата и пособие на детей маленькие, психологическая помощь детям и приемным родителям не развита, отдельные семейные детские дома не образуют единой системы и тоже не могут помочь друг другу.
В интересах
достижения данной цели
1. Изучить формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Проанализировать идеи семейного детского дома.
3. Определить нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа.
4. Провести анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом.
Объект исследования - дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования - воспитание детей-сирот в условиях детского дома семейного типа.
Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СЕМЕНОГО ДЕТСКОГО ДОМА
1.1 Форма устройства
детей-сирот и детей,
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернат учреждения, не снижается. В 2009 г. в семьи передано 60% детей, а в интернаты - 40%, и 235 тыс. детей проживают в государственных учреждениях .2
Статистика свидетельствует: по числу детей - социальных сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска.
Современные исследования показывают, что даже так называемые благополучные семьи нередко оказываются такими лишь по видимости, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения.
Характеризуя психологические проблемы детей из семей, относительно благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, необходимо отметить обеднение содержания общения, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослым или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают узко прагматические формы - по поводу обихода, режима, контроля за успехами в учебе, а поощрение детей сводится лишь к его материальным формам.
При этом усиливается тенденция переносить многие исконно родительские функции на воспитателей яслей и детских садов, а позднее на школу и другие учреждения.
Нередко в этих случаях можно констатировать так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, обеднении и формализации контактов с ними, что в свою очередь в крайних проявлениях фактически может привести к полному вытеснению их из семей, и, как следствие, к беспризорности огромного количества детей и подростков.3
К сожалению, дети - социальные сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, либо воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет.
Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. «Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу». Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.
Еще одна форма устройства детей-сирот - это круглосуточные школы-интернаты.
В них принимаются:
· дети-сироты;
· дети, отобранные у родителей по решению суда;
· дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено.
Распространение получили в России детские дома семейного типа. Семейный детский дом - семья, взявшая на попечение не менее 5 и не более 10 детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей. Если поступающий в такой детский дом ребенок достиг 10-летнего возраста, то его обязательно спросят, хочет ил он жить в этой семье. Такие семьи создаются на несколько лет по договору. Существует несколько типов семейного детского дома:
- семья, взявшая одного или несколько детей;
- несколько детей, проживающий с воспитателем;
- семья, в которой живут и свои и приемные дети и др.
Основные задачи семейного детского дома такие же как и у других детских домов: подготовка к самостоятельной жизни, обучение. Воспитание и т.д. За деятельностью такого детского дома наблюдают органы опеки и попечительства, на территории которого находится данный детский дом.
Детские деревни (SOS - Киндердорф) - заведение для воспитания детей - сирот в условиях, приближенных к семейным.
«Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным. В семье шесть - восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки.
Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей. Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск».
Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS австрийский педагог - гуманист Герман Гмайнер.
Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS появилась в Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая - в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт - Петербургом.
В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом:
«Семейные формы устройства детей:
· усыновление (удочерение);
· опека (попечительство)
Государственно-общественные формы устройства детей:
· семейный детский дом (приемная семья);
· детские деревни SOS;
· временная приемная семья;
· фостеровская (замещающая семья);
· патронатная семья
Государственные формы устройства детей:
· дом ребенка;
· детский дом;
· школа-интернат;
· приют;
· центры временного содержания детей;4
Таким образом, к детским домам можно отнести собственно детский дом, детский дом семейного типа. Отчасти функции детского дома как постоянного места, где ребенок живет и воспитывается, выполняют круглосуточные школы-интернаты.