Проблемы реализации права граждан на референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении института референдума.
В соответствии с указанной целью определены ключевые задачи, отражающие основные идеи исследования:
• определить понятие референдума и его значение в российском законодательстве;
• рассмотреть виды референдума;
• выявить особенности правового регулирования местных референдумов;
• выявить проблемы реализации права граждан на референдум.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды референдума…………………………………5
1.1. Понятие и значение референдума…………………………………..5
1.2. Виды референдума………………………………………………….8
1.2.1. Местный референдум……………………………………………..10
Глава 2. Проблемы реализации права граждан на референдум…….14
2.1. Предметные ограничения конституционного права граждан РФ на участие в референдуме…………………………………………………………..14
2.2. Временные ограничения конституционного права граждан РФ на участие в референдуме………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РЕФЕРЕНДУМ.docx

— 73.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и виды референдума…………………………………5

1.1. Понятие и значение референдума…………………………………..5

1.2. Виды референдума………………………………………………….8

1.2.1. Местный референдум……………………………………………..10

Глава 2. Проблемы реализации права граждан на референдум…….14

2.1. Предметные ограничения  конституционного права граждан  РФ  на участие в референдуме…………………………………………………………..14

2.2. Временные ограничения  конституционного права граждан  РФ на участие в референдуме………………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………28

Список использованных источников и литературы………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе развития конституционализма и демократизации государства институт непосредственного участия населения в управлении государством в форме референдумов имеет большое значение.

Референдум объявлен Конституцией Российской Федерации 1993 г.1 высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Референдум в системе непосредственной демократии занимает особое место, предопределенное его сущностными характеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосования волеизъявления граждан, проживающих на территории публично-правового образования, направленного на принятие окончательного властного решения. Самостоятельное место этого института в системе непосредственной демократии предопределяет такие требования к нормативно-правовому регулированию референдумных процедур, которые, с одной стороны, позволяют гражданам свободно решать путем референдума наиболее важные вопросы государственного и местного значения, а с другой - не позволяют злоупотреблять правом на референдум в целях дестабилизации общественно-политической обстановки.

Этот способ принятия решения имеет как сильные, так и слабые стороны. В связи с этим следует считать, что проблемы института референдума, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны. Отсюда и оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении института референдума.

В соответствии с указанной целью определены ключевые задачи, отражающие основные идеи исследования:

• определить понятие референдума и его значение в российском законодательстве;

• рассмотреть виды референдума;

• выявить особенности правового регулирования местных референдумов;

• выявить проблемы реализации права граждан на референдум.

Объект исследования – правовые отношения, связанные с институтом референдума.

Предмет исследования - нормы конституционного права, относящиеся к институту референдума.

Методологической основой курсовой работы являются общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, структурно-функциональный, социально-психологический, нормативно-логический, комплексный, метод сравнительного правоведения, аксиологический подход.

Теоретическую основу данной работы составили труды таких ученых как: С.А. Авакьяна, А. А. Аванесян, Е.Ю. Догадайло, Д. Б. Останкова и др.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка изученных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМА

 

 

    1. Понятие и значение референдума

 

Решая задачу изучения и анализа сущности и юридической природы института референдума как одного из важнейших институтов прямой демократии, необходимо уделить внимание содержанию определения понятия "референдум".

"Референдум" (от лат. referendum - "то, что должно быть сообщено") - прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни.

Широкое распространение референдумы получили в XX в., что было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий.

Референдум не является приоритетной формой народовластия, именно государство устанавливает пределы использования института референдума в политической жизни. "...В действительности возможности принятия гражданами публично-властных решений на референдуме всегда ограничены. Они определяются совокупностью норм конституционного права, устанавливающих гарантии права граждан на участие в референдуме. Совокупность этих норм права составляет институт референдума"2.

Законодатель в Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"3 (ст. 1) установил, что референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

 В мировой политико-правовой  практике понятиями, близкими к "референдуму", считаются "плебисцит", "всенародный  опрос", "всенародное обсуждение". Все эти понятия связаны с  выявлением воли избирателей, но  методы и результаты такого  выявления неодинаковы и различаются  по государственно-правовым формам  их реализации4.

В конституционном праве понятие "плебисцит" отлично от понятия "референдум". Плебисцит (лат. plebiscitum, от лат. plebs - плебс (простой народ) и лат. scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера. Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или важного постановления местного самоуправления. Референдум, как важнейший институт прямой демократии, представляет собой форму непосредственного волеизъявления граждан, выражающуюся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Принимаемые на референдуме решения обладают особой юридической силой: они являются общеобязательными, не требуют дополнительного утверждения и могут быть отменены либо изменены посредством принятия решения на новом референдуме.

Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин "всенародное голосование". Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами.

Референдум (имеется в виду также и плебисцит) - одно из важнейших средств прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, то есть такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты избранные населением представители - депутаты парламента, члены местных органов самоуправления5. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей (так неоднократно было во Франции при президенте де Голле), а в условиях авторитарных режимов - в обстановке насилия и угроз (в Пакистане при президенте Зия-уль-Хаке лицам, не явившимся на выборы для одобрения его кандидатуры, единственной притом, грозило тюремное заключение)6. Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий. Референдум по такому сложному вопросу, как принятие конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением, в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, давал иногда отрицательные результаты: на референдуме одобрялись реакционные конституции. Референдум использовался правящей верхушкой в фашистской Германии для одобрения территориальных захватов.

Референдум не применяется в тех англосаксонских странах, где всегда господствовала идея верховенства парламента, хотя в самой Великобритании в последние десятилетия он в единичных случаях проводился. Очень редко использовался референдум в Бельгии. Не используется референдум и во многих странах мусульманского фундаментализма.

Таким образом, я считаю возможным дать следующее определение изучаемому понятию. Референдум - одна из форм непосредственной демократии, содержанием которой является прямое волеизъявление установленного законом числа граждан на установленной законом территории по конкретным общественно значимым вопросам, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, обязательно выясняемое в предусмотренном законом случае, либо назначаемое по инициативе соответствующего уполномоченного субъекта инициатора, имеющее высшую юридическую силу и обязательное для исполнения органами, организациями и гражданами, либо носящее консультативный характер.

 

    1. Виды референдума

 

Референдумы делятся на: 

- общегосударственные, в  которых участвуют все граждане, обладающие правом на участие  в референдуме;

- региональные, которые проводятся  в федеративных государствах  в пределах территории субъекта  федерации;

- местные, которые проводятся  в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц.

Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия.

Референдум РФ - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "О референдуме Российской Федерации", ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"7 среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории РФ, а также граждан РФ, проживающих или находящихся за пределами территории РФ. Проведение федеральных референдумов может инициироваться гражданами страны и общероссийскими общественными объединениями. Таким образом, российский народ имеет право и возможность прямо осуществлять свое волеизъявление8. Общероссийский референдум назначается указом главы государства, однако в случае несоблюдения последним порядка проведения референдума Конституционный Суд Российской Федерации вправе обязать Президента России подписать подобный указ.

Референдум субъекта РФ - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ.

Так 7 декабря 2003 г. состоялся референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект Федерации - Пермский край. Явка избирателей составила 60 процентов. Девяносто процентов жителей Пермской области и Коми-Пермяцкого АО высказались за объединение. 1 декабря 2005 г. был официально образован новый субъект Российской Федерации - Пермский край. В соответствии с результатом проведенного референдума был принят  Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"9.

Также 16.03.2014 г. был проведен референдум по вопросу о будущем статусе полуострова Крым. Согласно официальным результатам, в Автономной Республики Крым 96,77 % проголосовавших поддержало присоединение Крыма к России при явке 83,1 %, в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6 % избирателей при явке 89,5 %.

17 марта 2014 г. на основании Декларации о независимости и результатов референдума была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом10.

Референдум местный - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования11.

Местный референдум является составной частью организационной основы местного самоуправления. Конституция РФ ставит местный референдум на первое место среди всех остальных форм осуществления местного самоуправления. Тем самым он является высшей формой народовластия на муниципальном уровне.

Главная ценность института местного референдума состоит в возможности его использования населением по собственной воле, без санкции органов местного самоуправления.

Местный референдум представляет собой одну из форм непосредственного выражения народовластия. Участвуя в референдуме, граждане принимают решения по значимым вопросам. В соответствии с Конституцией РФ местный референдум является высшей формой непосредственного народовластия на муниципальном уровне, а также составной частью организационной основы местного самоуправления.

 

      1. Местный референдум

Информация о работе Проблемы реализации права граждан на референдум