Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:28, курсовая работа
Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Архивные реформы 90-х гг в России…………………………………… 5
2. Итоги архивных реформ 90-х гг в России……………………………...16
3. Проблемы архивного дела на современном этапе…………………….18
Заключение…………………………………………………………………....27
Список использованной литературы и источников……………………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Архивные реформы 90-х гг в России…………………………………… 5
2. Итоги архивных реформ 90-х гг в России……………………………...16
3. Проблемы архивного
дела на современном этапе……………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы и источников……………………..29
Введение
Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.
Беречь и сохранить
для истории документальные богатства
нашей страны — важнейшая задача
государственных и
Как известно архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как архивные реформы оказали сильное влияние на организацию архивной службы. Целью курсовой работы является рассмотрение архивных реформ 90-х гг. Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи:
Объектом научного исследования являются архивные реформы, предмет научного исследования - архивные реформы 90-х гг. и их дальнейшее развитие.
Для написания данной курсовой работы была использована следующая литература: 1) Алексеева, Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития/ Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2003. -№2. - С. 77-84.
2) Алексеева, Е.В. Архивный
фонд Российской Федерации:
3) Алексеева, Е.В.
4) Архивный Фонд Российской
Федерации: организация
Также были использованы интернет – источники:
1) www.chiefarh.samaracity.ru
2) www.soldat.ru.
3) http://www.rusarchives.ru
4) www.cntd.ru/noframe/com-spec-
Начало 90-х годов –
переломный период в истории России,
перестройка государственной
Приступая к рассмотрению административного
аспекта развития отечественного архивного
дела в 90-е годы, обратим внимание
на то, что архивы по своей сути в
гораздо большей степени, чем
другие институты социально-культурной
сферы (библиотеки, музеи и др.) интегрированы
в функционирование государственного
механизма, являются пусть маленькой,
но неотъемлемой его частью. Вследствие
этого в той же самой степени
в эти годы они испытали на себе
всю тернистость
Впрочем, начало было более чем
впечатляющим. Крах Советского Союза,
повлекший за собой ликвидацию союзных
государственных структур, подъем общественного
интереса к архивам, выдвинувший
отечественное архивное дело в центр
современной общественно-
На рубеже 20–21 вв. в результате глубоких социально-экономических и политических реформ архивная система вместе со всей страной пережила очень серьезную трансформацию. В свете этих реформ, необходимо было решить организационно-правовые и методические проблемы комплектования, сохранения и использования документов на совершенно новой основе. Этот вопрос встал тогда особенно остро по ряду причин.
Главные из них: богатейшее архивное наследие, хранящееся в стенах архивов, широчайший круг источников комплектования, стремительно меняющих формы собственности, внутренние структуры, направления деятельности, подведомственность, источники финансирования и т.д. Приватизация крупнейших промышленных предприятий, ведущих научно-исследовательских институтов, грозившая потерей целого комплекса научно-технической документации. Активный процесс банкротства, часто оставляющий бесхозными документы по личному составу, как мелких частных, так и гигантских промышленных предприятий. Развитие передовых технологий и всеобщая компьютеризация, влекущая за собой массовое образование документов на нетрадиционных носителях, когда основная часть архивов ориентирована на комплектование документами на бумажной основе [7].
Основными направлениями архивной реформы 90-х гг. были:
Указом Президента Российской Федерации
от 28.11.1991 №242 на базе упраздненных Комитета
по делам архивов при СМ РСФСР
и Главного архивного управления
при СМ СССР создается Комитет
по делам архивов при
Тем не менее, в начале 90-х годов централизация архивного дела в России достигла своей наивысшей точки: помимо трех центральных республиканских архивов, уже действовавших в Российской Федерации с советских времен, в ведение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти вошли согласно постановлению СМ РСФСР от 12.10.1991 №531 «О развитии архивного дела в РСФСР» подведомственные Главархиву СССР центральные государственные архивы СССР, научно-исследовательские и другие учреждения, что было закреплено подписанным в июле 1992 г. Соглашением государств-участников СНГ о правопреемственности в отношении государственных архивов бывшего СССР. Несколько ранее в соответствии с Указом Президента РСФСР от 24.08.1991 №83 «О партийных архивах» они были переданы в ведение архивных органов вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда [7].
К сожалению, по ряду причин в отношении
архивов бывшего КГБ
В результате, в первой половине 90-х годов складывается современная типология российских архивов, включающая государственные архивы – федерального уровня и субъектов Российской Федерации, ведомственные архивы, муниципальные архивы и негосударственные архивы. На федеральном уровне утвержденная в июне 1992 г. Правительством Российской Федерации сеть включила, помимо бывших центральных государственных архивов СССР и ЦГА РСФСР Дальнего Востока, созданные в октябре 1991 г. на базе партийных архивов Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, Центр хранения современной документации и Центр хранения документов молодежных организаций, а также созданный в апреле 1992 г. в результате слияния ЦГАОР СССР и ЦГА РСФСР Государственный архив Российской Федерации [7].
В целом более стабильная система архивов в субъектах Российской Федерации также пополнилась партийными архивами либо в качестве самостоятельных архивных учреждений, либо на правах структурных подразделений ранее существовавших государственных архивов. В ответ на новые вызовы времени в ряде регионов началось создание архивов документов по личному составу и специализированных архивов, в том числе хранящих документы на небумажных носителях [6].
Примерно такая же картина сложилась и в самом многочисленном – муниципальном звене архивной системы России, где преобразования, слияния, создание или ликвидация архивов, существующих либо в виде структурных подразделений органов местного самоуправления, либо в виде муниципальных учреждений, в целом определялись мерами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по оптимизации границ муниципальных образований и структуры их администраций.
Ведомственные архивы оказались представленными
текущими архивами собственно федеральных
органов государственной
Наконец, негосударственные архивы включили разнообразные архивы частных коммерческих и финансовых структур, различных официально зарегистрированных фондов, политических партий, профсоюзных организаций, общественных движений и творческих объединений, религиозных конфессий и частных лиц [6].
Важнейшим инструментом закрепления позитивных изменений в архивном деле и нейтрализации возможных негативных последствий происходивших в стране перемен должен был послужить закон, регулирующий отечественное архивное дело. Его основные принципы были сформулированы уже к середине 1991 г. специально созданной в Росархиве комиссией. К сожалению, в процессе доработки закона в Верховном Совете РСФСР он претерпел кардинальные изменения. Главное из них заключалось в том, что из закона прямого действия он превратился в «Основы», в результате чего из него был исключен ряд принципиально важных технологических норм, что впоследствии отрицательно отразилось на деятельности российских архивов, в первую очередь в области их комплектования. Тем не менее, при всех своих известных недостатках «Основы законодательства Российской Федерации об архивном деле в Российской Федерации и архивах» включили в себя ряд важных принципов организации архивного дела, впервые закрепленных законодательно и не потерявших своей значимости и сегодня [6].
Прежде всего, в них был провозглашен
принцип разграничения
В целях совершенствования