Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 18:59, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных методов выбора альтернатив, оценка их реалистичности и эффективности.
Задачи исследования:
- определение основных методов выбора альтернатив управленческого решения;
- оценка реалистичности альтернатив управленческого решения;
- рассмотрение психологических особенностей процесса анализа альтернатив и выбор стратегий;
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Этапы разработки управленческих решений………………………….....4
2. Выбор и оценка альтернатив управленческих решений…………….…..7
2.1 Сущность процесса принятия решения……………………………..........7
3. Методы выбора альтернатив управленческих решений……………….10
4. Оценка реалистичности альтернатив управленческих решений…..….14
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованных источников…………………………………………..19
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Этапы разработки управленческих решений………………………….....4
2. Выбор и оценка альтернатив управленческих решений…………….…..7
2.1 Сущность процесса принятия решения……………………………..........7
3. Методы выбора альтернатив управленческих решений……………….10
4. Оценка реалистичности альтернатив управленческих решений…..….14
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим элементом управления
являются управленческие решения. Одним
из основных компонентов принятия решения
является выбор альтернатив
Целью данной работы является рассмотрение основных методов выбора альтернатив, оценка их реалистичности и эффективности.
Задачи исследования:
- определение основных
методов выбора альтернатив
- оценка реалистичности
альтернатив управленческого
- рассмотрение психологических особенностей процесса анализа альтернатив и выбор стратегий;
- проведение анализа
«Прежде чем искать
решение, точно сформулируй
1. Осознание и установление
симптомов (показателей,
2. Определение проблемы в общем виде - сокращение числа влияющих на проблему фaкторов и одновременно избегание немедленного (импульсивного) действия по устранению симптомов и их причин.
3. Выявление причин возникновения проблемы.
4. «Фильтрование»
информации - проведение различий
между неуместной и
5. Исключение информационных
искажений психологического
Второй этап - формулировка
ограничений и критериев
Прежде чем выдвигать альтернативы принятия решения, необходимо обеспечить их реалистичность. Делается это путем выявления не зависящих от организации факторов (ограничений). Например, это могут быть нормативные акты, которые руководитель не в состоянии изменить, острая конкуренция, важные отношенческие особенности и т.д. Важной психологической особенностью является то, что выбор обычно осуществляется не на основе исходного множества альтернатив. Предварительно происходит своеобразный «отсев» наименее привлекательных и значимых, по мнению субъекта, альтернативных вариантов. Этот процесс называется элиминацией альтернатив
Третий этап - определение альтернатив
Выявление всех возможных
действий, способных устранить причины
проблемы и дать возможность организации
достичь своих целей. Эти действия
и выступают в качестве альтернативных
путей решения проблемы. Важно
не допустить путаницы альтернатив
и при этом рассмотреть максимально
возможный спектр решений. В качестве
альтернатив могут
«Постановка приоритетов не представляет большой трудности. Труднее решить, чего делать не нужно» Питер Друкер.
Умение классифицировать
организационно - управленческие и
бизнес - проблемы, выстраивать приоритеты
в их решении, выявлять задачи, которые
не оказывают существенного
Четвертый этап - оценка выявленных альтернатив
На этом этапе проводится анализ каждой из выдвинутых идей, их сравнение, определение «плюсов» и «минусов», сильных и слабых сторон. Для этого может быть использован метод экспертной оценки. Целью экспертизы наработанных альтернативных вариантов является определение перспективности каждого из них, возможности, которые открываются при их реализации, а также риски, с которыми сопряжена реализация каждого из выдвинутых вариантов управленческого решения, и в конечном итоге представление руководителю (лицу, принимающему решение) выверенного, обоснованного и просчитанного варианта.[4]
Пятый этап - выбор альтернативы
Этот этап, также называемый
«выбор максимизированной
Если обсуждать возможность реализации этого этапа на практике, за принятием решения, то есть выбором альтернативы, стоят как технологические приемы, так и искусство управленца. Если первые можно освоить, изучив удачно построенный курс управленческой науки, то второе вырабатывается с годами и является результатом профессионального опыта руководителя.
Завершающие этапы - исполнения и обратной связи
На следующих этапах - исполнения и обратной связи - задача руководителя заключается в оценке изменений, которые наступают в проблемной ситуации связи с реализуемым решением, то есть в определении, насколько они «вписываются в план» и меняют ситуацию в нужном, желательном направлении.
Оценка результатов
реализации управленческого
2.ВЫБОР И ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1 Сущность процесса принятия решения
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации. В принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение, рациональность.
Интуитивное решение - это
выбор, сделанный только на основе ощущения
того, что он правилен. Решения, основанные
на суждениях. Такие решения иногда
кажутся интуитивными, поскольку
логика их не очевидна. Решение, основанное
на суждении - это выбор, обусловленный
знаниями или накопленным опытом.
Для стратегического и
Альтернативы - неотъемлемая часть проблемы принятия решений: если не из чего выбирать, то нет и выбора. Следовательно, для постановки задачи принятия решений необходимо иметь хотя бы две альтернативы.[5]
Альтернативы бывают независимыми и зависимыми. Независимыми являются те альтернативы, любые действия с которыми (удаление из рассмотрения, выделение в качестве единственно лучшей) не влияют на качество других альтернатив. При зависимых альтернативах оценки одних из них оказывают влияние на качество других. Имеются различные типы зависимости альтернатив. Наиболее простым и очевидным является непосредственная групповая зависимость: если решено рассматривать хотя бы одну альтернативу из группы, то надо рассматривать и всю группу.
Задачи принятия решений существенно различаются также в зависимости от наличия альтернатив на момент выработки политики и принятия решений. Встречаются задачи, когда все альтернативы уже заданы, уже определены, и необходимо лишь выбрать лучшие из этого множества. Особенностью этих задач является замкнутое, нерасширяющееся множество альтернатив. Но существует множество задач другого типа, где все альтернативы или их значительная часть появляются после принятия основных решений.
На первом этапе собирается вся доступная на момент принятия решения информация: фактические данные, мнение экспертов. Там, где это возможно, строятся математические модели; проводятся социологические опросы; определяются взгляды на проблему со стороны активных групп, влияющих на ее решение. Второй этап связан с определением того, что можно, а что нельзя делать в имеющейся ситуации. И уже третий этап включает в себя сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта решения.[4]
Процесс принятия решений -
это циклическая
- Анализ ситуации. Для
возникновения необходимости
- Идентификация проблемы.
Первый шаг на пути решения
проблемы - ее определение или
диагноз, полный и правильный.
Существуют два взгляда на
сущность проблемы. Согласно одному,
проблемой считается ситуация, когда
поставленные цели не
- Определение критериев
выбора. Прежде чем рассматривать
возможные варианты решения
- Разработка альтернатив.
В идеале желательно выявить
все возможные альтернативные
пути решения проблемы, только
в этом случае решение может
быть оптимальным. Однако на
практике руководитель не
- Выбор альтернативы. Разработав
возможные варианты решения
- Согласование решения.
Принятие управленческих
Информация о работе Методы выбора альтернатив управленческих решений