Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:11, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
1. Отражение экономического содержания государственного долга;
2. Рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
3. Рассмотрение понятия управления государственным долгом
Курсовая работа
по предмету «Финансы, денежное обращение и кредит»
на тему «Система управления государственным долгом в России»
Специальность 080108 «Банковское дело»
Студентки 2 курса 214-п группы
Матвиенко Анастасии Константиновны
Руководитель: Войниконис Наталья Николаевна
Москва, 2011г.
Введение
Проблемы, связанные с
управлением государственным
Данная курсовая работа выполнена чтобы сконцентрировать внимание на непростых проблемах, связанных с возникновением и регулированием государственных долгов. В ней будут подробно рассмотрены и проанализированы вопросы, связанные с государственным долгом. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
1. Отражение экономического
содержания государственного
2. Рассмотрение государства
в качестве гаранта и
3. Рассмотрение понятия
управления государственным
4. Анализ причин возникновения
государственного долга
5. Анализ обслуживания
государственного долга
6. Отражение перспектив
сокращения государственного
Были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Министерства Финансов и Центрального Банка Российской Федерации.
1. Понятие и значение государственного долга
1.1 Государственный долг: содержание и основные формы
Согласно п. 1 статьи 97 Бюджетного Кодекса
РФ к государственному долгу Российской
Федерации относятся долговые обязательства
Российской Федерации перед физическими
и юридическими лицами Российской Федерации,
субъектами Российской Федерации, муниципальными
образованиями, иностранными государствами,
международными финансовыми организациями,
иными субъектами международного права,
иностранными физическими и юридическими
лицами, возникшие в результате государственных
заимствований Российской Федерации,
а также долговые обязательства
по государственным гарантиям, предоставленным
Российской Федерацией, и долговые
обязательства, возникшие в результате
принятия законодательных актов
Российской Федерации об отнесении
на государственный долг долговых обязательств
третьих лиц. Кроме того, в понятие
"государственный долг" также
включается общая сумма процентов,
начисленных на сумму задолженности
РФ. При возникновении данного
вида долгового обязательства
Основные формы долговых обязательств РФ следующие:
1. Кредитные соглашения и договора;
2. Государственные ценные
бумаги (облигации Российского
3. Договора о предоставлении гарантий РФ, переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ;
4. Соглашения и договора
РФ о пролонгации и
По срокам долговые обязательства подразделяются на:
· краткосрочные (до 1 года);
· среднесрочные (до 5 лет);
· долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.
Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
В настоящее время
В эффективной, нормально
развивающейся, стабильной экономике
государственный долг не является ключевой
проблемой развития и жизнедеятельности
общества. Как правило, государственный
долг возрастает на этапах активного
экономического роста, имея в виду,
что развивающаяся экономика, модернизируемое
производство требуют определенных
вложений, в том числе государственных.
Однако государственный долг может
расти и в период упадка экономики,
так как спад производства в течение
длительного времени
Государственный долг является
характеристикой
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний.
1.2 Структура государственного внутреннего и внешнего долга
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации согласно бюджетному кодексу включаются:
· номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
· объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
· объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
· объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
· объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
Размеры и структура государственного внутреннего долга представлены в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (верхний предел государственного внутреннего долга РФ, установленный на 1 января 2012 г - 5 трлн. 148 млрд. руб., верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2012 г - 55,6 млрд. долл. или 44,9 млрд. евро). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Внешний государственный
долг - это составная часть
Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов.
Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.
По классификации
По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды - нерезиденты.
2. Управление государственным долгом
2.1 Основные цели и задачи
эффективного управления
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации.
Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Государство определяет соотношение
между различными видами долговой деятельности
(государственные
В процессе управления государственным долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:
· Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
· Минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
· Сохранение у российского
государства репутации
· Поддержание стабильности
и предсказуемости рынка
· Достижение эффективного и целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных им заимствований;
· Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
· Координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на долговом рынке страны.
Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и главы администраций субъектов Российской Федерации), Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.
Информация о работе Система управления государственным долгом в России