Сущность и порядок проведения делового спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является: изучение и рассмотрение основных характеристик делового спора, ознакомление с его сущностью и порядком проведения.
Задачи контрольной работы:
- ознакомиться с понятием «деловой спор»;
- рассмотреть сущность делового спора на конкретном примере;
- изучить порядок проведения делового спора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…2
1. Сущность делового спора………………………………………...………..…...…4
1.1. Понятие делового спора………………………………………………...……...4
1.2. Цели ведения спора и его предмет………………………………………….....6
1.3. Разновидности спора………………………….…………………….………….7
2. Подходы и приемы при ведении делового спора………………………..……..11
2.1. Подходы к ведению спора…………………………………………………….11
2.2. Тактические приемы…………………………………………………………...12
2.3. Запрещенные приемы в споре………………………………………………...15
3. Порядок ведения делового спора между руководителем и подчиненными….19
Заключение………………………………………………………..………………….21
Список использованных источников…………………………….…………………22

Вложенные файлы: 1 файл

печатать 1й лист!.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...…2

  1. Сущность делового спора………………………………………...………..…...…4
    1. Понятие делового спора………………………………………………...……...4
    2. Цели ведения спора и его предмет………………………………………….....6
    3. Разновидности спора………………………….…………………….………….7
  2. Подходы и приемы при ведении делового спора………………………..……..11
    1. Подходы к ведению спора…………………………………………………….11
    2. Тактические приемы…………………………………………………………...12
    3. Запрещенные приемы в споре………………………………………………...15
  3. Порядок ведения делового спора между руководителем и подчиненными….19

Заключение………………………………………………………..………………….21

Список использованных источников…………………………….…………………22

 

 

 

 

 

 

Введение

Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления в первобытном обществе словесных коммуникаций человечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда

бы он находился вне  этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества. Рассмотрение коммуникативного аспекта жизни человека не только интересно, но и ценно в свете улучшения взаимопонимания индивидов в обществе. В современной жизни люди ежедневно совершают покупки, заключают сделки, делятся информацией. Умение вести себя с людьми во время беседы — один из главнейших факторов, определяющих шансы достижения успеха. Успехи человека в его делах, даже в технической сфере, только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми, с которыми он работает [1].

Также, по мимо умения вести  совещания, беседу, не мало важным является и умение правильно вести себя во время делового спора. Учитывая, что в современной жизни, находясь в стадии развития рыночной экономики, умение управлять, разрешать конфликты, общаться и вести деловые споры является необходимым атрибутом каждого образованного  современного человека, без которого в настоящее время невозможно выстроить правильную модель делового общения, политику организации труда, в этом видна актуальность выбранной темы. 

Споры, дискуссии постоянно  сопутствуют жизни людей и коллективов.

Решение многих деловых  вопросов возможно лишь в рамках обмена мнениями, спора. Сопоставление различных  точек зрения способствует развитию мышления, появлению новых идей, позволяет преодолевать застойные  явления, которые неизбежны в коллективах, где не приветствуются плюрализм мнений,

самостоятельность и  инициатива работников.

Под спором понимается столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в  поддержку своих убеждений и  критикуют несовместимые с ними представления другой стороны. Спор является частным

случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет, или тему, но спор характеризуется  не просто определенным предметом, а наличием несовместимых представлений об одном и

том же объекте, явлении  и т. д. [2].

Целью контрольной  работы является: изучение и рассмотрение основных характеристик делового спора, ознакомление с его сущностью и порядком проведения.

Задачи контрольной  работы:

- ознакомиться с понятием «деловой спор»;

- рассмотреть сущность  делового спора на конкретном  примере;

- изучить порядок проведения  делового спора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность делового спора

    1. . Понятие делового спора

Каждый деловой человек, в какой бы деятельности он ни был специалистом, должен уметь компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения оппонента, владеть всеми жанрами полемического мастерства. Это нужно адвокату во время защиты клиента и менеджеру, ведущему совещание или дискуссию, и специалисту по переговорам, и политику, общающемуся с прессой, с представителями общественности. В процессе профессионального общения приходится отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к противоположному мнению. Бывает, что «выяснение отношений» происходит довольно болезненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством спора, дискуссии.

    Споры, дискуссии постоянно сопутствуют жизни людей и коллективов. Решение многих деловых вопросов возможно лишь в рамках обмена мнениями, спора. Сопоставление различных точек зрения способствует развитию мышления, появлению новых идей, позволяет преодолевать застойные явления, которые неизбежны в коллективах, где не приветствуются плюрализм мнений, самостоятельность и инициатива работников. Широко распространено мнение, что «в споре рождается истина». Спор действительно может привести к истине, однако нередко он губит ее из-за неверных методов и средств. Но практически

невозможно предложить алгоритм ведения полемики, пригодный на все случаи жизни.

Спор — это тонкое искусство, у него имеется множество трудно уловимых психологических, нравственных и этических граней. Выявлять и учитывать их в споре позволяет только практика. Под спором понимается столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с ними представления другой стороны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет, или тему, но спор характеризуется не просто определенным предметом, а наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д.[3].

Спор имеет свои характерные  признаки:

• предполагает наличие, по крайней мере, двух субъектов, одного из которых уместнее называть пропонентом, а другого — оппонентом;

• на тезис пропонента оппонент отвечает противоположным утверждением и антитезисом («столкновение мнений»);

• и пропонент, и оппонент выдвигают доводы в поддержку своих позиций;

• каждый из спорящих людей подвергает критике позицию противоположной стороны;

• участники спора  имеют одинаковые права в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом;

• предметом спора является положение, о котором каждая из сторон имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом;

• различие позиций сторон делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности. Поэтому любой спор — достаточно поверхностное обсуждение спорного положения;

• позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего носят открыто отрицательный характер;

• процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений;

• борьба мнений в споре нередко достигает высшей формы —конфликта мнений, когда каждая из сторон настаивает на истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента. Каждый довод в аргументации такого типа представляет собой отрицание довода оппонента. Характер обсуждения приобретает вид опровержения, отклонения, отрицания, неприятия, устранения;

• предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным. Его размытость также обусловлена тем, что речь в споре идет не о сущности, а о поверхностных характеристиках предмета;

• спор как вид деловой  коммуникации не регламентирован ни в процедурном, ни в пространственном, ни во временном отношениях.

   Если какой-то из этих признаков отсутствует, нет и спора.

  Итак, спор — это ситуация, когда аргументированно опровергается противоположное мнение. Общими для всех спорных ситуаций являются наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современно научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями.

  Течение спора зависит от состава его участников — от их уровня культуры, эрудиции, компетентности, жизненного опыта, владения полемическими навыками и умениями, знаниями правил публичного спора. Но именно данные качества на практике зачастую отсутствуют. В спорах порой не хватает глубины, веских доводов, терпимости к инакомыслию, способности вслушаться и принять иную, нежели свою, точку зрения.

Не все охотно вступают в спор, особенно подчиненные, и в первую очередь те, которые испытывают обостренное чувство собственной безопасности, если руководитель имеет репутацию человека злопамятного, мстительного. Различия в социальном положении часто обусловливают появление у некоторых ощущения бесполезности  хоть какой-то борьбы за собственное мнение. Они уверены в том,

что несогласие с начальством  может привести лишь к появлению неприязни с его стороны.

 

1.2. Цели ведения  спора и его предмет

  Всякий спор будет успешным лишь при условии, что четко выделены его цели и предмет. 

Цели ведения спора  в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы, могут быть разделены на конструктивные и деструктивные.

  Конструктивные цели ведения спора:

• желание обсудить все  возможные варианты решения проблемы;

• желание выработать коллективное мнение, позицию по обсуждаемому вопросу;

• стремление привлечь к  проблеме больше заинтересованных и компетентных лиц;

• оценить возможных  единомышленников и противников.

Деструктивные цели, напротив, отличает желание:

• расколоть участников спора на непримиримые группы;

• завести решение  проблемы в тупик;

• использовать заведомо ложную информацию, которая может повести спор по ложному пути;

• разгромить, дискредитировать оппозицию.

Цели спора в чистом виде, как правило, не проявляются, а могут реализовываться в самых различных сочетаниях.

Предмет спора — это  те положения и суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления разных мнений. Важно, чтобы участники спора всегда ясно представляли себе, что же является предметом их разногласий.

Для того чтобы не потерять предмет спора, не уйти в сторону от решения основного вопроса, чтобы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным, участники спора должны хорошо знать его предмет, разбираться в поставленных задачах, быть эрудированными и компетентными [4].

 

  1.3. Разновидности спора

В жизни не всегда удается  четко разграничивать виды спора. Однако единой классификации споров не существует. В русском языке обозначают противоборство, столкновение мнений не только термином «спор», но и такими понятиями, как «дискуссия», «диспут», «полемика», «дебаты», «прения». В научных публикациях эти слова нередко служат наименованиями отдельных разновидностей спора. Они отличаются друг от друга методикой,  композицией, механизмом обмена мнениями.

Дискуссией (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) называют публичный спор на собрании. Ее цели: выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники дискуссии в итоге не приходят к согласию, в ходе дискуссии они достигают определенно лучшего взаимопонимания. Дискуссия — эффективный способ убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия часто рассматривается  как метод, активизирующий процесс обучения, изучение сложной темы, проблемы. В ходе дискуссии, как правило, используются только корректные способы ведения спора. Употребление средств другого рода обычно ведет к прекращению дискуссии.

Многие деловые собрания и совещания проводятся в виде дискуссий. При массовой дискуссии все участники, за исключением председателя, находятся в равном положении. Специально подготовленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регламентом и под председательством должностного лица.

Групповая дискуссия  отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Цель такой дискуссии — представление возможных решений проблемы, обсуждений противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. Как правило, такого рода дискуссии спора не разрешают и не склоняют аудиторию к какому-

либо единообразию действий. В групповой дискуссии в качестве оппонентов могут участвовать от трех до восьми — десяти человек, не считая человека, ведущего собрание. Основное коммуникативное средство — диалог, который каждый раз ведут только два участника. Число участников групповой дискуссии может меняться в ту или другую сторону в зависимости от запаса времени, сложности и актуальности проблемы, наличия компетентных специалистов. Приглашенные для дискуссии специалисты сидят полукругом, лицом к аудитории, ведущий дискуссию человек — в центре. Такая организация пространственной среды позволяет каждому участнику групповой дискуссии видеть и слышать друг друга как можно лучше [5].

Информация о работе Сущность и порядок проведения делового спора