Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Содержание

Введение …………………………………………………………..2-3
1. Теоретические и правовые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности……………….4-8
1.1. Принципы и методы государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..9-11
1.2. Формы и направления государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..12-14
1.3. Основные понятия и факторы государственного регулирования инновационной деятельности……………….15-19

2. Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ.
2.1. Особенности и современное положение инновационной сферы в России…………………………………………………...20-23
2.2 Проблемы и перспективы развития инновационной сферы в России………………………………………………………………24-31

Заключение………………………………………………………...32-33
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по инновац. мен..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

                                           Содержание: 
 

Введение …………………………………………………………..2-3                                                                    

1. Теоретические  и правовые аспекты государственного  регулирования инновационной деятельности……………….4-8                     

1.1. Принципы  и методы  государственного регулирования  инновационной деятельности…………………………………..9-11                                           

1.2. Формы и  направления государственного регулирования  инновационной деятельности…………………………………..12-14                                          

1.3. Основные  понятия и факторы государственного  регулирования инновационной деятельности……………….15-19

                 

2. Анализ современного  состояния государственного регулирования  инновационной деятельности в РФ. 

2.1. Особенности  и современное положение инновационной  сферы в России…………………………………………………...20-23                                                              

2.2 Проблемы и  перспективы развития инновационной  сферы в России………………………………………………………………24-31                                                                           
 

Заключение………………………………………………………...32-33                                                                    

Список литературы……………………………………………….34-35                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                  Введение 

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой  экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, увеличиваются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств. Технологии новых поколений ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание в заданных границах влияния отрицательных факторов социально-экономического развития.

    Значение  инновационного подхода в повышении  эффективности общественной деятельности  подчеркивают многие отечественные  и зарубежные экономисты - ведь  известно, что на долю новых и усовершенствованных продукций и технологий в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

     В  условиях распространения процессов  глобализации положение каждого  отдельного предприятия все больше зависит от трудно определяемого и еще более трудно обеспечиваемого качества, именуемого конкурентоспособность. При этом среди факторов, определяющих конкурентоспособность, все большее значение придается качеству инновационной деятельности.

     На  макро же уровне инновации обеспечивают не только увеличение ВВП, но и его качественное, прогрессивное изменение. Не вызывает сомнения, что рост экономики в Российской Федерации во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности в сфере новых технологий и выработки механизма ее реализации.

      Очередной этап развития мировой  экономики обусловлен радикальными  переменами, связанными с масштабным  применением инноваций в области  производственных технологий. Мировое  развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны. 

В моей работе мне  бы хотелось раскрыть сущность инноваций,  выявить основные стимулы и цели инновационной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические и правовые аспекты  государственного                      регулирования инновационной деятельности. 

С возникновением расширенного воспроизводства стабилизировались тенденции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усовершенствованиях - как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами.

      Термин «инновация» происходит  от латинского слова «inovatis»  (in - в, novus - новый) и в переводе  означает «обновление, новинка,  изменение». В экономике понятие  «инновации» было введено в  научный оборот сравнительно  недавно.

       К инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

· новые или  улучшенные виды продукции (продуктовые  инновации);

· новые или  улучшенные услуги (инновации услуг);

· новые или  улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические  инновации);

· измененные социальные отношения на предприятии (кадровые инновации);

· новые или  улучшенные производственные системы.

Эти виды инноваций  в практике предприятия переплетаются  между собой. В 

условиях современных  технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще не отделимы друг от друга. 

Основной правовой формой государственного регулирования  инновационной деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная  деятельность в России еще не имеет  должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации и поддержка государством инновационной деятельности становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим. 

      В создании системы государственного регулирования инновационной деятельности в России прослеживаются как неоклассические  рецепты по развитию конкуренции  и сокращению государственного вмешательства, так и предложения по использованию правовых и неформальных институциональных практик. Особое место в обосновании инновационного прорыва на национальном и наднациональном уровнях занимают концепция устойчивого развития и теории глобализации. 

      Переходный  характер институционализации инновационной  деятельности в Российской Федерации  обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего  инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной является позиция, согласно которой правовой базой инновационных процессов в Российской Федерации является законодательство об интеллектуальной собственности . 

      Общая законодательная база правового  регулирования инновационной деятельности включает:

      - Конституцию Российской Федерации;

      - Гражданский кодекс РФ;

      - Уголовный кодекс РФ (в части  уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);

      - Федеральный закон от 23 августа  1996 г. № 127-ФЗ «О науке и  государственной научно-технической  политике»;

      - Федеральный закон от 4 июля 1996 г.  № 85-ФЗ «Об участии в международном  информационном обмене»;

      - Федеральный закон от 27 декабря  2002 г. № 184-ФЗ «О техническом  регулировании»;

      - Патентный закон от 23 сентября  № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.)' Этот и нижеследующие в  перечне законы действуют до  вступления и силу 1 января 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.;

      - Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 « О товарных знаках, знаках  обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров» (в  ред. от 24 декабря 2002 г.);

      - Закон РФ от 23 сентября 2002 г. №  3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

      - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №  3526-1 <-О правовой охране топологий  интегральных микросхем» (в ред.  от 9 июля 2002 г.);

      - Закон РФ от 6 августа 1993 г. №  5605-1 <-О селекционных достижениях».

      Но  даже наличие этой законодательной  базы не снижает обоснованности выводы о том, что «важнейшая сфера реализации стратегически-инновационной функции  государства остается практически  вне специального государственного регулирования, что является тормозом инноваций, особенно базисных»" Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.  

      Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

      а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

      б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной  деятельности;

      в) программные документы, а также  документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;  

      г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера. 

      В Федеральном законе «О науке и  государственной научно-технической  политике» определения инновационной деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций. Важнейшая цель государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности состоит в контроле за сферой их использования. Это может быть достигнуто путем проведения конкурсов на передачу предприятиям прав на полученные за счет средств федерального бюджета инновационные результаты, что должно способствовать развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара. 

      Современная административная реформа имеет  ряд решающих для развития институционально-правовой среды инновационной деятельности черт:

      - внедрение принципов, моделей  и методов «нового государственного менеджмента»;

      - восприятие методик бизнес-управления;

      - большая ориентация на клиентов  и сервис;

      - перенос рыночных механизмов  и конкуренции в государственное  управление. Безусловно, различия между  странами должны учитываться в первую очередь, еще до попыток перенести англо-американскую модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российских инноваций играет исследование моделей, существующих в развитых странах и определение границ приемлемости импорта данных идей и институтов в Россию, особенно в сфере использования объектов интеллектуальной собственности. 

Информация о работе Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ