Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа
Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов
Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках /Е.Ю. Качанова; под научной ред. В.А. Минкина. - СПб. : Профессия, 2003. - 318 с. - (Серия «библиотека»)
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов
Предисловие
Главной приметой настоящего времени являются перемены. Библиотечным профессиональным сообществом, как и специалистами других областей, осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь, путь преобразований. Столь же очевидно, что это наиболее сложный и рискованный способ жизнедеятельности. Вместе с тем, сложности и препятствия характерны для реорганизационных процессов во многих сферах общественной деятельности. Видимо, это побуждает ученых различных специальностей всесторонне исследовать инновации как научный феномен, определять способы преодоления противоречий, лежащих на пути конструктивных изменений, то есть заниматься проблемами инноватики — междисциплинарного научного направления, интегрирующего знания в целях повышения практической эффективности инновационной деятельности организаций (18, с. 4).
Современные библиотечные изменения, необратимо набирающие силу, основаны на применении достижений различных наук. В тоже время, они имеют четко выраженную отраслевую специфику, обусловленную некоммерческим характером библиотечной деятельности, особенностями решаемых библиотекой задач и специфичностью ее внутренних факторов. Такое положение вещей требует не только адаптации средств и методов инноватики к библиотечному делу, но и поиска собственных подходов к изучению, осуществлению инновационной деятельности и управлению изменениями в библиотеках. Тем не менее, «инновация» в библиотечной сфере остается мало изученным явлением, взгляды специалистов относительно сущности и природы инновационных процессов в библиотеках во многом являются противоречивыми. В этих условиях особую значимость и актуальность приобретает разработка библиотечной инноватики.
Цель данного издания — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле. Для этого представилось необходимым решить несколько задач, определивших структуру книги:
Работа выполнена на кафедре научно технической информации библиотечно – информационного факультета Санкт Петербургского государственного университета культуры и искусства.
Книга адресована руководителям библиотек различных типов (универсальных научных и публичных, вузовских и научно технических), преподавателям, аспирантам и студентам выпускных курсов институтов культуры, сотрудникам научно методических и маркетинговых отделов библиотек - методических центров.
Кроме того, первая глава книги, отражающая эволюцию теории инноваций и ее терминологический аппарат, может быть полезна студентам библиотечных факультетов вузов, изучавших основы инновационного менеджмента и аспиратам, занимающихся разработкой новых направлений библиотечной деятельности. Материалы второй и четвёртой главы могут использоваться при разработке стратегических планов библиотек, программ и проектов развития различных направлений библиотечной деятельности, определения механизмов управления персоналом. Третья глава будет полезна сотрудникам отдела обслуживания, т.к. в ней подробно освещаются вопросы реализации продуктовых инноваций и характеризуется процедура разработки новых уcлуг.
Автор надеется на доброжелательную критику и конструктивные предложения по улучшению содержания пособия, приглашает к дискуссии всех заинтересованных в разработке этой проблемы специалистов, будет благодарна за высказанные предложения и замечания.
ГЛАВА 1 ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
Современное общество существует в ситуации постоянных перемен, обусловленных ускорением глобальных изменений в социальной, политической, технологической, государственно-управленческой, экономической и экологической сферах. В этих условиях увеличивается потребность как отдельных граждан, так и всего сообщества в надежной и полной информации.
Размышляя о XXI в., ученые говорят о новой ступени общественного развития и о том, что перед человечеством встает задача оценить последствия происходящих процессов и определить рациональные пути дальнейших изменений.
Технологический рост, приведший к научно-техническому прогрессу, чреват многими негативными последствиями. Предельное обострение внутренних — социально-экономических и политических — противоречий совпадает с не менее критической напряженностью противоречий между человечеством и окружающей его природной средой. В качестве новой цивилизационной модели учеными предложена концепция устойчивого развития общества, связывающая социальный прогресс с равновесным природопользованием, ослаблением антропогенной нагрузки на биосферу и Землю, использованием ресурсосберегающих технологий (64; 127; 128).
Словосочетание «sustainable development», переведенное как «устойчивое развитие», привлекло внимание мирового сообщества только после публикации доклада «Наше общее будущее» (1987), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию («комиссия Брундтланд»). Именно ее выводы и составили концептуальную основу решений, принятых в рамках Конференции ООН «Рио-92», о жизненной необходимости для цивилизации выхода на уровень устойчивого развития.
В документах «комиссии Брундтланд», в материалах «Рио-92» «устойчивое развитие» определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечивать стабильный экономический рост, не приводя к деградационным изменениям природной среды. «Устойчивое развитие» в широком смысле трактуется как процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации, основанной на радикальных изменениях ее исторически сложившихся ориентиров во всех, в сущности, параметрах бытия (экономических, социальных, экологических и др.). Ставится задача оптимального управления не только природно-ресурсным потенциалом, но и социально-культурной сферой, которой располагает цивилизация на конкретном этапе всемирно-исторического развития.
Обосновывается положение, в соответствии с которым любая хозяйственная деятельность на всех ее уровнях (от индивидуального до глобального) должна быть переориентирована не на повышение потребления природно-ресурсного потенциала, а на рационализацию этого потребления. Экономическое выживание цивилизации связано не с возрастанием масштабов деятельности материального характера, а с интенсификацией интеллектуального потенциала (интеллектуальных ресурсов).
Ресурсы, как известно, делятся на возобновляемые (воспроизводимые) и невозобновляемые. Именно возобновляемым ресурсам придается все большее значение в новой концепции развития человечества. Социальную деятельность ориентируют на производство того, что либо неограниченно, либо может быть сколько угодно раз воспроизведено. Стремление к всестороннему ресурсосбережению означает, что должны быть найдены те ресурсы, которые по своей природе неисчерпаемы для потребления.
Решение задачи устойчивого развития состоит в минимизации использования невозобновляемых ресурсов до практически приемлемых пределов за счет экономии, внедрения передовых ресурсосберегающих технологий и возрастающей компенсации возобновляемыми и практически неисчерпаемыми ресурсами. Именно в этом контексте сегодня рассматривается значение информации и информационно-коммуникативных технологий для общественного развития (27; 133).
Постоянно продуцируемая в сферах науки и практики новая информация оказывается, с одной стороны, воспроизводимым ресурсом в различных сферах деятельности, а с другой — вечно изменяющимся, который в самом механизме своего получения содержит источник возобновления. Его новизна — это то качественно иное знание, которое, по сравнению с уже имеющимся массивом информации, представляет ценность для общества.
Информация как фактор и ресурс устойчивого развития ценится за свое содержание, возможность многократно воспроизводиться и вводить в ресурсосберегающий процесс новое качество в вещественно- и энергоэкономной форме (133). Эти особенности информации реализуются с помощью материальных информационных средств, техники и информационной технологии. Средством устойчивого развития выступает общий информационный фактор, включающий в себя не только информацию, но и средства ее движения и использования. В силу сказанного, переход на модель устойчивого развития невозможен без ускореннои и широкомасштабной информатизации общества. Именно информатизация обеспечит формирование интегрального интеллекта цивилизации. Из «подсобного ресурса», чем информация считалась ранее, она превращается в самый перспективный возобновляемый ресурс.
Новая концепция развития общества повышает значение и социальный статус библиотек в обеспечении доступа к накопленным человечеством знаниям. В этих условиях библиотека становится информационным «ядром» региона (зоны обслуживания) и наиболее демократичным источником доступа к информацион ным ресурсам.
Генерирование информации как общечеловеческого достояния, рас пространение знаний об уже совершенных или совершаемых человечеством ошибках и средствах нахождения новых нетривиальных и безопасных решений связывается с социальной миссией современных библиотек. Ее реализация ставит перед библиотеками новые трудно решаемые задачи. По сути библиотеки оказываются в той же ситуации, что и все другие организации сферы обслуживания: повышение качества предоставляемых населению услуг не может сопровождаться увеличением объема потребляемых ресурсов (финансовых, энергетических, сырьевых) за исключением информационных.