Понятие, роль, цели, задачи Инновационного мененджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:38, курс лекций

Краткое описание

Тенденция сокращения численности работников не преодолена до настоящего времени. Престиж научной деятельности все еще низок, намного сократился приток молодежи в науку. Достаточно очевидно начали прослеживаться тенденции старения научных кадров и, прежде всего высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Число кандидатов наук медленно падает, число докторов наук в последние годы сохраняется приблизительно постоянным.

Вложенные файлы: 1 файл

IGS_ak_innovmng.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)


Инновационный  менеджмент

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Кафедра менеджмента

 

 

 

Сорокин А.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Курс лекций

по дисциплине «Инновационный  менеджмент»

 

 

(для студентов специальности  «Менеджмент», слушателей специальности  «Инновационный менеджмент»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2004

Введение

В настоящее время в РБ установилась устойчивая тенденция сокращения общей численности работающих в сфере науки и, прежде всего, в отраслевой науке, где численность научных работников уменьшилась почти в четыре раза. В целом по республике доля работников отрасли “Наука и научное обслуживание” в общей численности занятых в народном хозяйстве уменьшилась более чем в два раза.  Таким образом, на 10 тысяч человек у нас приходится сегодня менее 19 исследователей. Сравним с некоторыми другими странами: США – 52,4, Израиль – 38, Россия – 31,9, ФРГ – 28,7, Франция – 26,3, Корея – 24.[22, с.7] Как видим, наша наука сегодня далеко не избыточна.

Тенденция сокращения численности  работников не преодолена до настоящего времени. Престиж научной деятельности все еще низок, намного сократился приток молодежи в науку. Достаточно очевидно начали прослеживаться тенденции старения научных кадров и, прежде всего высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Число кандидатов наук медленно падает, число докторов наук в последние годы сохраняется приблизительно постоянным.

Основными проблемами, с которыми сталкивается в нашей стране малое  инновационное предпринимательство,  являются:

·   сложная экономическая ситуация;

·   недостаточность собственных   финансовых средств у предприятий,

неразвитость финансово-кредитной  системы, отсутствие инвестиций и ограниченные возможности бюджетной поддержки;

·  невыгодность в сравнении с другими сферами деятельности (высокая степень риска вложения средств, длительность оборота капитала и др.);

  • сектор  малого предпринимательства имеет недостаточно налоговых

льгот, действует в сложных условиях, испытывая различные препятствия  и противоречия (негативное отношение  государственных чиновников и др.);

·  отсутствие  полной   законодательной и нормативно-правовой базы,

стимулирующей развитие инновационной деятельности, несовершенство законодательства и его частые изменения;

·  недоступность зданий и помещений из-за высокого уровня арендной

платы, отсутствие собственной недвижимости для залога с целью получения кредита;

·    бюрократические   процедуры    регистрации,    лицензирования    и

отчетности, негативное отношение  государственных чиновников;

·   низкий    управленческий   уровень   и   отсутствие    знаний, опыта в

области менеджмента, маркетинга у руководителей малого бизнеса;

·   узкий    рынок    высокотехнологичных    продуктов   в республике и

неплатежеспособность потребителей инновационной продукции;

·  устойчивый    интерес   к   ориентированным   на  потребности рынка

кратко- и среднесрочным прикладным исследованиям и вымыванию долгосрочных фундаментальных и поисковых исследований, не имеющих в ближайший период очевидных коммерческих перспектив;

· неразвитость  инновационной инфраструктуры и системы поддержки

малого бизнеса.

В республике ведется работа по формированию инновационной инфраструктуры, включающая создание технопарковых структур, технико-внедренческих зон, инновационных центров, инкубаторов малого бизнеса, центров трансфера технологий, центров поддержки предпринимательства, что позволяет комплексно решать вопросы организации информационно-консультативных услуг и технической помощи инновационным предприятиям.

В современных условиях становится очень важной роль малых инновационных предприятий. Инновационная активность малого и среднего предпринимательства обычно считается более высокой, чем крупных фирм и компаний.

Непрерывное совершенствование  производственного процесса, кадрового потенциала, ресурсной базы требует быстрых изменений в организационной и технологической структуре предприятий. Естественно, на крупных предприятиях со сложной структурой производства и управления всегда существует определенный временной интервал между острой необходимостью в изменениях организации производства и реальным их осуществлением.

В этих условиях важным инструментом повышения технического уровня производства становятся малые  инновационные предприятия (МИП), которые  гибко реагируют как на технологические  изменения, так и на изменения  в структуре потребления продукции. Деятельность МИП позволяет провести апробацию нового направления развития производства, естественный и достаточно болезненный отбор новых технологических процессов, продуктов, рынков сбыта, потребителей. Их организационная структура позволяет оперативно расширять производство в случае успеха и сворачивать его, когда вероятность неудачи и финансовых потерь становится слишком высокой.

Анализ деятельности научно-инновационных  предприятий показал, что наиболее эффективным направлением на данном этапе является их создание при научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях, а также в структуре технологических парков.

В Республике Беларусь в 2001 году научно-инновационной  деятельностью занимались 348 из 25404 отечественных малых предприятий, предоставивших отчеты о своей работе в органы статистики (табл.2.1.). Следует отметить, что доля инновационно ориентированных малых предприятий, и численности занятых в них специалистов, начиная с середины 90-х годов имеют явно выраженную тенденцию к снижению: по числу форм – с 4,2% в 1996 г. до 1,4% в 2001 г., по численности работников – с 3,8% в 1995 г. до 1,0% в 2001 г. (табл.2.1.). При этом средняя численность занятых на одном научно-инновационном малом предприятии уменьшилась с 13 человек в 1995г. до 8 человек в 2001г.

Таким образом, уровень развития сектора  малого инновационного предпринимательства в Республике Беларусь в настоящее время соответствует начальной стадии формирования экономики рыночного типа и находится ниже уровня своих потенциальных возможностей.

Многие из этих предприятий специализируются в области высоких и новых технологий (лазерных, плазменных, вакуумных, биологических, создания новых материалов, радиоэкологии и т.д.). Однако нестабильное экономическое положение в республике, отсутствие собственного начального капитала вынуждают некоторых из них заниматься также посредническими и коммерческими операциями.

Эти предприятия остро нуждаются  в специалистах в таких областях знания как: право в сфере экономики  и бизнеса, маркетинга (68%) и др.

 

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

«Неизменны  только перемены» -  высказывание Гераклита  2500-летней давности, звучащее сегодня актуальнее, чем когда-либо прежде

1.1. Предмет  инновационного менеджмента  и его место в системе менеджмента

Анализ новых тенденций, характеризующих  мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий.

Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией).

Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение — это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

Информация дает толчок к деятельности человека в новом  направлении.

Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: «А что будет, если...?». Так возникает инновационная спираль: «... научно-технический прогресс—идея—нововведение—научно-технический прогресс—идея—нововведение —...»

Исследовав цикличность чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40—60 лет находится смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и т. д. В средние промышленные циклы протяженностью в 7—10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т. п. Короткие волны в 3—3,5 года -  рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленности.

В волновой теории Н.Д. Кондратьева  австрийский экономист Йозеф  Шумпетер, работавший в Гарвардском университете США, увидел возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения. В фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939 г.) Шумпетером приведены три разновидности циклов:

    • первый цикл - промышленный переворот, начало которому положило развитие промышленности в Великобритании;
    • второй цикл совпал с появлением железных дорог, машиностроения, пароходов и продолжился до 90-х годов XIX столетия;
    • третий цикл был связан с применением в промышленности электроэнергии, изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием химической промышленности.

В теории приведенные Шумпетером деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-нибудь. Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом времени примерно в 100 лет:

    • Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике  предшествующего технологического уклада.
    • Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет.
    • Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада.

Инновации - это не только экономическая  категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновацией можно управлять.

Система управления инновациями, инновационным  процессом и организационными и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления называется инновационным менеджментом (ИМ).

Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии общественного производства.

Предмет ИМ – изучение теории и практики инноваций, инновационного процесса и механизма управления инновациями.  ИМ является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это  одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

В то же время – это самостоятельная  область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Как наука и искусство инновационный  менеджмент базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента.

Как вид деятельности инновационный  менеджмент – совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями на предприятии, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями.

Как аппарат управления – это  система управления инновациями  иерархической структуры и органов управления, менеджеры.

1.2. Основные тенденции в организации  и управлении инновационной деятельностью (мировой опыт)

В современных условиях научно-технологическое развитие становится главным средством достижения экономического лидерства, важнейшим инструментом в конкурентной борьбе, приносит  значительный коммерческий успех. Интеллектуальный ресурс является важнейшим условием экономического роста.

В настоящее время мировой рынок наукоемкой продукции составляет 2 трлн. долл. в год, при этом США посредством участия в нем получает 740 млрд. долл. в год, а Россия только 1 млрд., т.е. наблюдается значительное недополучение потенциальной прибыли от активного участия в мировом технологическом обмене. По данным независимой комиссии ООН Беларусь обладает научными разработками, коммерческая стоимость которых оценивается миллиардами долларов, в то же время в стране отсутствует экономический механизм, позволяющий эффективно продвинуть их на рынок.

Информация о работе Понятие, роль, цели, задачи Инновационного мененджмента