Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 18:13, курсовая работа
Цель исследования: Определить роль «говорящих имен» в раскрытии характеров персонажей в комедии Р.Б. Шеридана «Школа злословия».
В соответствии с поставленной целью работы определены следующие задачи :
1) изучить теоретические работы по данной теме;
2) проанализировать сюжет пьесы Р.Б. Шеридана «Школа злословия»;
3) провести идентификацию значений «говорящих имен»;
Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава I Антономасия как средство языковой номинации……………………...........5
Теория антономасии в современной лингвистике…………………...........5
Антономасия и виды модификации имен собственных и нарицательных. Формы антономасии…………………………………………………………8
Прагматические функции антономасии…………………………………..10
Выводы по главе………………………………………………………………..12
Глава II Функции антономасии в комедии Р.Б.Шеридана «Школа злословия»….13
2.1 Пьеса «Школа злословия» - как образец просветительской комедии XVIII века ……………………………………………………………......…13
2.2 Семантические особенности «говорящих имен» в комедии Р.Б. Шеридана «Школа злословия»…………………………………………….18
2.3. Функции «говорящих имен» в комедии Р.Б. Шеридана «Школа злословия»…………………………………………………………………..25
Выводы по главе……………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………27
Библиографический список…………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет иностранных языков
Кафедра английского языка
Курсовая работа
Значение говорящих имен в раскрытии характеров персонажей (на материале комедии Р.Б. Шеридана «Школа Злословия»
по направлению: 050300 Филологическое образование
профиль: 540306 Иностранный язык
Выполнил: студент В3-3(ВПО) группы
очно-заочной формы обучения
Грушевая Елена Владимировна
Научный руководитель:
к.ф.н. доцент
Палий Анна Абрамовна
оценка_________________
Омск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Антономасия как средство языковой номинации……………………...........5
Выводы по главе……………………………………………………………….
Глава II Функции антономасии в комедии Р.Б.Шеридана «Школа злословия»….13
2.1 Пьеса «Школа злословия» - как
образец просветительской
2.2 Семантические особенности «
2.3. Функции «говорящих имен»
в комедии Р.Б. Шеридана «Школа
злословия»……………………………………………………
Выводы по главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………………30
Введение
Имена персонажей в художественных произведениях – это мощное экспрессивное и информативное средство, передающее значительный объём имплицитной информации. Свои имена, отчества и фамилии персонажи получают в зависимости от общего замысла (концепции) и той функции, которой каждый из них наделен автором. Писатель подбирает или конструирует не только личные имена, но и все компоненты ономастического пространства произведения. Он знает характеры, занятия, душевные и физические данные персонажей. Выбор имени может быть связан с художественным замыслом, жанром, художественной школой и стилем. Зачастую в именах действующих лиц заложены в скрытой форме разнообразные значения, которые раскрываются только в процессе анализа структуры произведения. Иногда имя может сказать больше, чем задумал писатель. «Говорящие» имена и фамилии являются одной из разновидностей антономасии, самостоятельного стилистического приёма, основанного на одновременной реализации двух значений имени собственного – основного и контекстуального, предметно-логического и назывного.
Функционирование имён собственных в тексте имеет свою специфику; имена и названия являются неотъемлемым элементом формы художественного произведения, слагаемым стиля писателя, одним из средств, создающих художественный образ. Кроме того, состав и сочетание антропонимов зависит от социальной и эстетической позиции автора художественного текста, от общей культуры писателя и культуры той среды, в которой живёт персонаж. Выбор автором того или иного антропонима для номинации персонажа всегда служит продолжением характеристики героя, дополнением к его внутреннему миру, ключом к объяснению его действий.
Соответственно и в художественном произведении антропонимы могут нести на себе выраженную смысловую нагрузку, иметь необычный звуковой облик, обладать скрытым ассоциативным фоном.
Объектом работы являются «говорящие имена» в комедии Р.Б. Шеридана «Школа злословия» (всего исследуемых единиц девять)
Предмет исследования: функция «говорящих имен» в комедии Р.Б. Шеридана «Школа злословия».
Цель исследования: Определить роль «говорящих имен» в раскрытии характеров персонажей в комедии Р.Б. Шеридана «Школа злословия».
В соответствии с поставленной целью работы определены следующие задачи :
1) изучить теоретические работы по данной теме;
2) проанализировать сюжет пьесы Р
3) провести идентификацию
4) определить функции «говорящих имен» в комедии Р.Б. Шеридана «Школа злословия».
Методология и методы исследования. Основным приемом, использованным в данной работе, является сравнительно-сопоставительное рассмотрение имен собственных, что предполагает компонентный и контекстуальный анализ антропонимов с целью выявления их художественной и смысловой значимости в раскрытии характеров персонажей. В работе используется метод сплошной выборки антропонимических единиц, а также метод анализа словарных дефиниций.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения, включающего в себя список словарных дефиниций на английском языке.
Во введении ставится цель работы, определяются задачи исследования; в первой главе излагается теория антономасии; во второй главе проводится анализ функционирования «говорящих имен» в комедии Р.Б.Шеридана «Школа злословия; в заключении делаются выводы по исследованию; завершает работу библиографический список из 29 наименований.
Глава I Антономасия как средство языковой номинации
1.1 Теория антономасии в
К числу стилистических приемов, основанных на выявлении отношений двух типов лексических значений относится использование собственных имен в значении нарицательных, и, наоборот , нарицательных в значении собственных. С античности и до наших дней в нарративных прозаических текстах, относящихся к самым различным жанрам, мы встречаем специфические многократно повторяющиеся и имеющие строго определенное значение собственные имена либо вымышленных автором персонажей, либо реально существовавших лиц, которые изображаются в данном произведении. Антономасия - явление, издавна обращающее на себя внимание исследователей. Аристотель рассматривал это явление как метафору. Он явился автором одной из первых теорий данного феномена: «Метафора – это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой. Мы можем приложить имя рода к элементу рода, или имя элемента рода приложить к роду, или имя одного элемента рода приложить к другому элементу того же рода, или перенос может основываться на пропорции»[24]
Проблема определения антономасии и её функций и по сей день остается дискуссионной. Так, например, в «Словаре Лингвистических Терминов» О.С.Ахмановой дается три возможных значения этого термина:
В середине XX века И.Р. Гальперин определял , АНТОНОМАСИЮ как один из частных случаев метонимии, в основе которой лежит отношение места, где произошло какое-либо событие и само событие, лицо, известное каким-либо поступком, деятельностью, и сам поступок, деятельность. Это отношение проявляется во взаимодействии назывного и предметно-логического значения. Лингвисты Мороховский А.Н., Воробьева О.П., Лихошерст Н.И., Тимошенко З.В. по-другому определяют это понятие. АНТОНОМАСИЯ- это разновидность метафорического переноса названия, или переименование.
Такая неоднозначность свидетельствует не об ошибочности подходов к пониманию антономасии, а о необходимости не просто осветить некоторые ее грани, но дать полное представление о данном феномене языка. Антономасия представляет собой средство языковой номинации, в результате использования которого возникает совершенно новый класс имен, обладающих уникальными структурно-семантическими и прагматическими характеристиками.
Вследствие того, что антономасия как средство языковой номинации реализуется в речи, особый интерес представляют функции, выполняемые антономасией в раскрытии характеров персонажей художественных произведений. Данная работа построена на анализе антономасий, используемых Р.Б. Шериданом в комедии «Школа злословия». В литературе различных народов — прежде всего в сатирических и юмористических произведениях — давно замечена общая закономерность в употреблении личных имен и названий, которая выражается в стремлении наделить имена собственные характеристическими и оценочными качествами различной силы и степени. Положительное или отрицательное отношение человека к какому-либо лицу, объекту или явлению зависит от того, как автор оценивает это лицо, объект или явление. Таким образом, логично предположить, что антономасия, встречающаяся в комедии Р.Б. Шеридана «Школа злословия», может служить для формирования у читателя определенной оценки. Также важным представляется выяснить, выполняет ли антономасия иные функции, и если выполняет, то какие.
А.А. Уфимцева, В.Н. Телия в своих теориях об антономасии, как о средстве вторичной номинации выявили, что назывное значение присуще именам собственным, а предметно-логическое значение именам нарицательным. В зависимости от того, какое значение является основным, можно выделить два основных типа антономазии:
1. Антономасия, построенная на переносном значении использования имени собственного (антономазия первого типа), где назывное значение является основным, а предметно-логическое возникает в контексте, т.е. имя собственное переходит в нарицательное.
2. Антономасия, построенная на переносном использовании имени нарицательного, (антономазия второго типа). В ней основным является предметно-логическое значение, а назывное возникает в контексте, т.е. имя нарицательное частично переходит в имя собственное.
Таким образом, опираясь на различные точки зрения на сущность антономасии, можно попытаться выяснить, является ли антономасия разновидностью метонимии или в ее основе лежит метафора. В первом случае, антономасия - это метонимия, осложненная отношениями сходства. Ранее были выделены два вида антономасии. Судя по всему, в выше приведенных рассуждениях под антономасией понимается лишь первый ее вид, представляющий собой переход имени собственного в нарицательное. Соответственно, возникает вопрос о том, подходит ли такое понимание и ко второму типу. Как уже говорилось, при создании антономасии второго типа в основу создаваемого имени собственного кладется имя нарицательное, которое прямо или косвенно указывает на отличительные признаки объекта номинации, внешние или внутренние. Думается, что именно прямота или опосредованность этого указания будет индикатором того, основывается ли данная антономасия на метонимии или же на метафоре. Если имя называет признак, а не подразумевает его, то налицо будет метонимический перенос, при котором целое называется по части. Так, например, такие говорящие имена как Miss Fair-Hair, Mr. Stubborn, Dr. Evil явно указывают на отличительный признак. Другими словами, вышеприведенные примеры и им подобные являются метонимиями, и вряд ли можно говорить, что они осложнены отношениями сходства, характерными для метафоры. Однако, если то или иное говорящее имя, созданное автором на основе нарицательного имени, прямо указывающего на признак, станет «популярным» и будет использоваться для обозначения объектов со сходными признаками, оно станет символом, т.е. будет употребляться на основе сходства. В таком случае можно говорить об осложнении метонимии отношениями сходства, но это уже будет антономасия первого типа.
Такие же говорящие имена, как Mr. Goldman, Mr. Shark и др. требуют построения определенной ассоциативной цепочки, так как они не называют признак напрямую. Следовательно, они базируются на метафоре.
Итак, можно утверждать, что антономасия первого типа всегда будет представлять собой метонимию, осложненную отношениями сходства, в то время как антономасия второго типа может основываться либо на метонимии, либо на метафоре, в зависимости от эксплицитности/имплицитности подчеркиваемого признака, а также, имея потенциальную возможность перехода в антономасию первого типа.
1.2 Антономасия и виды модификации имен собственных и нарицательных. Формы антономасии.
Рассматривая антономасию с точки зрения модификации имени собственного и имени нарицательного, можно отметить, что приобретение именем собственным денотативного значения и приобретение именем нарицательным назывного значения, в определенных случаях приводящее к созданию антономасии, может проходить двумя путями:
1) с сохранением его изначальной грамматической формы;
2) с изменением его
Если грамматическая структура имени осталась неизменной, но имя приобрело дополнительное значение, значит, имя подверглось семантической модификации в контексте. Соответственно, антономасию в целом можно разделить на антономасию, возникшую в результате семантической модификации имени, и антономасию, возникшую в результате грамматико-семантической модификации. Очевидно, что грамматическая модификация является лишь сопутствующим явлением при семантической модификации, поэтому сразу следует оговориться, что при грамматико- семантической модификации сохраняются все особенности, которые могут быть выявлены при рассмотрении чисто семантической модификации.
Семантическая модификация, прежде всего, будет делиться на семантическую модификацию имени собственного и нарицательного. В зависимости от того, какой класс имени подвергается семантической модификации, может создаваться антономасия первого типа, либо второго типа или говорящее имя.
Ввиду того, что объектом данной работы являются «говорящие имена» целесообразным будет более подробно остановиться на антономасии, построенной на модификации имени нарицательного (антономасии второго типа).
Говоря о грамматико-семантической модификации, следует отметить, что она, в первую очередь, может быть построена на сохранении корневой основы существующего имени нарицательного и построении на ее базе говорящего имени, изменении написания слова, а также других графических, морфологических и фонетических изменениях. Такие модификации встречаются в основном в художественных текстах, где автор зачастую пытается более тщательно «замаскировать» информативную структуру имени, которая порой полностью раскрывается в процессе прочтения всего произведения, либо использует такое имя для создания эстетического эффекта.
Информация о работе Значение говорящих имен в раскрытии характеров персонажей