Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:55, дипломная работа
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.
В процессе нашего исследования нами была поставлена цель: развитие коммуникативных умений учащихся в процессе чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.
Из поставленной нами цели следуют задачи:
- проработка научной литературы по заявленной тематике;
- разработка блока упражнений по формированию коммуникативных навыков;
- применение методических разработок в условиях экспериментальных исследований;
- оценка результатов эффективности разработанных упражнений.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках немецкого языка в средней школе………………………………………..7
Психологические аспекты обучения подростка говорению на основе чтения………………………………………………………………….7
Чтение как вид речевой деятельности……………………………..11
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам……………15
1.4. Говорение как вид речевой деятельности…………………...……...26
Глава 2 Опытно исследовательская работа по проблеме: «использование навыков и умений чтения при обучении говорению на иностранном языке учащихся 5-6 классов основной школы»…………………………………35
2.1. Организационно-диагностический этап...............................................35
2.2.Интерпритация полученных данных......................................................43
2.3. Обобщающий этап...................................................................................45
Заключение......................................................................................................47
Список литературы......................................................................................
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Калининградской области
Индустриально-Педагогический Колледж
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
специальность:050303 «иностранный язык»
курс: 5 группа 51
студентки Малец Екатерины Владимировны
тема: «Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы»
Руководитель: Разгонова Оксана Валерьевна
дата защиты:
оценка:
Заведующая кафедрой: Белякова Ирина Ивановна
Черняховск 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках немецкого языка в средней школе………………………………………..7
1.4. Говорение как вид речевой деятельности…………………...……...26
Глава 2 Опытно исследовательская работа по проблеме: «использование навыков и умений чтения при обучении говорению на иностранном языке учащихся 5-6 классов основной школы»…………………………………35
2.1. Организационно-
2.2.Интерпритация полученных
данных........................
2.3. Обобщающий этап...............
Заключение....................
Список литературы....................
Приложения……………………………………………………
Введение
Данная работа посвящена одному из основных аспектов в изучении иностранного языка в средней школе - чтению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте.
В процессе обучения немецкому языку в 5-6 классах учащиеся развивают умения и навыки в чтении, сформированные в предыдущие годы обучения. Они продолжают совершенствовать технику чтения, знакомятся с правилами чтения некоторых буквосочетаний (eu, au, и др.). Особое внимание на данном этапе уделяется ударению в немецком слове, так как в запасе детей появляются трех и четырех сложные слова, имеющие два ударения. Совершенствование техники чтения ведется неразрывно с работой над чтением как коммуникативным умением. Предусматривается овладение основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым.
В качестве материала для чтения предлагаются в большинстве своем доступные учащимся в языковом отношении и по содержанию аутентичные тексты разных жанров (письма, стихи немецких авторов, отрывки из художественной прозы, газетные статьи, тексты рекламного характера, объявления, телеграммы, странички дневника и др.).
Как и в начальных классах, на средней ступени обучения важным методическим приемом остается чтение вслух как способ совершенствования техники выразительного чтения и развития слухопроизносительных навыков. Однако в процессе обучения постепенно основной формой чтения безусловно становится чтение про себя – как наиболее типичная форма чтения в повседневной жизни.
Формы речевой деятельности
тесно переплетаются между
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.
В процессе нашего исследования нами была поставлена цель: развитие коммуникативных умений учащихся в процессе чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.
Из поставленной нами цели следуют задачи:
- проработка научной
литературы по заявленной
- разработка блока
упражнений по формированию
- применение методических
разработок в условиях
- оценка результатов
эффективности разработанных
Объект исследования: процесс формирования навыков речевого общения у учащихся среднего школьного возраста через использование текстов различной степени трудности.
Предмет исследования: методы и приемы обучения говорению на уроках немецкого языка в среднем звене.
Гипотеза нашего исследования: использование на уроках немецкого языка текстов для чтения будет способствовать повышению навыков устно - речевого общения и станет способом обогащения запаса языковых средств, при соблюдении следующих условий:
В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами мы применили следующие методы: теоретические – изучение, отбор и систематизация психолого-педагогических и методических материалов по данной теме; эмпирические – беседа, наблюдение; диагностические – анкетирование; математические – обобщение результатов исследования, качественных и количественных показателей с применением анализа полученных данных.
Этапы исследования:
Первым этапом нашей работы явилось осмысление методологии исследования, в результате чего было составлено введение. Во введении нами представлена актуальность, определены объект, предмет, цель исследования, сформулированы гипотеза, задачи и методы исследования.
На втором этапе основным методом являлся анализ психолого-педагогической и методической литературы. Мы описали сущность таких вопросов как психологические аспекты обучения подростка чтению, роль и место, основные закономерности развития монологической и диалогической речи в изучении иностранного языка, пути обучения чтению на немецком языке. Результаты этого исследования представлены в первой главе.
На следующем
этапе нашей работы была проведена
опытно-исследовательская
Заключение содержит основные выводы и результаты опытно-исследовательской работы.
Работу завершил список используемой литературы.
Приложение содержит весь используемый на уроке материал, анкеты учащихся и учителей.
Глава I. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках немецкого языка в средней школе.
1.1.Психологические
аспекты обучения подростка
Большую помощь в достижении целей совершенствования навыка чтения на немецком языке на среднем этапе обучения оказывают знания и учет психологических особенностей всей группы детей и каждого ребенка в отдельности.
«В подростковом возрасте происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур; возникают новообразования (стремление к взрослости, развитие самооценки в результате постоянного сравнивания себя с другими); продолжают закладываться основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность формирования нравственных и социальных установок.
Для совершенствования немецкого языка на среднем этапе обучения огромное значение имеет общение. Учебная деятельность сохраняет свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет роль в развитии их личности. Ведущей для психического развития является общественно-полезная деятельность, включающая такие виды, как учебная, производственная, трудовая, организационно – общественная.
В этом возрасте возникают
благоприятные условия для
Этому могут способствовать ролевые игры, проблемные ситуации, тестовые задания на само – и взаимоконтроль, задания с оценкой действий героев прочитанных и прослушанных текстов и.т.д.
Основным, ведущим мотивом изучения иностранного языка в этом возрасте является его общеобразовательная значимость, т. е. школьник получает предмет для получения образования, повышения общего культурного уровня.
Наряду с вышеописанными
особенностями юношеского возраста
на процесс обучения влияет такие
индивидуально–психологические
Сангвиник. Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. Быстро сосредотачивает внимание. Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может долго работать не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Активность и реактивность уравновешенны. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявление своих чувств и непроизвольных реакций. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость. Высокая пластичность. Чувства, настроение и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума. Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более региден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключение внимания. Быстрый психический темп.
Флегматик. Малая сезитивность. Малоэмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в классе смеются громко по какому-либо поводу, остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен, отличается работоспособностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, находчив. Медленно сосредотачивает внимание. Региден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом отвлекается на внешние впечатления.
Меланхолик. Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Очень редко поднимает руку на уроке, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Легко отвлекаемое и малоустойчивое внимание. Медленный психический темп. Региден. Интровертирован.
Информация о работе Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы