Информационные технологии в медицине и социально-трудовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:35, реферат

Краткое описание

Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Информационные технологии в медицине……………………………4
§ 1. Медицинская информатика…………………………………………..4
§ 2. Классификация медицинских информационных систем…………...4
§ 3. Медицинские приборно-компьютерные системы…………………...7
§ 4. Медицинская диагностика……………………………………………8
§ 5. Системы для проведения мониторинга……………………………..10
§ 6. Системы управления лечебным процессом………………………...11
§ 7. Пути развития медицинских ИТ…………………………………….12
§ 8. Телемедицина………………………………………………………...13
Глава 2. Информационные технологии в социально-трудовой сфере……….16
§ 1. Роль и место информационных технологий в современной
социально-трудовой сфере………….……………………………….16
§ 2. ИТ в сфере социальной защиты …………………………………….19
§ 3. ИТ в сфере образования ……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!!!!.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

«Информационные технологии в медицине и социально-трудовой сфере».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр. 22608

Рементьева Татьяна  Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2012

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Информационные технологии в медицине……………………………4

§ 1. Медицинская информатика…………………………………………..4

§ 2. Классификация медицинских информационных систем…………...4

§ 3. Медицинские приборно-компьютерные системы…………………...7

§ 4. Медицинская диагностика……………………………………………8

§ 5. Системы для проведения мониторинга……………………………..10

§ 6. Системы управления лечебным процессом………………………...11

§ 7. Пути развития медицинских  ИТ…………………………………….12

§ 8. Телемедицина………………………………………………………...13

Глава 2. Информационные технологии в социально-трудовой сфере……….16

§ 1. Роль и место информационных технологий в современной

       социально-трудовой сфере………….……………………………….16

§ 2. ИТ в сфере социальной защиты …………………………………….19

§ 3. ИТ в сфере образования ……………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В 50-70-е годы XX века стало  очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой  проложило бурное развитие техники  и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление, медицину и т. д.

Прежде всего, что же такое “информационные технологии”? Вообще говоря, под этим термином следует  понимать любую совокупность методов  получения, обработки, преобразования, передачи и предоставления информации. На практике (особенно в медицине) этот термин употребляют в более узком смысле, подразумевая использование некоторой компьютерной системы для решения указанных задач.

Эффективное управление различными социальными организациями  и системами немыслимо без  использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Информационные технологии в медицине.

 

§ 1. Медицинская информатика.

 

Информационные процессы присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли в целом и эффективность управления ею.

Информационные процессы в медицине рассматривает медицинская  информатика. В настоящее время  медицинская информатика признана как самостоятельная область  науки, имеющая свой предмет, объект изучения и занимающая место в ряду медицинских дисциплин. Медицинская информатика – это прикладная медико-техническая наука, являющаяся результатом перекрестного взаимодействия медицины и информатики: медицина поставляет комплекс задача – методы, а информатика обеспечивает комплекс  средства – приемы в едином методическом подходе, основанном на системе задача – средства – методы – приемы.

Предметом изучения медицинской  информатики при этом будут являться информационные процессы, сопряженные с методико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами. Объектом изучения медицинской информатики являются информационные технологии, реализуемые в здравоохранении. Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения. 

§ 2. Классификация медицинских информационных систем.

 

Ключевым звеном в  информатизации здравоохранения является информационная система.

Классификация медицинских  информационных систем основана на иерархическом  принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения. Таким образом, различают:

  1. медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых – компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей; они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют: 
    • информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),
    • консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),
    • приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного), 
    • автоматизированные рабочие места специалистов (для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических врачебных решений);
  2. медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Представлены следующими основными группами: 
    • информационными системами консультативных центров (предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях),
    • банками информации медицинских служб (содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения), 
    • персонифицированными регистрами (содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты),
    • скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста),
    • информационными системами лечебно-профилактического учреждения (основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения),
    • информационными системами НИИ и медицинских вузов (решают 3 основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов);
  3. медицинские информационные системы территориального уровня. Представлены:
    • ИС территориального органа здравоохранения; 
    • ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб; 
    • компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона;
  4. федеральный уровень, предназначенные для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения.

 

§ 3. Медицинские приборно-компьютерные системы.

 

Важной разновидностью специализированных медицинских информационных систем являются медицинские приборно-компьютерные системы (МПКС).

 

В настоящее время  одним из направлений информатизации медицины является компьютеризация  медицинской аппаратуры. Использование  компьютера в сочетании с измерительной  и управляющей техникой в медицинской  практике позволило создать новые  эффективные средства для обеспечения автоматизированного сбора информации о состоянии больного, ее обработки в реальном масштабе времени и управление ее состоянием.

Этот процесс привел к созданию МПКС, которые подняли  на новый качественный уровень инструментальные методы исследования и интенсивную терапию. МПКС относятся к медицинским информационным системам базового уровня. Основное отличие систем этого класса – работа в условиях непосредственного контакта с объектом исследования и в реальном режиме времени. Они представляют собой сложные программно-аппаратные комплексы. Для работы МПКС помимо вычислительной техники, необходимы специальные медицинские приборы, оборудование, телетехника, средства связи.

Типичными представителями  МПКС являются медицинские системы  мониторинга за состоянием больных, например, при проведении сложных операций; системы компьютерного анализа данных томографии, ультразвуковой диагностики, радиографии; системы автоматизированного анализа данных микробиологических и вирусологических исследований, анализа клеток и тканей человека. 

В МПКС можно выделить три основные составляющие: медицинское, аппаратное и программное обеспечение.

Применительно к МПКС медицинское обеспечение включает в себя способы реализации выбранного круга медицинских задач, решаемых в соответствии с возможностями аппаратной и программной частей системы. К медицинскому обеспечению относятся наборы используемых методик, измеряемых физиологических параметров и методов их измерения, определение способов и допустимых границ воздействия системы на пациента.

Под аппаратным обеспечением понимают способы реализации технической  части системы, включающей средства получения медико-биологической  информации, средства осуществления  лечебных воздействий и средства вычислительной техники.

К программному обеспечению относят математические методы обработки медико-биологической информации, алгоритмы и собственно программы, реализующие функционирование всей системы.  

 

§ 4. Медицинская диагностика.

 

Разработка и внедрение  информационных систем в области медицинских технологий является достаточно актуальной задачей. Анализ применения персональных ЭВМ в медицинских учреждениях показывает, что компьютеры в основном используются для обработки текстовой документации, хранения и обработки баз данных, статистики. Часть ЭВМ используется совместно с различными диагностическими и лечебными приборами. В большинстве этих областей использования ЭВМ применяют стандартное программное обеспечение – текстовые редакторы, СУБД и др.

Поэтому создание информационной организационно-технической системы, способной своевременно и достоверно установить диагноз больного и выбрать эффективную тактику лечения, является актуальной задачей информатизации.

Задачу диагностики  в области медицины можно поставить  как нахождение зависимости между симптомами (входными данными) и диагнозом (выходными данными). Для реализации эффективной организационно-технической системы диагностики необходимо использовать методы искусственного интеллекта. Целесообразность такого подхода подтверждает анализ данных, используемых при медицинской диагностике, который показывает, что они обладают целым рядом особенностей, таких как качественный характер информации, наличие пропусков данных; большое число переменных при относительно небольшом числе наблюдений. Кроме того, значительная сложность объекта наблюдения (заболеваний) нередко не позволяет построить даже вербальное описание врачом процедуры диагноза. Интерпретация медицинских данных, полученных в результате диагностики и лечения, становиться одним из серьезных направлений нейронных сетей. При этом существует проблема их корректной интерпретации. Широкий круг задач, решаемых с помощью нейросетей, не позволяет пока создать универсальные мощные сети, вынуждая разрабатывать специализированные нейронные сети, функционирующие по различным алгоритмам. Основными преимуществами нейронных сетей для решения сложных задач медицинской диагностики являются: отсутствие необходимости задания в явной форме математической модели и проверки справедливости серьезных допущений для использования статистических методов; инвариантность метода синтеза от размерности пространства, признаков и размеров нейронных сетей и др.

Однако использование  нейронных сетей для задач  медицинской диагностики связано  также с рядом серьезных трудностей. К ним следует отнести необходимость относительно большого объема выборки для настройки сети, ориентированность математического аппарата на количественные переменные.

 

§ 5. Системы для проведения мониторинга. 

Задача оперативной  оценки состояния пациента возникает в ряде весьма важных практических направлений в медицине и в первую очередь при непрерывном наблюдении за больным в палатах интенсивной терапии, операционных и послеоперационных отделениях.

В этом случае требуется  на основании длительного и непрерывного анализа большого объема данных, характеризующих состояние физиологических систем организма обеспечить не только оперативную диагностику осложнений при лечении, но и прогнозирование состояние пациента, а также определить оптимальную коррекцию возникающих нарушений. Для решения этой задачи предназначены мониторные МПКС. К числу наиболее часто используемых при мониторинге параметров относятся: электрокардиограмма, давление крови в различных точках, частота дыхания, температурная кривая, содержание газов крови, минутный объем кровообращения, содержание газов в выдыхаемом воздухе.

Аппаратное обеспечение  мониторных систем и аналогичных  систем для функциональной диагностики  принципиально практически не отличается. Важной особенностью мониторных систем является наличие средств экспресс-анализа и визуализации их результатов в режиме реального времени. Это позволяет отображать на экране монитора также динамику различных производных от контролируемых величин. Все это осуществляется в различных временных масштабах. Причем чем выше качество системы, тем больше возможностей наблюдения динамики контролируемых и связанных с ними показателей она предоставляет. Чаще всего мониторные системы используются для одновременного слежения за состоянием от одного до 6 больных, причем у каждого из них может изучаться до 16 основных физиологических параметров. 

 

§ 6. Системы управления лечебным процессом.

 

К системам управления процессами лечения и реабилитации относятся  автоматизированные системы интенсивной  терапии, биологической обратной связи, а также протезы и искусственные органы, создаваемые на основе микропроцессорной технологии.

В системах управления лечебным процессом на первое место выходят  задачи точного дозирования количественных параметров работы, стабильного удержания  их заданных значений в условиях изменчивости физиологических характеристик организма пациента. 

Под автоматизированными  системами интенсивной терапии  понимают системы, предназначенные  для управления состоянием организма  в лечебных целях, а также для  его нормализации, восстановления естественных функций органов и физиологических систем больного человека, поддержания их в пределах нормы. По реализуемой в них структурной конфигурации системы интенсивной терапии разделяют на два класса – системы программного управления и замкнутые управляющие системы. 

Информация о работе Информационные технологии в медицине и социально-трудовой сфере