Использование информационных технологий на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:19, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Современные масштабы и темпы внедрения средств автоматизации управления в народном хозяйстве с особой остротой ставит задачу проведения комплексных исследований, связанных с всесторонним изучением и обобщением возникающих при этом проблем как практического, так и теоретического характера.
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить концептуальные основы использования информационных технологий в экономике как фактора повышения эффективности деятельности предприятий в современных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………...........................................2
I Направления использования информационных технологий на предприятии…………………………………………………………………….5
1.1 Автоматизация документооборота ………………………………………….6
1.2 Коммуникации…………………………………………………...……………7
1.3 Управление технологией производства………………………8
1.4 Автоматизация учета и планирования. Системы принятия решений……..8
1.5 Автоматизация банковских операций………………………………….……9
2Технические средства реализации информационных технологий…..…..…9
3 Стратегия внедрения информационных технологий на предприятие….10
II Основные классы информационных систем………………..………12
1Характеристика ERP систем…………………………………………..……….12
1.1 Управление финансами…………………………………………...……….13
1.2 Управление производством…………………………………….………17
2. Характеристика MRP: назначение, применение, элементы, преимущества…………………………………………………………………….21
3. Характеристика CRМ: назначение, применение, преимущества…..…..24
III Рынок информационных технологий в России………………...25
Заключение……………………………………..……….......................................29
Список использованной литературы………………………...........................33

Вложенные файлы: 1 файл

ИТ сема.docx

— 177.04 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
Введение………………………………………………...........................................2 
I Направления использования информационных технологий на предприятии…………………………………………………………………….5 
1.1 Автоматизация документооборота ………………………………………….6 
1.2 Коммуникации…………………………………………………...……………7 
1.3 Управление технологией производства………………………8 
1.4 Автоматизация учета и планирования. Системы принятия решений……..8 
1.5 Автоматизация банковских операций………………………………….……9 
2Технические средства реализации информационных технологий…..…..…9 
3 Стратегия внедрения информационных технологий на предприятие….10 
II Основные классы информационных систем………………..………12 
1Характеристика ERP систем…………………………………………..……….12 
1.1 Управление финансами…………………………………………...……….13 
1.2 Управление производством…………………………………….………17 
2. Характеристика MRP: назначение, применение, элементы, преимущества…………………………………………………………………….21 
3. Характеристика CRМ: назначение, применение, преимущества…..…..24 
III Рынок информационных технологий в России………………...25 
Заключение……………………………………..……….......................................29 
Список использованной литературы………………………...........................33 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Создание современного предприятия  – сложный и длительный процесс, который условно можно разделить  на два взаимосвязанных этапа. Первый – формирование производственно-управленческой структуры, порождающей мощные потоки информации. Второй – формирование структуры, управляющей этими потоками. Это принято называть  комплексной автоматизацией, ведь для того чтобы работать, необходим инструмент. Это одинаково верно как по отношению к крупным предприятиям, так и по отношению к небольшим организациям – представителям малого бизнеса. Главным объектом автоматизированной системы управления должно быть управленческое решение.

Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития организации. Эффективное  управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и  другими ресурсами. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением  хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических  и иных параметров продукции. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений  совершенствования деятельности предприятия  в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его  автоматизация. 

Изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного  приспособления к ней системы  управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций  управления по уровням ответственности  и формам их взаимодействия. Речь, прежде всего, идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной  структуре), которая порождена организационной  необходимостью и закономерностью  хозяйствования, связанными с удовлетворением  индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших  конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений научно-технической  революции. Все это требует от организаций адаптации к новым  условиям, преодоления возникающих  противоречий в экономическом и  научно-техническом процессах.

В условиях рыночной экономики  важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в  сборе и обработке информации, для использования результатов  ее анализа в процессе своей деятельности, принятия обоснованных управленческих решений. При этом особое значение приобретает  обеспечение оперативности и  достоверности информации.

Одним из значимых факторов конкурентоспособности сегодня  стало применение в управлении предприятием современных информационных технологий; во многих видах деятельности без  этих технологий невозможно осуществлять успешную деятельность.  Поэтому их эффективное использование стало решающим фактором успеха предприятий на рынке. Развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством.

Актуальность темы. Современные  масштабы и темпы внедрения средств  автоматизации управления в народном хозяйстве с особой остротой ставит задачу проведения комплексных исследований, связанных с всесторонним изучением  и обобщением возникающих при  этом проблем как практического, так и теоретического характера.

Формирование  теории информационных управленческих систем насчитывает несколько десятилетий. Первые работы в этой области относятся  к 1950–1960 годам, когда в отечественной  и зарубежной теории и практике разрабатывались, внедрялись и функционировали так  называемые автоматизированные системы  управления.

Среди российских ученых, разрабатывавших эту тематику, следует отметить Ю. Алексеева, В. Дудорина, В. Жеребина, И. Каракоза, М. Королева, Т. Кокориеву, В. Мальцева, М. Совалова, В. Самборского и др.

Дальнейшая разработка этой тематики шла в контексте  современных возможностей вычислительной техники и телекоммуникаций. Отечественная  школа представлена здесь именами  О. Вершининой, А. Гранберга, А. Гапоненко, О. Григорьева, С. Ермолаева, Капралова, Е. В. Костюка, А. Нанавян, Н. Прохорова, Г. Рябова, Е. Седых, Г. Смолян, С. Супицина, Д. Фатеева, Н. Федоренко, В Фирсова, Д. Черешкина, Е. Щукина и др.

Имеется большое  число зарубежных изданий, посвященных  проблемам применения информационных технологий в управлении организациями. Среди них работы Б. Гейтса, Р. Каплана, Г. Минса, Д. Нортона, Д.  Шнайдера и др.

При этом в научных  работах рассматриваются в основном технические и технологические  вопросы информационных систем управления. Превалирование технологических подходов оставляет в тени экономические  и управленческие аспекты данной проблемы.

Цель данной работы заключается  в том, чтобы изучить концептуальные основы использования информационных технологий в экономике как фактора  повышения эффективности деятельности предприятий в современных условиях.

В соответствии с указанной  целью в работе поставлены и последовательно  решаются следующие задачи: 
       - выявить особенности использования информационных технологий; 
       - исследовать концепцию управления предприятием с использованием ИТ;

        - попытка обобщения накопленного опыта по внедрению интегрированных информационных систем и формирование общих принципов организации выбора и стратегию внедрения ИТ в управлении предприятием;  
        - исследовать внутрифирменные сложности, проблемы при использовании ИТ;

         -  провести обзор основных информационных систем, предлагаемых на рынке.

Объектом исследования являются информационные технологии как фактор повышения эффективности деятельности предприятий. 

Предметом исследования выступает совокупность экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе использования информационных технологий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления  использования информационных  
технологий на предприятии 

Передача информации о  положении и деятельности предприятия  на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми  взаимными подразделениями фирмы  осуществляются на базе современной  электронно-вычислительной техники  и других технических средствах  связи. 

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями  управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:

  • по объекту и качеству — краткость и четкость формулировок, своевременность поступления;
  • по целенаправленности — удовлетворение конкретных потребностей;
  • по точности и достоверности — правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.

Крупные компании (корпораций, холдингов), для которых характерна сложная структура, связанная с  многопрофильностью подразделений, их территориальной распределенностью и различием в производственном потенциале, как правило, сталкиваются с такими проблемами, как: 

- Отсутствие организационного единства среди подразделений предприятия, в частности, одинакового понимания сущности бизнес-процессов, единой методологии бухгалтерского учета, унификации нормативно-справочной информации.

- Трудности планирования деятельности по всем горизонтам (долгосрочного, текущего, оперативного) на всех уровнях управленческой вертикали, доведения до каждого из подразделений конкретных задач, контроля над текущим исполнением и анализа выполнения этих задач.

- Недостаточная оперативность (актуальность) данных о финансово-хозяйственной деятельности подразделений, филиалов и корпорации в целом. 

- Высокая трудоемкость сбора и обобщения (консолидации) данных территориально-распределенных участков, в частности, бухгалтерий, каждая из которых ведет свои, "неполные" с точки зрения корпорации, балансы; большое количество ошибок в подобных данных, их разнородность и несогласованность.

- Отсутствие оперативной и достоверной информации о взаиморасчетах (взаимозачетах) с внешними поставщиками и потребителями, а также — филиалами предприятия, и, как следствие, трудность управления дебиторской - кредиторской задолженностью. Решение этой проблемы значительно усложняется при изменении статуса контрагента (например, при покупке корпорацией фирмы, которая ранее была внешним контрагентом). 

Единственным решением этих проблем является разработка и внедрение  так называемых информационных технологий, т.е. технологий, основывающихся на использовании вычислительной техники и электронных средств коммуникации.

Согласно определению, принятому  ЮНЕСКО, информационная технология - это  комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда  людей, занятых обработкой и хранением  информации; вычислительную технику  и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также  связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. 

В современном обществе информационные технологии являются универсальным  инструментарием в управлении организациями  всех типов, действующих во всех сферах. Основные функции современных информационных технологий управления предприятиями  – сбор, хранение, поиск, систематизация и обработка необходимых данных для всех сфер общественной жизни, выработка  новой информации, решение тех  или иных оптимизационных задач. Ставится задача не только отобрать и  автоматизировать трудоёмкие, регулярно  повторяющиеся рутинные операции над  большими массивами данных, но и  получить принципиально новую информацию, которая необходима для принятия эффективных управленческих решений. 

Среди основных направлений  развития современных информационных технологий в обеспечении эффективного функционирования и развития можно  выделить:

  • Автоматизация документооборота
  • Коммуникации
  • Управление технологией фармацевтического производства
  • Автоматизация бухгалтерского учета и планирования
  • Разработка систем принятия решений
  • Автоматизация банковских операций
  • Создание автоматизированных рабочих мест

 
1.1 Автоматизация  документооборота

Ведение документации предоставляет  следующие преимущества: минимальные  расходы на канцелярские средства (бланки, бумага, канцелярские принадлежности); отпадает необходимость в дорогих  средствах защиты от несанкционированного доступа (сейфы и т.п.), так как  предоставить доступ к документу  можно только ограниченному кругу  лиц с помощью паролей и  т.п.; отпадает необходимость в выделении  специальных помещений (архивов) и  специальной мебели, громоздких папок  и т.д.; ускоряется процесс поиска нужного документа; сам процесс  поиска переходит в качественно  новую плоскость (поиск по ключевым словам, поиск среди нескольких документов и пр.); появляется возможность организовать совместную работу нескольких лиц или  отделов над одним документом; ускоряется процесс создания документов за счет возможности включения в него фрагментов из других документов и возможности правки уже существующего текста.

В последнее время большую  популярность имеют электронные  документы, основанные на «гипертексте». Это понятие означает включение  в документ ссылок на другие документы, с помощью которых можно мгновенно  ознакомится с документом, на который ссылаются.

Информация о работе Использование информационных технологий на предприятии