Витражное искусство. История и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:15, дипломная работа

Краткое описание

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48

Вложенные файлы: 1 файл

Витражное искусство.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

Витражное искусство. История и  современность

 

Выпускная квалификационная работа

 

Выполнила:

 

Душечкина Анна Юрьевна

 

Специальность 050503 Технология

 

Курс 4, группа 341т

 

Очная форма обучения

 

Научный руководитель:

 

Размыслович Любовь Александровна

 

Преподаватель технологии

 

ВКР защищена

 

«____» __________________2009г.

 

Оценка _______________________

 

Хабаровск

 

2009

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...……3

 

Глава I Художественное своеобразие  витражного искусства………………….7

 

1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7

 

1.2 Современные направления и  приемы работы в технике витража………..18

 

1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25

 

Глава II Опытно-экспериментальная  работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31

 

2.1 Экспериментальная работа по  освоению различных приемов росписи  по стеклу.………………………………………………………………………...…..31

 

2.2 Технология изготовления триптиха  «Город, наоборот» в технике росписи  по стеклу………………………………………………………………………….35

 

2.2 Методические рекомендации для  организации кружковой работы  в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38

 

Заключение……………………………………………………………………….45

 

Библиография…….…………………………………………………………..…..48

 

Приложение………………………………………………………………………50

 

 

Введение

 

Художественный витраж - это особый вид монументально-декоративного  искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность  в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

 

Художественные витражи, применявшиеся  главным образом для декорирования  церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них. Витражи, состоящие из отдельных деталей, усиливаются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

 

Много различных витражей сохранилось  в мире, созданных выдающимися  живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано  руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.

 

Для знакомства с техникой и художественными  приемами росписи по стеклу нами были рассмотрены следующие источники  таких авторов: Саламатов Ю.П. ,Майкл  Виггинтон,Игорь Клисов,СИ. Козлова, Е.Л. Козлова, Гусарчук Д.М., Корчинова О.В., Павловский В.В.

 

Данные авторы свидетельствуют  о том, что с помощью красок для росписи по стеклу VETRO COLOR фирмы "FERRARIO" стала возможна яркая  роспись стекла без применения сложных  высоко-температурных технологий. Краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства. Для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для высветления применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после лакирования), выпускаются в пластиковых флаконах 50 мл с завинчивающейся крышкой. Для работы желательно использовать кисти высокого качества.

 

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений  декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.

 

Актуальность данной проблемы состоит  в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

 

Это направление очень интересно  разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные  художественной росписью занимают почетное место в наших домах среди  других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

 

В наше время очень популярны  витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным  стеклом ниш, перегородок, дверей и  потолков. Очень часто в интерьере  наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

 

Тема работы: Витражное искусство. История и современность.

 

Основная цель работы заключается  в освоении технологии изготовления витражных панно для интерьера. Для реализации цели нами решались следующие задачи:

 

-изучить особенности витражного  искусства в историческом аспекте;

 

-рассмотреть современные направления и виды в технике витраж;

 

-ознакомиться с вариантами использования  техники витража в современном  интерьере;

 

-провести эксперимент по освоению  различных приёмов росписи стекла;

 

-разработать методические рекомендации  по организации внеклассных занятий с детьми в технике росписи по стеклу;

 

-разработать технологическую документацию  к изготовлению декоративных  панно в технике витража;

 

- произвести экономический расчет  стоимости и себестоимости готового  изделия.

 

Предмет исследования: процесс изготовления триптиха «Город, наоборот» в техники росписи по стеклу.

 

Объект исследования: Декоративно-прикладное искусство.

 

Были использованы следующие методы исследования:

 

-Теоретические: Была проанализирована  и изучена специальная и методическая литература.

 

-Эмпирические: были рассмотрены  и освоены технологические приемы  росписи по стеклу, что позволило  выявить выразительность изделия  и изготовить триптих «Город  наоборот».

 

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности витражного искусства.

 

Практическая значимость в том, что разработаны методические рекомендации кружковой работы в технике мозаика, которые позволят овладеть учащимися  интересным и увлекательным декоративно-прикладным направлением.

 

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе раскрываются исторические аспекты витражного искусства, современные  приемы и техники росписи по стеклу а так же применение витража в  интерьере. Во второй главе проводится опытно-экспериментальная работа по изготовлению триптиха в техники росписи по стеклу.

 

 

Глава I Художественное своеобразие  витражного искусства

 

1.1 Исторические особенности росписи  по стеклу.

 

Впервые витражи появились в  католических храмах, в первом тысячелетии. Стекло было не совсем прозрачным. Один из самых первых и известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. В двадцатом веке археологи обнаружили стеклянные фрагменты изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом, дата изготовления которого относится примерно к 540 году нашей эры.

 

Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских  домов, витражи готических соборов, оранжереи дворцов начиная с  эпохи Возрождения и до XIX века, здания из металла и стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое, изготовленное флоат-способом на расплаве олова.… Таков путь стекла в истории людей и их архитектурных творений.

 

Готическая архитектура, первый возраст. Этот расцвет гения зодчих, позволила  создавать широкие проемы благодаря  каркасной системе, обеспечившей перенос  веса конструктивных элементов на основание. Для формирования архитектурно-пространственной среды небывалых по высоте и обширности интерьеров соборов требовались легкие ограждения, пропускающие свет. Именно таким образом стеклянная архитектура вошла в историю человечества. В это время стекло было известно уже в течение трех веков. Оно было открыто в восточном Средиземноморье, вероятно, вследствие случайного смешивания кремнезема со щелочной золой под гончарными печами, расположенными на песчаных берегах рек. Люди сразу заметили особенную красоту стекла, также как и его главные физические свойства, и научились их использовать.

 

Это вещество, образованное из песка -- наиболее распространенного материала  планеты, -- имело почти волшебные  качества (зернистая масса могла  быть преобразована в тягучую  жидкость, которая при охлаждении превращалась в твердый материал, прозрачный и сверкающий) и бесчисленные возможности применения: от изготовления сосудов до создания декоративных предметов. [ 1, с 14]

 

Манипуляции с этим странным веществом  были сложными, но люди мало-помалу приобрели  необходимые навыки, научившись вытягивать горячую массу, пока она не охладилась, и придавать ей сферическую или цилиндрическую форму путем выдувания.

 

От изделия римского ремесленника до готического витража, второй возраст. Идея делать из стекла плоские, и просвечивающие листы воплотилась в жизнь значительно позже. Разумеется, римляне изготавливали листовые стекла и строили оранжереи, в которых выращивали растения независимо от сезона, но именно потребности готических архитекторов Северной Европы вызвали появление первых реализаций стекла в архитектуре -- начиная с круглых витражей французских соборов и заканчивая огромными оконными проемами нефов английских церквей.

 

Достижения мастеров Римской империи  в сочетании с умением производителей стекла и стекольщиков, пришедших из Средиземноморья, дали рождение новой форме архитектуры, характеризующейся огромным пространством витражей из окрашенного стекла. Витражи, украшающие восточный фасад собора в Йорке, например, имеют размер теннисного корта, сделаны из тысяч кусков стекла и представляют собой картины, переливающиеся всеми цветами радуги (эффект прозрачности здесь не был важен: ничто не требовало видимости снаружи или изнутри). Хотя прозрачность не была обязательной в большинстве готических соборов, совершенно иначе обстояло дело с большими домами аристократов европейского севера в XVI веке.

 

Такие здания, как, например, Хардвик  Холл (о котором его современники говорили, что в нем “больше  стекла, чем стен”), построенный  Робертом Смитсоном в 1591-1593 гг., являются светскими наследниками великой готической стеклянной архитектуры.

 

Зимние сады: третий возраст стекла. Конец XVI века был отмечен популярностью  зимних садов. Экзотические растения, привезенные европейскими исследователями, нуждались в специальной защите и теплицах, включая большие оранжереи.

 

Задуманные как обычные пристройки к домам и учреждениям, их использовавшим, именно зимние сады в течение последующих  двухсот пятидесяти лет дали импульс  новому взлету стеклянной архитектуры. Зимний сад, который до сих пор  был только “служебным пространством”, получил признание и вошел в большую архитектуру. Это был второй возраст стекла. Палм Хаус, построенный в 1845 году в Кью Ричардом Тернером и Децимусом Бартоном, является одним из самых красивых в мире. Французские оранжереи также отличаются большой элегантностью -- например, великолепные оранжереи Сада растений Музея естественной истории, построенные в Париже Роо де Флери. Однако самым красивым сооружением этого времени, построенным из стекла, стал Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне в 1851 году.

 

В Чикаго в ходе реконструкции после  большого пожара 1871 года появились  небоскребы со стальным или чугунным каркасом и стеклянным фасадом. Такие  здания, как Гэйдж Билдинг, построенный  в 1898 году (фасады проектировал Луис Салливен, который ввел в обиход понятие “сосед по лестничной площадке”), были практически немыслимы для “академичных” европейских архитекторов, несмотря на то, что такие сооружения, как Гарднерс Стор архитектора Джона Баирда, построенный в Глазго в 1855-1856 гг. и л'Ориель Чемберс Петера Эллиса, построенный в Ливерпуле в 1864-1865 гг., были тому отчетливыми предвестниками.

 

Эти здания использовали потенциал  листового стекла (полученного в  процессе “отливки на столе”), изобретенного  во Франции в 1687 году. Этот метод положил начало серьезной промышленности, а в 1693 году Кольбер учредит Королевскую зеркальную мануфактуру во дворце Сен-Гобен в Пикардии.

Информация о работе Витражное искусство. История и современность