Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:02, реферат
Во много раз возрастает теперь значение массовой печати. В 1920-е годы начинает выходить много газет, которые несли культуру во все уголки страны, публиковали декреты и постановления, объясняли политику партии, освещали международное положение. Всем вопросам внутренней и внешней политической жизни было посвящено содержание журналов, выходящих в начале 1920-х годов, многие из которых приобрели сатирический характер. Именно средствами сатиры можно было очень действенно, наглядно раскрывать сущность политики империализма и бороться с внутренними недостатками.
Введение 3
1. Газетно-журнальная графика 1920-1930гг 4
2. Советский политический плакат 1920 – 1930гг 7
3. Станковая графика 1920 – 1930гг 11
Заключение 18
Список литературы 19
Приложения 20
Содержание
Введение
1. Газетно-журнальная
графика 1920-1930гг
2. Советский
политический плакат 1920 – 1930гг
3. Станковая графика 1920 – 1930гг
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи и пятна (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже фактурной) поверхностью бумаги. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.
1.Газетно-журнальная графика 1920-1930гг
Советская графика и в 1920-е годы не сдает тех высоких позиций, которые завоевала в первые годы революции. Однако успехи ее на этот раз проявились совсем в других жанрах и видах графического искусства. Ведущее место занимает теперь газетно-журнальная графика. Именно здесь проявляются ее высокая идейность, политическая острота, умение разъяснять, убеждать, быть непримиримой и страстной. Но теперь от задач агитации, выражения мгновенно действующего призыва она переходит к задачам пропаганды, планомерного всестороннего раскрытия смысла событий, часто к сатирическому обличению отрицательных явлений.
Во много раз возрастает теперь
значение массовой печати. В 1920-е годы
начинает выходить много газет, которые
несли культуру во все уголки страны,
публиковали декреты и
Эта актуальность задач, требования злободневности, непосредственного отклика на события действительности определили характер и специфику работы художников-графиков, которые с первых дней были призваны участвовать в периодических изданиях.
Очень рано на страницах центральных
газет «Правда» и «Известия» занимает
свое почетное и очень важное место карикатура.
В доступной форме она дает быстрый, живой,
непосредственный отклик на событие, раскрывает
его смысл, критикует, высмеивает. В подавляющем
своем большинстве она посвящена международной
теме.
Чрезвычайно сложная политическая обстановка требовала раскрытия быстро меняющихся ситуаций простыми понятными массам, но неупрощенными художественными средствами.
Это мог сделать художник-сатирик, смело олицетворяющий в своих образах все хитросплетения буржуазной политики, ухищрения мирового империализма, ясно видящий цели миролюбивой советской страны. Кроме ясного политического и образного мышления, надо было обладать качествами почти мгновенного отклика на события, умением быстро находить нужную художественную форму, бить ею без промаха в цель.
Именно таким художником стал Б. Е. Ефимов (род. 1900), бессменный художественный корреспондент «Правды» и затем «Известий». Его карикатуры, в течение десятилетий не сходившие со страниц центральных газет, к которым привыкли советские люди, и по своему значению «конкурировали с передовыми статьями».
Художник анализирует событие,
затем находит ему яркое
Основные черты графического языка Ефимова сложились очень рано. Художественные средства его несложны, доходчивы, ясно выражают ту тему, которую решает художник. Обычно он пользуется контурным рисунком, четко очерчивающим предметы. С годами линия становится все более гибкой, точной, обобщенной. Прибегает художник и к черным заливкам, которые контрастируют со штрихом.
Рисунки Ефимова, начиная с 1924 года, выходят отдельными альбомами. Собранные политические карикатуры смотрятся очень цельно, в них нет однообразия.
Из плаката в газету пришел работать уже опытный график В.Н. Дени. Его сатира становится более отточенной, гибкой, многообразной. Чемберлен, Бриан, Пуанкаре и другие политические деятели - постоянные герои его карикатур. Беспощаден и в борьбе с предателями из II Интернационала. Широко известна его карикатура «Марксизм» Карла Каутского» (1925), он разоблачает приспособленчество, политическое мещанство международного оппортунизма. В рисунках Дени появляются и положительные образы, противопоставленные образу врага. Дени продолжает работать и в области шаржа. Он создал ряд дружеских шаржей писателей, общественных деятелей, исполненных с мягким юмором. Таковы его «М. Горький», «Д. Бедный», «Н. Семашко».
Подлинного расцвета достигает сатирическая графика в множенных сатирических журналах, издававшихся и 1920-е годы. В Москве это - «Крокодил», «Безбожник», «Красный перец», «Лапоть», «Смехач»; в Ленинграде — «Бегемот», «Бузотер», «Мухомор» и другие. В них работали в основном одни и те же художники-сатирики. Старшее поколение — Моор, Дени, Когоут, Доброковский и Малютин; из более молодых — Черемных, Бродаты, Ганф, Елисеев.
Вместе со становлением советской журнальной сатирической графики становился яснее, определеннее индивидуальный почерк каждого из этих художников.
Очень многое определяла общая тематическая направленность журналов. Их содержание в основном было посвящено внутренней жизни страны, вопросам быта, борьбе с его недостатками, с пережитками старого. Беспощадно разоблачалось лицо врага — нэпмана, кулака, частного предпринимателя, спекулянта. Высмеивались карьеристы, взяточники, невежды, растратчики.
Рисунки в журналах были очень разнообразными. Они иллюстрировали заметки, фельетоны, очерки; были вкраплены в текст, разворачивались в многочисленных кадрах, давались отдельными полосами и страничными рисунками. Яркой, красочной, «ударной» обычно была обложка.
Не сразу каждый журнал нашел свой стиль, выразительный рисунок. Были в них, особенно в первой половине 1920-х годов, и упрощенчество, и схематизм рисунка, и ограниченность тематики. Часто тема раскрывалась поверхностно, иногда была абсолютно непонятна без многословного текста. Но в лучших произведениях художники добивались создания меткого запоминающегося образа. Можно было отличить своеобразный строй, манеру, почерк исполнителя рисунка.
Так, у Ю. А. Ганфа часто выступает большая сила, определенность, даже резкость образов. Л. Г. Бродаты употребляет нередко условный цвет, хорошо раскрывающий смысл карикатуры. У К. П. Ротова легкий, как бы прозрачный рисунок, обычно кадрового изображения. Особенно интересен К. С. Елисеев. Его рисунки объемны и пластичны, сделаны как-то очень солидно, «всерьез». И это, как нельзя лучше, контрастирует с очень смешными гротескными характеристиками персонажей.
Очень цельным художественным оформлением отличался журнал «Безбожник у станка», который обычно задумывался и осуществлялся как единое, комплексное произведение. Обложка журнала, верстка полос, центральные развороты при разнообразии содержания подчинялись основной идее номера, той, которая воплощалась в статьях, заметках, фельетонах.
Антирелигиозная пропаганда, которая особенно важна была в те годы, велась смело, целеустремленно, острыми и разнообразными художественными средствами.
Главным художником, душой всего художественного оформления журнала был Д. С. Моор, который, как и В. Н. Дени, принес в журнальную графику свой боевой опыт плаката революционной поры.
Изменились задачи и цели пропаганды, изменились и художественные приемы Моора. Он беспощадно разоблачает классовую сущность религии. Проявляется в основном его талант сатирика. Художник создает циклы рисунков, в которых фигурируют бог, святые, персонажи Ветхого и Нового Завета. Священное писание, деяния бога раскрываются в своем нелепом и смешном виде. Особенно беспощаден был Моор к церковникам, он неустанно разоблачал их лицемерие, жадность, жестокость.
Вырабатывается специфическая манера Моора. Основным средством выражения становится линия, но рисунки его пространственны, форма объемна. Не отказываясь от своей черно-белой манеры, Моор вводит и другие цвета. Именно в этой технике исполнены им рисунки на разворотах в «Безбожнике» — изображения, обычно раскрывающие смысл всего номера.
В лице Моора журнал имел смелого оригинального мастера, который в какой-то мере определял художественный облик издания.
Но в нем работал не только Моор. Очень характерны для журнала рисунки А. А. Дейнеки, отличающиеся также броской выразительной манерой. У него были свои темы, свои особые средства выражения. Рисунков, непосредственно обличающих религию, у молодого художника не так уж много. Он показывает вред, дурман религии, опутывающей простой народ. И вместе с тем, в этой теме все яснее и яснее звучат совершенно новые ноты. Это — противопоставление старому новой идеологии, нового быта.
Вот типичный рисунок — «Загадка старику» (1926). Просторные цехи нового завода, женщины-текстильщицы заняты своей работой. В самом низу, сбоку маленькая фигурка бога, он недоуменно говорит: «Сколько баб и ни одна не молится. Куда это я по пал?» Или зеленое поле стадиона со стремительными фигурами футболистов, вокруг народ и вдали попы, сетующие, что «никто церковь не идет» (1926).
Эти темы творчества Дейнеки сильнее всего зазвучали в журнале «Даешь», который выходил всего один год — 1929-й. Здесь уже сам характер журнала толкал Дейнеку на создание новых положительных образов. Свободный труд на заводе, и колхозе, новые отношения людей, новый быт — темы рисунков Дейнеки. С особой любовью улавливает он черты нового и передает это в динамичной, яркой художественной форме. Такова его «Рабочая окраина. На солнце» (1929) — цветной рисунок, изображающий малышей детского сада на солнышке. Фигура молодой няни рисуется на фоне синего неба и новых жилых корпусов. Образ нового человека, черты нового быта начинают воплощаться в творчестве художника.
2. Советский политический плакат 1920 – 1930гг
Плакат — участник первых мероприятий Советской власти, ветеран гражданской войны. С первых же шагов революции он был вместе с рабочим классом и его большевистской партией везде, где надо было бить врага и поддерживать революционный дух трудящихся масс. С тех пор плакат врос в наш быт, в общественную жизнь города и деревни, стал ее выразителем и обязательным участником.
У истоков советского политического
плаката лежит русский
В 1920-е гг. агитационный плакат обогатился новой пролетарской тематикой и персонажами - рабочий, работница, пионер, мировой пролетариат, мировая буржуазия. Плакат рассказывал о значении советских праздников: 1 Мая, 8 Марта, годовщина октября (например, "Да здравствует 1 Мая" П. Соколова-Скаля, 1928).
В политическом плакате работали великолепные мастера-художники и писатели того времени: А. А.Дейнека, Моор, Дени, Ротов, Черемных, Кук-рыниксы, Янг, художники ИЗОРАМа, Маяковский, Бедный.
А. А.Дейнека создал ряд очень выразительных плакатов — лучшее из того, что было создано в 1920-е годы в этой области. Плакат «Занимайтесь физкультурой» полон бодрого призыва, динамичен, активен по форме. Прекрасно найден в нем образ девушки-физкультурницы. Ярко выразил идею разгрома империалистической интервенции в Китае и плакат Дейнеки «Китай на пути освобождения от империализма» (1930). Художник нашел исключительно наглядную форму для ее выражения. Китайский кули ударом кулака сбивает в море интервента, за спиной у которого виднеются корабли под флагами Японии, США Англии.
Успешно работали в плакате 1920-х годов Моор и Дени. Самый выразительный плакат Дени «Помни об узниках капитала» носит героический характер. Правда, работает он и в сатирическом плакате («Гнус», 1931). Из плакатов Моора можно назвать его лист «Черные вороны готовят разбойничий набег на СССР» (1930).
Плакат 20-х гг. должен был приучить людей к новой жизни, новой стране, новым порядкам. Поэтому художники стремились в каждом плакате отобразить новшества времени. Плакат уходил от прежней иллюстративности к локальным пятнам. От изобразительности и плавности к геометрическим, конструктивным формам и их упрощению. К уменьшению оттеночности, увеличению контрастности. От плавных, рукописных шрифтов к рубленным, которые становятся отдельной формой и воспринимаются уже как часть композиции. Если в русских рекламных плакатах конца XIX - начала XX вв. больше красочности, декоративности и преобладают статические композиции, то в конструктивистских плакатах преобладает динамика, которая достигается применением диагоналей. Художники искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности. Каждому предмету действительности они противопоставляли какую-либо конструкцию. Именно стремление сделать "конструктивную структуру" основой формообразования объединило художников некогда различных направлений.