Искусство витража

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Глава I Искусство витража
1.1. История возникновения и развития витражного искусства..……...5
1.2. Современный витраж…………………………………………………8
1.3. Разновидности витража………………………………………………11
1.4. Технология изготовления витража…………………………………..18
2. Глава II Методика выполнения витража
2. 1. Подготовительные работы…………………………………………..29
2. 2.Технологическая карта……………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………….36
Приложение………………………………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по дпи.doc

— 1.88 Мб (Скачать файл)


 

Содержание

 

     Введение……………………………………………………………………2

1.  Глава I Искусство витража

    1.1. История возникновения и развития  витражного искусства..……...5

    1.2. Современный витраж…………………………………………………8

     1.3. Разновидности витража………………………………………………11

    1.4. Технология изготовления витража…………………………………..18

2. Глава II Методика выполнения витража

    2. 1. Подготовительные работы…………………………………………..29

    2. 2.Технологическая карта……………………………………………….31

    Заключение…………………………………………………………………34

   Литература………………………………………………………………….36

    Приложение………………………………………………………………...38

 


Введение.

 

Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них. Витражи, состоящие из отдельных деталей, усиливаются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.

Для знакомства с техникой и художественными приемами росписи по стеклу нами были рассмотрены следующие источники таких авторов: Саламатов Ю.П. ,Майкл Виггинтон,Игорь Клисов,СИ. Козлова, Е.Л. Козлова, Гусарчук Д.М., Корчинова О.В., Павловский В.В.

Данные авторы свидетельствуют о том, что с помощью красок для росписи по стеклу VETRO COLOR фирмы "FERRARIO" стала возможна яркая роспись стекла без применения сложных высоко-температурных технологий. Краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства. Для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для высветления применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после лакирования), выпускаются в пластиковых флаконах 50 мл с завинчивающейся крышкой. Для работы желательно использовать кисти высокого качества.

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные художественной росписью занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

 

 

Цель работы: Разработать и изготовить витраж, сохранением прозрачности.

 

Задачи работы:

1)    проработать имеющуюся литературу про искусство витража и его изготовление;

2) сформулировать основные требования, предъявляемые к работе при выполнении витража,

  3) выполнить технологическую карту изготовления витража,

  4) изучить основные технологии изготовления витража,

         Актуальность темы заключается в том, что искусство витража всегда притягивает внимание, это прелестное украшение и художественное яркое решение для любого интерьера, это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность, не упускать солнечного света, оставаясь спрятанным от чужого внимания. Если возникает необходимость оживить интерьер, создать что-то запоминающееся и, тем не менее, не кричащее, или же скрыть какой-нибудь дефект – витраж будет самым оптимальным и отнюдь не компромиссным

      Объект исследования: Процесс обучение учащихся образному мышлению на уроках изобразительного искусства.

 

      Предмет исследования: Обучение школьников декоративной композиции на примере витража.


       ГЛАВА  I.  Искусство витража

1.1. История возникновения и развития  витражного искусства

       Хотите, чтобы мир стал весёлым и радостным? Возьмите жёлтое стекло и посмотрите сквозь него. А мрачным и тревожным? Тогда подойдёт фиолетовое или тёмно-красное… Когда-то, много веков назад, древние художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился первый витраж – декоративная композиция из окрашенных стёкол.

      Название происходит от латинского слова «витрум» - «стекло», но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета.

      Магия цветного стекла известна давно. Еще туземные племена, очарованные сверканием цветного стекляруса, меняли его на золото. А в средние века в грандиозных готических соборах доверчивые обыватели, завороженные сверкающей игрой цветного света под высокими куполами, впадали в состояние религиозного гипноза. В те времена оконные проемы храмов украшались сложным орнаментом из многоцветного стекла и составляли важную часть и без того очень насыщенного интерьера собора.
В период Возрождения талантливые художники, усовершенствуя технологии окраски стекла, добивались новых тонких оттенков и яркости цвета. Витражи стали живописными сюжетными картинами. И витраж перебрался в частное жилище, насыщая цветом убранства домов аристократов.

     Эпоха расцвета модерна стала для витража благодатным временем. Орнамент приобрел «текучесть», линии стали изгибаться, цветовая палитра усложнялась. А витражи стали использоваться в качестве межкомнатных перегородок, внутренних дверей, в плафонах люстр и даже стали частью потолка, образуя как бы потолочное цветное окно.

В эпоху Древнего Египта и Древнего Рима мы найдём первые ростки этого искусства. Прошли столетия. В эпоху средневековья все помыслы человека были обращены к Богу. Входя в храм, он как бы попадал в другой мир. Всходило Солнце, и сквозь окна церкви, куда были вставлены сотни разноцветных стёкол, начинал струиться волшебный свет красных, синих, зелёных и жёлтых лучей. Горожане любовались самыми разнообразными орнаментами, композициями на религиозные сюжеты. Все детали, каждый кусок стекла скреплялись между собой прокладками из самого мягкого металла – свинца. Витраж стал великим искусством.

     Секреты передавались от отца к сыну. До нас дошёл редчайший трактат монаха Теофила конца 11-го века, посвящённый тонкостям изготовления цветных стёкол. И сейчас нас восхищают витражи в соборах городов Шартра и Руана во Франции, Милана и Италии, Домского собора в Риге.

        Наивысшего расцвета искусство витража достигло в средние века в странах Западной Европы. Витражами украшали громадные стрельчатые окна готических соборов, городских ратуш, замков.

        Известные художники разных эпох – Альберхт Дюрер (1471-1528 гг.), Ханс Хольбейн Младший (1497-1543 гг.), Фернан Леже (1881-1955 гг.) охотно обращались к искусству витража. В одном из окон Третьяковской галереи можно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его – русский художник Михаил Врубель.

        В архитектуре ХХ века витраж стал одним из самых значительных видов декоративного убранства, украшающих общественные сооружения. Например, в вестибюле станции московского метро «Новослободская» установлены 92 орнаментальных витража, подсвеченных электрическими лампами. Сегодня витражи всё чаще стали появляться в квартирах и особенно на дачах.

        К сожалению, настоящий классический витраж достаточно сложен в исполнении и требует не только высокой квалификации мастера, но также дефицитных материалов. Поэтому дело это нужно начинать с простейшего рисунка и обычного стекла. Ведь при изготовлении сложных витражей применяется специальное цветное стекло, которое скрепляется свинцово-оловянным профилем П-образной формы при помощи пайки.

Классический способ слишком трудоёмок для создания витражей в оконных проёмах веранды. Но для этого можно сделать витражи по упрощенной и вполне доступной технологии. Тем более, что упрощается технология, но никак не художественное достоинство витража, которое зависит от способностей и вкуса умельца, решившего приобщиться к этому прекрасному ремеслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.2 Современные витраж

 

 

Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники.

Новые технологии позволяют моделировать из стеклянных пластин просто фантастические вещи. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, а можно «вплести» тонкую «золотую» проволоку, которая будет давать дополнительные яркие блики при прохождении света.

В современном витраже прекрасно сочетаются новые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков. На легендарном острове Мурано многие поколения стеклодувов чтут традиции предков, создавая непревзойденные шедевры ручной работы и сегодня. В изготовленных ими витражных пластинах стекло разных оттенков еще в расплавленном состоянии затекает одно в другое и, неравномерно остывая, создает на границе сплава неповторимый рельеф. А сами пластины могут теперь соединяться прочными стальными профилями и свободно крепиться к потолку, создавая подобие цветной прозрачной стены, парящей в воздухе.

Использующие витраж предметы интерьера тоже приобретают новые, оригинальные формы. Например, ширма может теперь не опираться на ножки, ее можно также подвесить к потолку на прочных тросиках, при этом она может передвигаться, служа раздвижной прозрачной перегородкой и «живой» картиной, в которой играет свет. А колонна из цветного стекла за счет использования подсветки, помимо украшения интерьера, является еще и светильником.

Даже межкомнатная дверь может стать самостоятельным художественным произведением, если в нее вставлен авторский витраж, а не стандартное рифленое стекло. А если за окном у вас неприглядный вид, стоит собрать витраж с внутренней стороны стеклопакета — это и интерьер украсит, и «исправит» панораму за окном.

Витраж, являясь прекрасным украшением, попадая в обстановку дома становится и предметом функциональным: перегородки в комнате, раздвижные и стационарные, потолки, своеобразные цветные светильники и плафоны, двери шкафов и даже цветные полупрозрачные межкомнатные перегородки, заменяющие стены. Как правило, это вещи ручной работы, ценность которых как произведения искусства со временем только возрастает, Не говоря уже о том, что интерьер, декорированный витражом, приобретает магическое своеобразие. Использование витража, как и всякого оригинального произведения искусства, требует определенных финансовых затрат, иногда довольно значительных. Поэтому дешевле использовать раздвижные перегородки и двери из обычного стекла или зеркал. Иногда в таких перегородках используются нетрадиционные материалы: всевозможные плетеные вставки или ткань.

Технологически раздвижные двери крепятся к потолку или, если это двери шкафа, то к верхней части его корпуса. Возможен вариант крепления раздвижных дверей к полу или, соответственно, к нижней части шкафа. Современные системы крепления абсолютно исключают возможность их выпадения с направляющих, по которым они передвигаются, благодаря применению специальных зацепов. Обрамление стеклянных или зеркальных дверей и перегородок выполняется из прочного аннодированного («метализированного») и полированного сплава нескольких цветов, а также из материала, имитирующего дерево.

На стеклянную или зеркальную поверхность перегородок с помощью технологий термической обработки, так называемой «сериграфии», можно нанести тонкий графичный    рисунок. И тогда на зеркале  появится контур дерева в японском стиле или пейзаж.
Основная область применения раздвижных дверей — межкомнатные двери или двери шкафов-купе.

Раздвижные механизмы дверей различаются технологически, по способу крепления двери и по тому, каким образом «убирается» дверное полотно: складывается, например, гармошкой или сдвигается целиком, закрепленное в раме. В любом случае использование раздвижных дверей имеет целью экономию места, так как распашные двери требуют перед собой незанятого мебелью пространства.

Информация о работе Искусство витража