Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под словом методика мы имеем ввиду прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. В живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы , целями и направлением современного развития изобразительного искусства.
Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяMicrosoft Office Word.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

1.психолого-педагогические  основы обучения изо школьников  младшего школьного возраста 2.акварельная живопись .материалы и оборудование 3.методика преподавания акварельной живописи

 

 

Курсовая работа

 

 

Методика преподавания акварельной  живописи для детей младшего школьного  возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Введение

Методика как предмет  изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под словом методика мы имеем ввиду прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. В живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы , целями и направлением современного развития изобразительного искусства.

Одна  из главных задач занятий изобразительным  искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно  не только художникам, что изобразительные  навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, врачу-косметологу и многим другим.

С точки зрения Ростовцева Н.Н. можно быть прекрасным художником, но плохим педагогом. Многие большие  художники, выступая в качестве педагогов, оказывались неудачниками только потому, что недооценивали роль методики преподавания. Не зная основных положений  методики, они считали педагогическую работу тяжким бременем и спешили  от нее избавиться, так и не познав самой сути искусства преподавания, не испытав радости творческих поисков и неожиданных открытий.

Методика преподавания живописи теоретически обобщает практический опыт работ, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и  дают наилучшие результаты.

Методика как искусство  преподавания состоит в том что  учитель должен уметь правильно  подойти к ученику, сразу увидеть, в чем он нуждается , и вовремя  оказать ему помощь, особенно к  ученику младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится  большое значение как важному  признаку предметов и явлений.

Становятся актуальными вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности младших школьников.

Учителя, работающие с младшими школьниками, часто затрудняются в  организации процесса обучения изобразительному искусству детей с индивидуально-психологическими особенностями цветовосприятия. Эти трудности связаны с не разработанностью практических методик выявления индивидуально-психологических особенностей восприятия цвета, незнанием методики формирования цветовосприятия у младших школьников, отсутствием педагогически корректной оценки детских работ.

     Решение названной  проблемы приобретает особое  значение в контексте развития  личности ребенка средствами  изобразительного искусства, поскольку  в акварельной живописи цвет несет в себе социально-адаптивную и коммуникативную, художественно-образную, эстетическую, эмоциональную и другие функции.

 Объектом исследования  курсовой работы является методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: содержание, эффективные формы и методы преподавания младшим школьникам акварельной живописи.

 Цель исследования  курсовой работы заключается  в разработке, научном обосновании  специальной методики преподавания  младшим школьникам акварельной живописи на уроках ИЗО .

Задачи курсовой работы:

 Раскрыть теоретические  основы  акварельной живописи, необходимые учителям начальных классов для работы на уроках изобразительного искусства.

 Рассмотреть особенности  живописных материалов , применяемых в начальной школе, и способы работы с ними.

 Изучить возрастные  особенности восприятия и воспроизведения  цвета младшими школьниками. 

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

 изучение и анализ  специальной, психолого-педагогической  и методической литературы;

 наблюдения за учебной  деятельностью младших школьников  в процессе занятий изобразительным искусством;

 беседы с учащимися  и учителями начальных классов;

 изучение, анализ творческих работ учащихся;

1. Эстетика труда и природы, духовного мира человека, его внешнего облика, быта, спорта, художественного творчества – все осваивается учащимися на занятиях изобразительным искусством. При этом учитывается и активизация естественной человеческой реакции на эстетический объект, на реальную культурную жизнь, то есть личные представления школьников о «живой эстетике» окружающей среды. Учитель, ведущий уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе, должен четко представлять, что главная цель преподавания любого вида искусства в общеобразовательных учреждениях – воспитание гуманиста, личность с духовно – эстетическими потребностями, способную к творческому труду в любом виде деятельности, готовую трудиться в новых условиях общественного и индивидуального производства. Эстетическое образовании и воспитание на уроках изобразительного искусства, как правило, включает в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое художественно – эстетическое развитие личности. Важность и необходимость возрастания подрастающего поколения в условиях красоты, любви к прекрасному, высокому подчеркивается и тем вниманием, с которым относились к эстетическому воспитанию философы, педагоги с древнейших времен. Платон, Аристотель, Плутарх Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский выдающиеся деятели утверждали, что на ряду с умственным, физическим, нравственным воспитанием необходимо вырабатывать у личности понимание красоты, эстетическое отношение к действительности, развивать эстетические чувства и вкус и прививать высокие эстетические идеалы и потребности. Декоративная работа развивает эстетический вкус, творческое воображение детей, знакомит их с ролью декоративно – прикладного искусства, творчества народных мастеров в быту. Декоративная работа должна дать школьникам элементарное представление о технической эстетике. Эти занятия открывают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Таким образом, школьники учатся видеть прекрасное.

Одним из основных условий  развития творческой личности младшего школьника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и к искусству, в данном случае к изобразительному искусству) и во всех видах деятельности, Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Младший школьный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие  проявления творчества в художественно-эстетическом развитии младших школьников - организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Чем больше взрослых людей  работает с детьми, тем большее  взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие школьника.

Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Обучение детей изобразительному искусству должно быть ориентировано  на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков, при обучении художественно-эстетической деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. А. Раева. Б. М. Неменский, В. А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.

В процессе обучения формируются  знания, способы действия, развиваются  способности, позволяющие ребенку  реализовать любой замысел. Для  этого знания, умения, формируемые  у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными. Т. е. применимыми  в разных условиях. В противном  случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности.

В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются  мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, эстетические чувства. Все это находит  свое решение при реализации системы  учебно– воспитательных задач, поставленных перед предметом «изобразительное искусство». Программа перед учителем ставит следующие учебно– воспитательные задачи: воспитание у учащихся практических навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнение декоративных рисунков. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого отношения к рисованию.

           Дидактические принципы обучения.

Научные основы обучения находят  свое выражение в дидактических  принципах, представляющих собой систему  основных положений, на которые необходимо опираться при преподавании учебных  предметов. Являясь научными основами процесса обучения в целом, принципы дидактики приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости  от специфики преподаваемого предмета.

Воспитывающие обучение.

Принцип воспитывающего обучения предполагает решение в процессе не только учебных, но и воспитательных задач. Занятие изобразительным  искусством должны способствовать нравственному  и эстетическому воспитанию детей. На уроках рисования развиваются  внимание, память, волевые черты  личности школьника, его умственные и художественные способности. Следуя принципу воспитывающего обучения, преподаватель  не только выбирает у учащихся те или  иные технические навыки, разъясняет термины, законы, понятия, но и рассматривает  каждую учебную задачу широкой перспективы  на общее развитие и воспитание детей. Специфические особенности проведения и всестороннее, содержание уроков рисования с натуры, на темы, декоративного  рисования, уроков бесед об изобразительном  искусстве могут в разной степени  предоставлять возможность для  идейного, нравственного и эстетического  воспитания детей.

Научность обучения.

Принцип научности обучения предполагает, что все сведения, которые сообщает детям учитель  рисования, все умения и навыки, которыми овладевают учащиеся, должны быть научно доказаны и оправданы. Только в этом случае возможно действительно научное  формирование мировоззрения школьника. Принцип научности в обучении изобразительному искусству предусматривает  глубокое изучение законов линейной перспективы, оптики, светотени, композиции, цветоведения. Одно из основных требований принципа научности – точность терминологии. Учителя зачастую неправильно трактуют такие понятия, как линия, контур, тон, цветовая насыщенность, контраст, тональность, смешивая их или произвольно толкуя. Научность обучения требует от учителя хорошей научно-теоретической подготовки, постоянного повышения уровня профессионального мастерства.

Систематичность и последовательность в обучении.

Принцип систематичности  и последовательности в обучении обусловлен как логикой изучаемого материал, так и закономерностями умственного и физического развития детей.

Принцип систематичности  является дидактической основой  процесса обучения, поскольку формирование знаний, умение и навыков обеспечивается всей системой содержания, тесно связанной  системой воспитания, методов и форм и средств обучения. Особое значение приобретает систематичность для  организации педагогических воздействий, обеспечивающих эффективность развития учащихся, а так же для понимания  внутренних процессов развивающего обучения. Систематичность и последовательность усвоения знаний, умений и навыков, требует от учителя ИЗО строго отбора учебного материала, предметов  натуральных постановок и методических наглядных пособий, логической связи  нового материала с пройденными  и с последующими. Не менее важно  устанавливать тесную связь между  теоретическими положениями и их практическим применением в рисунках с натуры, на темы и в декоративных работах.

Сознательность  и активность в обучении.

Сознательность усвоения учебного материала является необходимым  условием его успешного запоминания. Существует целый ряд приемов  и методов, стимулирующих активность учащихся. Один из таких приемов  – подробный анализ учителем целей  и задач урока, учебного задания, объяснение последовательности работы, указание материала, в котором следует  выполнять рисунок. Активность учащихся на уроке способствует и постановка поставленных задач, создание проблемных ситуаций. Учитель должен все время  ставить перед учащимся вопросы, активизируя тем самым их мысль  и направляя внимание на самое  главное и важное на данном этапе  урока.

Доступность обучения.

Принцип доступности обучения основан на необходимости учета  возрастных особенностей развития детей  и означает возможность усвоения школьниками содержания и объема изучаемого материала. Педагог должен учитывать количественные и качественные различия между этапами возрастного  развития. Правильно определенная посильность  обучения способствует активизации  мыслительной деятельности учащихся, содействует ускорению их общего развития. В этом выражается тесная связь и взаимообусловленность  между обучением и развитием, т.е. обучение опирается на уровень  развития ребенка и одновременно способствует повышению этого уровня. Таким образом, осуществляется развивающее  обучение. Доступность обучения предполагает соблюдение дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Информация о работе Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста