Музейная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. История музейное дело в России……………………………………4
1.1 Музейное дело в России ……………………………………………………4
1.2 Перспективы развития музейного дела ………………………………15
Глава 2. Музейная составляющая государственной культурной политики..18
Заключение ………………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Хабаровский государственный  институт искусств и культуры»

 

Факультет социально-культурной и информационной деятельности

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

Реферат на тема:

«Музейная политика в России»

По дисциплине:

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка 423

Тумас Д.В

Работу проверила:

Теньшова О.Н.

Хабаровск 2012 год.

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. История музейное дело в России……………………………………4

1.1 Музейное дело в России ……………………………………………………4

1.2 Перспективы развития музейного дела ………………………………15

Глава 2. Музейная составляющая государственной культурной политики..18

Заключение ………………………………………………………………………27

Список литературы ……………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Музеи занимают определенное место среди социокультурных  институтов сегодняшнего общества, которое  живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора  развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются  и представляются в своеобразной форме предметное и природное  окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения  ретроспективной информации.

Ускорение эволюционной динамики знаний и представлений о реальной среде человека постоянно увеличивает  объем элементов действительности, становящейся не пригодной для современного использования. На опасность естественной при этом утраты ясности самопонимания общество реагирует поисками социальной стабильности и исторического обоснования современности с помощью культивирования музейных предметов как материализованных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры. Как социокультурный институт, развивающийся современным обществом для предотвращения потери предметов, накопленных им в связи со своей культурной ценностью, музеи производят с этими предметами те же процедуры, что библиотеки с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками. Общество не способно спасти эти предметы только одним их коллекционированием.

Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания  непрерывности и преемственности  культуры.

 

 

 

 

 

Глава 1. История музейного дела в России.

 

1.1 Музейное дело в России

В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания  культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно  выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства  и исторических реликвий по религиозно-мистическим  основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими  основаниями выделения предметов  служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем  царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В 14-15 вв. главной  сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы  власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время  татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены  поляками, но позднее восстановлены  Романовыми.

На следующем этапе  возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство  создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки  зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций  и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают  значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному  наследию, начался в России (как  и в Европе) в 19-м в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.

В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального  самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло  количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия  культурного наследия на все более  широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах  играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие  ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более  широкого и глубокого понимания  культурного наследия. Деятельность П. М. Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н. М. Мартьянова, В. И. Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий.

Осознание того, что памятники  искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние  всего народа, требуют государственной  заботы и охраны, произошло в России примерно в начале 20-го в.

Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища  изначально являлись собственностью царской  фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся  к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных  целях, идеологическое воздействие  на посетителя и пр.) определялись путем  экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле.

Следующий этап истории музеев России начался в 1917 г., когда культурные ценности были объявлены достоянием народа, для руководства процессом  их сохранения и использования были созданы специальные органы в  центре и на местах. Именно первые годы советской власти дают наиболее интересные прецеденты выделения особо ценных объектов в культуре. Это были годы, результирующие предыдущий период и  заложившие основы будущего развития. Поэтому так важно извлечь  уроки этих лет.

Деятельность первых организаций  по руководству музейным делом и  охраной памятников базировалась на трех основных позициях: отношение  к музейным ценностям как национальному  достоянию; демократизация музейного  дела как необходимое условие  его развития; неприкосновенность коллекций  музеев. Эти принципы, выработанные в дореволюционный период, на первых порах воплощались в жизнь. Среди  форм работы первых государственных  органов основными были: выдача охранных грамот на коллекции и музеи; прием  коллекций на хранение; обследование имений, усадеб, дворцов, помещений  государственных учреждений с целью  выявления особо ценных предметов  и коллекций. Был подготовлен  список усадеб, которые необходимо взять под охрану. В нем перечислены  впервые особо ценные, по мнению музейных деятелей, объекты: пушкинские места (Михайловское, Тригорское, Петровское, Ярополец, Полотняный завод) и дворцовые ансамбли (Архангельское, Марьино, Отрада и др.). Уже 30 октября (12 ноября) 1917 г. был объявлен музеем Зимний дворец, в 1918 г. были открыты в качестве музеев дворцы Петергофа, Гатчины, Царского Села. Все предложения по музеефикации объектов вносились в органы государственной власти представителями дореволюционной художественной интеллигенции, музейными деятелями, привлеченными к сотрудничеству в музейных органах, и отражали стремление научных и художественных кругов общественности спасти как можно больше. В первой «Инструкции об охране, учете и регистрации памятников старины и искусства вне Петрограда» подчеркивалось, что «деятель на ниве народного просвещения вообще работает не столько для текущего дня, сколько для будущего, и поэтому более чем кто-либо другой должен стремиться сохранить все культурное богатство народа, хотя бы оно могло быть вполне использовано только в будущем». Основной формой охраны ценностей стало объявление их государственной собственностью и превращение их в музеи, предусматривался учет и контроль частных коллекций. Процесс национализации культурных ценностей в России был неодномоментным, проходил постепенно, в результате издания целого ряда декретов и постановлений.

Первоначально собственность  государства, в том числе и  на историко-культурные памятники, складывалась как результат национализации на основе Декрета о земле, провозгласившего конфискацию помещичьих, удельных, монастырских и церковных земель со всем их инвентарем, усадебными постройками  и всеми принадлежностями. Именно поэтому первый список музейных органов  и касался усадеб и имений, которые  по Декрету о земле национализировались  первыми, а их культурным ценностям  угрожала опасность быть утраченными. В 1918 г. принят ряд декретов, в соответствии с которыми были созданы законодательные  основы для конфискации Наркомпросом дворцов и особняков, представлявших научную и культурную ценность.

Национализации подлежали, в первую очередь, самые выдающиеся произведения и коллекции. В условиях революции и гражданской войны  это часто являлось единственной гарантией сохранения культурных ценностей. Первым национализированным музеем явилась Третьяковская галерея. В 1918-1920 гг. были изданы специальные  декреты о национализации коллекций  С. И. Щукина, И. А. Морозова, дома Л. Н. Толстого в Москве и др. Сам факт национализации того или иного собрания означал  признание государством исключительной научной, исторической или художественной ценности данной коллекции и принятия на себя ответственности за сохранность  национализированного. Поэтому коллекционеры  и музейная общественность в эти  годы шли на такое сотрудничество с государством, продолжая работать в создаваемых на базе их коллекций  музеях (И. С. Остроухов, деятели Толстовского общества, о. П. Флоренский, работавший в музейной комиссии Троице-Сергиевской  Лавры и др.).

Создание в системе  Наркомпроса специального органа, централизующего всю работу по музейному делу, явилось воплощением замысла дореволюционных музейных деятелей, составлявших наряду с представителями художественной и научной интеллигенцией кадры работников этого подразделения. В качестве эмиссаров Наркомпроса они выезжали на места для осмотра имений и коллекций, выделения ценностей, которые необходимо поместить в музеи. При этом очередность отбора объектов для национализации, отбора культурных ценностей для организации музеев определялась путем экспертных оценок специалистов, а также угрозой утраты и разрушения их в условиях гражданской войны. Был создан специальный Государственный музейный фонд - организация Наркомпроса, в хранилища которой помещались вывозимые ценности.

Существование в центре и  на местах государственных органов, в которых работали специалисты, было лишь одним из условий сохранения культурного наследия страны. Необходимо было законодательство, юридически закрепляющее отношение к памятникам истории и культуры как ценностям, обеспечивающее их юридическую охрану. Впервые в истории России такие законы были приняты в 1918 г.: «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины» и «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». В них заложены основы государственной охраны историко-культурного наследия как национального достояния с помощью права, юридических норм.

Все это позволило государству  собрать в музеях и хранилищах Государственного музейного фонда  огромные ценности и впервые в  России определить планы музейного  строительства, утвержденные Первой Всероссийской  музейной конференцией 1919 г. Практически  это была первая музейная модернизация, задуманная и обоснованная музейными  деятелями во главе с И. Э. Грабарем.

Предполагалось объединить музеи в государственную сеть, создав систему музеев, вершиной которой  явились бы Эрмитаж и Русский  музей в Петрограде, а в Москве - музеи русского искусства (на базе Третьяковской галереи), народного  искусства и быта, восточного искусства, западноевропейского искусства. Для  создания этих музеев, которые планировались  как сокровищницы общеевропейского и мирового уровня, требовалось не только пополнение их из Государственного музейного фонда, но и перегруппировка  коллекций существующих музеев. В  результате проведения в жизнь этого  плана в 1920 - 1930-е гг. был упразднен  Румянцевский музей, слиты I и II Музеи нового западного искусства, перегруппированы их коллекции и фонды ряда музеев, включая Эрмитаж и национализированные коллекции. В результате возникли как музеи, значение которых выходит за рамки страны, Музей искусств народов Востока, ГМИИ; пополнились коллекциями и расширились Третьяковская галерея и Исторический музей.

В то же время этот исторический прецедент подорвал принцип неприкосновенности коллекций музеев, сложившийся еще  в дореволюционной музейной практике России, а в настоящее время  закрепленный «Кодексом профессиональной этики» (утвержден 15-й Генеральной  ассамблеей ИКОМа в 1986 г.). Это привело в дальнейшем к тому, что изъятие коллекций, пересмотр профиля музея, его реорганизация или упразднение управленческими органами вошли в будни музейной работы и стали восприниматься как само собой разумеющееся, принесли много вреда российскому музейному делу и сохранению культурного наследия.

К 1923 г. была создана музейная сеть Наркомпроса, утвержденная СНК РСФСР: 220 музеев, из них 49 в Москве, 23 в Петрограде и 148 провинциальных. Остальные музеи (около 180) были признаны музеями местного значения и переданы на местный бюджет. Еще одна попытка выделения особо ценных музеев. Но и это количество музеев государство не смогло содержать на централизованные средства и ВЦИКом была создана специальная комиссия по «концентрации музейного имущества». В течение 1923 - 1925 гг. путем анкетного обследования и выездов экспертов на места музеи были изучены и к 1925 г. сеть музеев, финансируемая государством по бюджету, сократилась до 100 музеев и 42 филиалов (присоединенных к выделенным как объединенные). На местном бюджете осталось 143 музея.

Информация о работе Музейная политика в России