Новые советские обряды. Антирелигиозный характер праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:29, реферат

Краткое описание

В год свершения Великой Октябрьской социалистической революции и в грозные годы гражданской войны массовые театрализованные представления и празднеств проводятся во многих городах Советской России. Эти представления и празднества, объединявшие тысячи активных участников и десятки тысяч зрителей, обычно назывались действами, обрядами, мистериями, инсценировками.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_prazdniki.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат

по истории праздничной  культуры

на тему:

«Новые советские обряды. Антирелигиозный характер праздника».

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В год свершения Великой  Октябрьской социалистической революции  и в грозные годы гражданской  войны массовые театрализованные представления  и празднеств проводятся во многих городах Советской России. Эти представления и празднества, объединявшие тысячи активных участников и десятки тысяч зрителей, обычно назывались действами, обрядами, мистериями, инсценировками.

Антирелигиозные праздники 1920-1930 годов.

 

20-е годы насыщены не только организованной сверху, но и самодеятельной, идущей внизу, многообразной антирелигиозной деятельностью, (далеко не всегда плодотворной). Распространенные в те времена формы борьбы с религией, такие, как антирелигиозные митинги, демонстрации, карнавалы, шествия с карикатурами на богов и духовенство, антирелигиозные дни, недели, комсомольское рождество, комсомольская пасха и т.д., видимо, не достигали желанной цели - скорейшего преодоления религиозных предрассудков. Кстати, В. И. Ленин не одобрял подобных радикальных методов борьбы с религией. В письме Молотову он обращает внимание на то, что в печати опубликован циркуляр ЦК насчет 1 мая, и там сказано: "разоблачать ложь религии". Ленин пишет: "Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии". Атеисты дискутировали со служителями культа, читали лекции с демонстрацией опытов, разоблачающих религиозные "чудеса". Создавались новые праздники и обряды, призванные вытеснить религиозные ритуалы, ставились антирелигиозные спектакли. Нередко уровень этих мероприятий был низок: в дело борьбы с религией были втянуты во многом необразованные люди, имевшие скудные представления не только о достижениях мировой и отечественной культуры, но и о религии. Многие интеллектуалы, которые могли бы содействовать приумножению и распространению всемирного культурного опыта, оказались не у дел: часть их не привлекалась к этому ввиду приверженности религиозным взглядам, часть уехала за рубеж, и лишь немногие из них смогли внести вклад в науку о религии и атеизме. Выходцы же из рабочего класса и крестьянства, вставшие в ряды новой интеллигенции, отрицательно относясь к дореволюционной культуре как культуре дворянско-буржуазной элиты, не имели возможности в столь короткий исторический срок в полной мере овладеть научными навыками, категориальным аппаратом, атеистическими традициями. Из всех форм общественного сознания в этот период на первый план выдвинулась политика; мораль, искусство, философия и даже наука соотносились во многих случаях с потребностями политики. Это способствовало упрощенному восприятию проблем культуры в целом, несмотря на усилия новой власти по преодолению неграмотности населения и включению его в сферу всемирной культуры.

В 20-е годы началось массовое закрытие церквей и монастырей. Одной из причин этого было отделение церкви от государства: оно теперь не субсидировало  церковь, содержать ее должны были сами прихожане. Верующие далеко не всегда были готовы тратить собственные  деньги на содержание священников и  храмов. Во многих местах (особенно в  сельской местности) церковные здания не воспринимались как памятники  архитектуры, - в качестве таковых  ими не очень дорожили, используя  их не только в качестве помещений  для школ, изб-читален, музеев, клубов, но и в качестве колхозных складов, общежитии и даже тюрем. В процессе антирелигиозной деятельности нередко  оскорблялись чувства верующих, чему способствовала практика некоторых  атеистических изданий, например, иллюстрированных изданий "Безбожник у станка" и "Вавилонская башня", где в  примитивной, издевательской форме  изображались персонажи различных религий и раздавались призывы к сожжению религиозных книг и икон.

Вместе с тем, в государственных  и партийных документах содержались  требования относиться с уважением  к религиозным чувствам, не разрушать  памятники культуры. Нарком просвещения Луначарский в работе "Почему мы охраняем церковные ценности" (1926) писал, что революция "развертывала и слепые разрушительные силы", но "среди волн разбушевавшегося народа, часто совершенно невежественного и голодного, выпрямившего спину с чувством неугасимой мести, ... среди всего этого хаоса мы сумели сохранить наши музеи,... сохранить с минимальными потерями все огромное архитектурное, скульптурное, живописное, художественно-промышленное достояние прошлого". Надо сказать, что в 30-е годы многие церковные здания (в том числе храм Христа-Спасителя) были снесены не столько по идеологическим, сколько по архитектурным соображениям.

Среда просвещенных атеистов не была однородной по уровню теоретической  грамотности и по выбору средств  и методов атеистической пропаганды, что отражало социальную неоднородность общества. В 20-е годы шла полемика (в основном на страницах журнала "Антирелигиозник") между вульгаризированным, экстремистским, и научным подходами к религии. Экстремистский, авантюристический подход к религии был выражением мелкобуржуазной психологии. Его основная задача усматривалась в "зорком наблюдении за врагами - попами и сектантами", в повсеместном закрытии церквей и мечетей. Известный в те годы атеист Ф. Путинцев заметил по поводу экстремистски настроенного Галактионова, "исследовавшего глубину чрева богородицы и причину ее девственности с классовой точки зрения" и требовавшего закрытия церквей: "Ни один провокатор- белогвардеец другого не посоветовал бы Галактионову, как закрыть в течение девяти месяцев все церкви и мечети". Галактионов в статье "По-большевистски развернем борьбу с религией" (1930) обвинил Центральный Совет СВБ в непонимании классовой роли религии, в стремлении соблюдать "осторожность, осторожность, осторожность без конца" и выступил против Ярославского, который считал, что можно пропагандировать материалистическое, научное, мировоззрение и без подчеркивания классовой роли религии.

 


Антирелигиозные праздники 1950-1960 годов.

.

В 50—60-х годах общественностью  нашей страны был вновь поставлен  вопрос о новых гражданских праздниках и обрядах. Дело в том, что их развитие в силу объективных причин (главным  образом из-за Великой Отечественной  войны 1941—1945 гг.) было прервано.

В ходе прошедших дискуссий' по вопросам создания новой гражданской  обрядности выяснилось, что ее социально-этическая  функция шире антирелигиозной, что  гражданская обрядность выступает  как важное средство коммунистического  воспитания, внося достойный вклад  в формирование нового человека, утверждая  ценности советского образа жизни и  являясь элементом социалистической культуры. Это был существенный шаг  вперед по   сравнению  с   пониманием   вопроса   в   20-х   годах.

Такое отношение к обрядности возникло не случайно. Оно было обусловлено  коренными переменами в области  экономики, социальных и национальных отношений, в сфере материального  благосостояния, культуры, быта, духовной зрелости советских людей. Произошел  новый качественный скачок в создании материально-технической базы коммунизма, в повышении уровня жизни народа. Повысились эффективность производства и производительность труда, существенно  изменился и характер труда.



 

В ходе строительства социалистического  общества закаляются дружба и братство народов нашей страны. Глубокий интернационализм, крепнущая день ото дня дружба народов СССР — закономерный результат  процесса интернационализации общественной жизни, дальнейшего сближения и  расцвета социальной и духовной жизни  наций и народностей, населяющих Советский Союз, глубокого взаимопроникновения' и взаимовлияния национальных культур. Господство идеологии интернационализма  и дружбы в общественном сознании народов СССР тесно связано с  формированием новой исторической общности людей — советского народа. Нелишне вспомнить, что основы образования  единого союзного Советского государства  были закреплены еще Конституцией СССР 1924 г. Рост единства многонационального Советского государства отразила Конституция  СССР 1936 г. Она законодательно закрепила  победу в СССР социалистических общественных отношений. В год 60-летия Великого Октября Верховный Совет СССР, выражая единую волю всего народа, принял Новую Советскую Конституцию  — Основной Закон первого в  мире общенародного социалистического  государства. В ознаменование этого события Верховный Совет СССР постановил объявить день 7 октября всенародным праздником — Днем Конституции СССР, Духом гуманизма и заботой о человеке пронизана каждая   строка   Новой   Советской   Конституции,   которая закрепила растущее сближение всех классов и социальных групп, всех наций и народностей и образование исторически новой социальной и интернациональной общности людей — советского народа.

Когда по желанию трудящихся в 60-е годы стали повсеместно открываться  Дворцы бракосочетания, Дома счастья, они сразу же привлекли к себе внимание, вызвали интерес и за рубежом. В Книге почетных гостей Ленинградского Дворца торжественной  регистрации рождений «Малютка»  можно встретить запись одного из профессоров Лондонского университета: «Этот Дворец имеет общечеловеческое значение, являясь образцом того подлинного гуманизма, по которому должно строиться общество». За прошедшие годы в стране сложилась система праздников и обрядов, получившая одобрение и поддержку трудящихся. Это — общегосударственные советские и международные революционные праздники: годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, праздник Международной солидарности трудящихся день 1 Мая, День Победы 9 Мая, Международный женский день 8 Марта и др. Широко отмечаются трудовые праздники, как, например, День оленеводов, Праздник урожая, посвящения в рабочие профессии и т. д. Популярностью пользуются различные гражданские и семейно-бытовые праздники и обряды, связанные с торжественными и важнейшими событиями в жизни человека (вручение паспорта, проводы в армию, бракосочетание и др.), а также праздники календарного цикла (Новый год, проводы зимы, навруз и т. д.). Все они стали выражением духовных и нравственных потребностей советских людей. Социалистические общественные отношения, объективный процесс интернационализации всех сторон общественной жизни, национальная политика партии и правительства нашей страны создали самые благоприятные условия для сближения социалистических наций и народностей, расцвета новых национальных культурных традиций. Пример тому — декады литературы, искусства и культуры братских народов СССР. Во всех союзных республиках эти декады пользуются любовью среди трудящихся. Кинофестивали, выступления народных ансамблей, самодеятельных коллективов, праздники национальных танцев ,и песен, творческие встречи с деятелями культуры, праздничные фестивали молодежи, вечера дружбы между народами — все это есть выражение многообразных нравственно-культурных и эмоциональных связей всех советских наций и народностей. Интернационализмом и дружбой народов пронизаны молодежные праздники. Например, в Летних днях молодежи в Прибалтике принимают участие латыши, русские, эстонцы, литовцы, украинцы, белорусы — все, кто стоит на пороге совершеннолетия. Стали традиционными интернациональные встречи молодежи Закавказья на Красном мосту, проложенном через р. Куру. По установившейся традиции сюда приходят лучшие представители молодежи Азербайджана, Грузии и Армении, рапортуя на этих встречах о своих трудовых свершениях.

Широкий обмен духовными  ценностями  между народами нашей страны обогащает единую   советскую   культуру, размыкает национальные рамки кругозора и культуры, поднимает сознание советского человека ко все более высоким ступеням мировоззрения, основанного на передовом социальном знании и подлинно гуманистических идеалах.

Новые праздники и обряды в структуре советского образа жизни  несут определенные функции:

-они утверждают коммунистические  идеалы,

-социальные и духовные  ценности социалистического образа  жизни; 

-стали своеобразным социальным  механизмом обеспечения духовной  преемственности между поколениями,  средством передачи социальных  и нравственных ценностей новым  поколениям советских людей:являются средством борьбы с антиподами коммунистической морали, с пережитками прошлого в сознании и поведении людей, тем самым способствуя совершенствованию советского образа жизни.

Все эти функции советской  обрядности тесно связаны между  собой. Их нельзя противопоставлять  друг другу, не впадая в односторонность. Отрицание старого немыслимо  без утверждения нового, и наоборот.

Вряд ли можно согласиться  с мнением некоторых исследователей, утверждавших, что развитие советской  обрядности в 50—60-х годах в отличие  от 20-х годов не преследовало непосредственно  цели вытеснения религиозных обрядов. Напротив, утверждение новой обрядности в те годы началось на фоне преодоления общих недостатков в атеистическом воспитании.

Атеистическую функцию новых  праздников и обрядов нельзя недооценивать, если учесть, что религия держится в быту населения прежде всего обрядовой стороной, что преодоление религиозной обрядности еще далеко не закончено. И в настоящее время различные религиозные обряды и обычаи проявляют определенную живучесть. Их соблюдают не только верующие, но и неверующие люди, мировоззренчески незрелые, индифферентные в вопросах религии и атеизма. Часть из них считает старые религиозные обычаи и обряды национальными. Особенно это касается регионов распространения ислама. Обыденное сознание некоторой части населения не успевает осваивать стремительные изменения, вызванные научно-технической революцией, требующей иного видения мира. Вспоминаются размышления писателя В. Шкловского о    воздействии    социальной    революции    на    человека: «Революция все изменяет с тройной скоростью всадника, пересекающего страну, но души она изменяет не мгновенно. В противном случае это не точка зрения революционера, это точка зрения христианина».

Информация о работе Новые советские обряды. Антирелигиозный характер праздника