Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:29, реферат
В год свершения Великой Октябрьской социалистической революции и в грозные годы гражданской войны массовые театрализованные представления и празднеств проводятся во многих городах Советской России. Эти представления и празднества, объединявшие тысячи активных участников и десятки тысяч зрителей, обычно назывались действами, обрядами, мистериями, инсценировками.
Реферат
по истории праздничной культуры
на тему:
«Новые советские обряды. Антирелигиозный характер праздника».
Введение.
В год свершения Великой Октябрьской социалистической революции и в грозные годы гражданской войны массовые театрализованные представления и празднеств проводятся во многих городах Советской России. Эти представления и празднества, объединявшие тысячи активных участников и десятки тысяч зрителей, обычно назывались действами, обрядами, мистериями, инсценировками.
Антирелигиозные праздники 1920-1930 годов.
20-е годы насыщены не только организованной сверху, но и самодеятельной, идущей внизу, многообразной антирелигиозной деятельностью, (далеко не всегда плодотворной). Распространенные в те времена формы борьбы с религией, такие, как антирелигиозные митинги, демонстрации, карнавалы, шествия с карикатурами на богов и духовенство, антирелигиозные дни, недели, комсомольское рождество, комсомольская пасха и т.д., видимо, не достигали желанной цели - скорейшего преодоления религиозных предрассудков. Кстати, В. И. Ленин не одобрял подобных радикальных методов борьбы с религией. В письме Молотову он обращает внимание на то, что в печати опубликован циркуляр ЦК насчет 1 мая, и там сказано: "разоблачать ложь религии". Ленин пишет: "Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии". Атеисты дискутировали со служителями культа, читали лекции с демонстрацией опытов, разоблачающих религиозные "чудеса". Создавались новые праздники и обряды, призванные вытеснить религиозные ритуалы, ставились антирелигиозные спектакли. Нередко уровень этих мероприятий был низок: в дело борьбы с религией были втянуты во многом необразованные люди, имевшие скудные представления не только о достижениях мировой и отечественной культуры, но и о религии. Многие интеллектуалы, которые могли бы содействовать приумножению и распространению всемирного культурного опыта, оказались не у дел: часть их не привлекалась к этому ввиду приверженности религиозным взглядам, часть уехала за рубеж, и лишь немногие из них смогли внести вклад в науку о религии и атеизме. Выходцы же из рабочего класса и крестьянства, вставшие в ряды новой интеллигенции, отрицательно относясь к дореволюционной культуре как культуре дворянско-буржуазной элиты, не имели возможности в столь короткий исторический срок в полной мере овладеть научными навыками, категориальным аппаратом, атеистическими традициями. Из всех форм общественного сознания в этот период на первый план выдвинулась политика; мораль, искусство, философия и даже наука соотносились во многих случаях с потребностями политики. Это способствовало упрощенному восприятию проблем культуры в целом, несмотря на усилия новой власти по преодолению неграмотности населения и включению его в сферу всемирной культуры.
В 20-е годы началось массовое закрытие церквей и монастырей. Одной из причин этого было отделение церкви от государства: оно теперь не субсидировало церковь, содержать ее должны были сами прихожане. Верующие далеко не всегда были готовы тратить собственные деньги на содержание священников и храмов. Во многих местах (особенно в сельской местности) церковные здания не воспринимались как памятники архитектуры, - в качестве таковых ими не очень дорожили, используя их не только в качестве помещений для школ, изб-читален, музеев, клубов, но и в качестве колхозных складов, общежитии и даже тюрем. В процессе антирелигиозной деятельности нередко оскорблялись чувства верующих, чему способствовала практика некоторых атеистических изданий, например, иллюстрированных изданий "Безбожник у станка" и "Вавилонская башня", где в примитивной, издевательской форме изображались персонажи различных религий и раздавались призывы к сожжению религиозных книг и икон.
Вместе с тем, в государственных и партийных документах содержались требования относиться с уважением к религиозным чувствам, не разрушать памятники культуры. Нарком просвещения Луначарский в работе "Почему мы охраняем церковные ценности" (1926) писал, что революция "развертывала и слепые разрушительные силы", но "среди волн разбушевавшегося народа, часто совершенно невежественного и голодного, выпрямившего спину с чувством неугасимой мести, ... среди всего этого хаоса мы сумели сохранить наши музеи,... сохранить с минимальными потерями все огромное архитектурное, скульптурное, живописное, художественно-промышленное достояние прошлого". Надо сказать, что в 30-е годы многие церковные здания (в том числе храм Христа-Спасителя) были снесены не столько по идеологическим, сколько по архитектурным соображениям.
Среда просвещенных атеистов не была
однородной по уровню теоретической
грамотности и по выбору средств
и методов атеистической
Антирелигиозные праздники 1950-1960 годов. .
|
В ходе строительства
Когда по желанию трудящихся
в 60-е годы стали повсеместно открываться
Дворцы бракосочетания, Дома счастья,
они сразу же привлекли к себе
внимание, вызвали интерес и за
рубежом. В Книге почетных гостей
Ленинградского Дворца торжественной
регистрации рождений «Малютка»
можно встретить запись одного из
профессоров Лондонского
Широкий обмен духовными ценностями между народами нашей страны обогащает единую советскую культуру, размыкает национальные рамки кругозора и культуры, поднимает сознание советского человека ко все более высоким ступеням мировоззрения, основанного на передовом социальном знании и подлинно гуманистических идеалах.
Новые праздники и обряды в структуре советского образа жизни несут определенные функции:
-они утверждают
-социальные и духовные
ценности социалистического
-стали своеобразным
Все эти функции советской обрядности тесно связаны между собой. Их нельзя противопоставлять друг другу, не впадая в односторонность. Отрицание старого немыслимо без утверждения нового, и наоборот.
Вряд ли можно согласиться
с мнением некоторых
Атеистическую функцию новых праздников и обрядов нельзя недооценивать, если учесть, что религия держится в быту населения прежде всего обрядовой стороной, что преодоление религиозной обрядности еще далеко не закончено. И в настоящее время различные религиозные обряды и обычаи проявляют определенную живучесть. Их соблюдают не только верующие, но и неверующие люди, мировоззренчески незрелые, индифферентные в вопросах религии и атеизма. Часть из них считает старые религиозные обычаи и обряды национальными. Особенно это касается регионов распространения ислама. Обыденное сознание некоторой части населения не успевает осваивать стремительные изменения, вызванные научно-технической революцией, требующей иного видения мира. Вспоминаются размышления писателя В. Шкловского о воздействии социальной революции на человека: «Революция все изменяет с тройной скоростью всадника, пересекающего страну, но души она изменяет не мгновенно. В противном случае это не точка зрения революционера, это точка зрения христианина».
Информация о работе Новые советские обряды. Антирелигиозный характер праздника