Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа
Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………
.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО ТО «ТУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
тема: «Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании»
Специальность 050704 -
Дошкольное образование
Курс 6, группа 1
Форма обучения: заочная
Руководитель:
Кубарькова Наталия Валентиновна
Рецензент:
Павлова Татьяна Михайловна
Тула, 2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление
уровня сформированности
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы ……………………………………………………………...76
Приложение ..............................
Введение
Одним из важнейших средств эстетического художественного развития исследователи выделяют изобразительную деятельность. Многие искусствоведы, педагоги, психологи определяют её как художественно-творческую деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.
Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием передавать их в рисунке, но и тем, как ребенок владеет средствами изображения. Усвоенные технические приемы, способы изображения, средства выразительности способствуют развитию творчества. Их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений, степень изобразительных способностей влияют на степень выразительности художественного образа.
Ребёнок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Но ему ещё многое нужно освоить, например, доступные приёмы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трёхмерном пространстве.
Поэтому для создания рисунка ребёнку необходимы определённые композиционные умения и навыки.
- композицией в более узком значении этого слова (организованное распределение изображаемых форм на плоскости);
- а также композицией, включающей в себя другие компоненты (смысл и конструктивная сторона композиции; правила, касающиеся формата бумаги; выделение главного в рисунке; пропорциональное соотношение предметов; выбор масштаба рисунка; соблюдение чувства симметрии и ритма; нахождение композиционного центра).
Создание изображения требует целого ряда знаний, навыков и умений. Психологи Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., Кузин В.С. понимают под умением промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо знании. Формируются умения путём упражнений, что создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Коджаспирова Г.М., Межериков В.А. указывают, что умения – способность быстро, точно и сознательно выполнять определённые действия на основе усвоенных знаний и приобретённых навыков.
Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками, но в целом умения представляют собой не полностью доведённые до автоматизма действия и операции, поэтому их выполнение необходимо сознательно контролировать.
Навыки - автоматизированные умения, выражающиеся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Навык формируется в результате многократного выполнения определенных действий.
В дошкольном возрасте дети обучаются различным видам рисования, в частности это предметное, сюжетное и декоративное рисование. Однако наиболее эффективным средством формирования композиционных умений является декоративное рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Усова А.П., Флерина Е.И., Сакулина Н.П. не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному, ритмичному, симметричному. Именно поэтому народное искусство близко и понятно дошкольникам. В программе обучения и воспитания детей в детском саду под ред. М.А. Васильевой достаточно четко определены элементы, которые может освоить ребенок к средней группе. По существу, это элементы дымковской росписи. Предельная обобщенность силуэта, острая подчеркнутость деталей, яркая орнаментальная роспись, четкая композиция и ритмическая организация дают возможность воспитателю сформировать у детей среднего дошкольного возраста основные композиционные умения.
В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. В учебном пособии под редакцией Костерина Н. П. приводиться следующее определение композиции «Композиция –
такая организация картинной плоскости, при которой устанавливаются закономерные, согласованные отношения между картинной плоскостью и изображением».
Формирование композиционных умений - одна из важных педагогических проблем, требующая решения как на теоретическом, так и на практическом уровне. Изучением данной проблемы занимались многие исследователи, в частности В.Ф. Котляр, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г. В. Лабунская, Н.П. Сакулина, М.А. Раева, и другие. Все ученые отмечали важность овладения детьми дошкольного возраста композиционными умениями. В исследовании Г.А. Подкурганной впервые разработано содержание обучения детей дошкольного возраста основам композиции для детей 4-5 лет и показаны большие возможности дошкольников в овладении композиционными умениями как важнейшим компонентом художественной формы.
В выпускной квалификационной работе предпринималась попытка в ходе опытно-экспериментальной работы выделить наиболее эффективные педагогические условия формирования композиционных умений в рисовании и описать их.
Объект исследования: художественное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
3. Организовать
опытно – экспериментальную
4. Выявить динамику
формирования композиционных
Исходя из цели и задач исследования можно определить методы последующей работы:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Анализ рисунков детей.
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в рисовании
В психолого-педагогической литературе общепринятой является трактовка понятия «умение» как компонента деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, А.Н.Леонтьев, Г.Г.Граник и др.). Для конкретизации понятия «умение» был проведен контент-анализ существующих исследований, результаты которого представлены в Таблице 1.
исследователь |
трактовка понятия «умение» |
М.Н.Скаткин |
Действие, состоящее из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель |
И.Я.Лернер |
Способ действия, который состоит из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель, и усвоенного до степени готовности применять его в вариативных ситуациях |
А.В.Петровский |
Владение сложной системой психических практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками |
А.Н.Леонтьев |
Процесс использования имеющихся знаний и навыков для достижения какой-либо деятельности. Умение выступает как перенос действий в измененные условия |
В Российской педагогической энциклопедии приводится следующее определении: «Умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков». Умение является промежуточными этапом овладения новым способом действия, основанным на каком либо правиле (знании) и соответствии правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. [30, С.5 Петровский, А.В. Общая психология]. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием. По мнению А.В.Петровского, умение – способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. Навык – это сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Умение в отличие от навыков всегда опирается на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включает в себя процессы образного мышления и воображения. Сознательный контроль – это главное, что отличает умение от навыка. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности, с сохранением позитивных результатов работы.