Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников ведению работы по цветоведению.
Предмет – методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использования методов и приёмов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах.
3. Определить направления деятельности учителя начальных классов по использованию методов и приёмов обучения основам цветоведения и применение его в образовательном процессе в период педагогической практики.
4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам цветоведения обучаемых в начальных классах на уроках изобразительного искусства.
Для реализации цели и задач исследования применялись теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме. Эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в начальной школе, изучение опыта работы учителя, связанной с данной проблемой.
В основу работы положены материалы книги Сокольниковой Н.Н. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» в которых подробно рассматриваются все элементы цветоведения; Павлик К.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», где даются рекомендации по обучению младших школьников основам цветоведения; Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве» и другие педагогические издания.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.1 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.2 Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе
2.1 Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
2.2 Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Содержание

 

 

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические аспекты  обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе

 

1.1 Общее понятие о цвете  и его значение в образовательно-воспитательном  процессе на уроках изобразительного  искусства в начальной школе

 

1.2 Сущность и теоретические  основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства

 

Глава 2. Практические аспекты  использования методики организации  и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе

 

2.1 Приемы и методы обучения  основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе

 

2.2 Эффективность приемов  и методов обучения основам  цветоведения на уроках изобразительного искусства

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

Цвет, цветовые сочетания  красок – это важнейшие художественно-выразительные  средства живописи, которые формируют  духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

 

В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного  использования нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов  и идеалов в целях духовного  развития личности.

 

Школа – важная ступень  в формировании личности. Она много  делает в развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения  к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого  воображения у школьников. Рисунок  и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных  явлений в жизни.

 

Живопись – искусство  цвета и главным средством  выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные  ассоциации, усиливать эмоциональность  изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные  чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета  младшие школьники познают на уроках по цветоведению.

 

Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

 

Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.

 

Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

 

Но все же, в преподавании изобразительного искусства в начальной  школе порой возникает ряд  проблем, связанных с тем, что  дети, не имея достаточных навыков  работы цветом, закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых  случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление  закраски рисунка иногда носит стихийный  характер. Если детей не учить изобразительной  грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

 

Поэтому учителю начальных  классов очень важно, начиная  уже с первых уроков, не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые навыки рисования, на основе изучения законов  реалистического изображения, в  доступной для них форме.

 

Из всего этого ясно, что учитель сам, прежде всего, должен хорошо разбираться в вопросах перспективы, светотени, цветоведения. Тогда он сможет научить детей рисовать предметы с учетом точки зрения, передать их величину по мере удаления, а также подобрать цвет для данного задания, грамотно объяснив значение хроматических и ахроматических, теплых и холодных, основных и составных цветов и оттенков, цветового тона, влияние цвета на цвет и на настроение человека.

 

Поэтому не случайно нами выбрана  тема выпускной квалификационной работы «Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства».

 

Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов  обучения младших школьников основам  цветоведения на уроках изобразительного искусства.

 

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников ведению работы по цветоведению.

 

Предмет – методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

 

Задачи:

 

1.  Дать психолого-педагогическое  обоснование организации и использования  методов и приёмов обучения  основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

 

2.  Охарактеризовать и  раскрыть сущность и особенности  организации методики обучения  цветоведению на уроках рисования в начальных классах.

 

3.  Определить направления  деятельности учителя начальных  классов по использованию методов  и приёмов обучения основам  цветоведения и применение его в образовательном процессе в период педагогической практики.

 

4.  Разработать систему  методов и приёмов реализации  обучения основам цветоведения обучаемых в начальных классах на уроках изобразительного искусства.

 

Для реализации цели и задач  исследования применялись теоретические  методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме. Эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в начальной школе, изучение опыта работы учителя, связанной с данной проблемой.

 

В основу работы положены материалы  книги Сокольниковой Н.Н. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства  и художественного проектирования»  в которых подробно рассматриваются  все элементы цветоведения; Павлик К.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», где даются рекомендации по обучению младших школьников основам цветоведения; Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве» и другие педагогические издания.

 

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Во введении обосновывается актуальность исследования, разработан научный аппарат.

 

В 1 главе раскрыты теоретические  аспекты организации и проведения уроков по обучению основам цветоведения в начальных классах.

 

Во 2 главе раскрыты практические аспекты обучения младших школьников основам цветоведения, представлен анализ работы учителя начальных классов по организации и проведению уроков по цветоведению, разработан комплект методических материалов, обеспечивающий проведение уроков по основам цветоведения в начальной школе и результат работы по их реализации в период педагогической практики.

 

В заключении сделаны выводы по итогам исследования.

 

В списке литературы насчитывается 33 источника.

 

Курсовая работа состоит  из 43 страниц.

 

 

Глава 1. Теоретико-методические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе

 

урок изобразительный  искусство цветоведение младший

 

1.1 Общее понятие о цвете  и его значение в образовательно-воспитательном  процессе на уроках изобразительного  искусства в начальной школе

 

Мир изобразительного искусства  полон цвета. Он насыщен цветом, как  волшебная мозаичная чаща, которая  сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски  предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.

 

Колористка, как наука  о цвете, включает сведения о природе  цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она  опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его  восприятия и одновременно учитывает  представления общества о культуре цвета. (2)

 

В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.

 

Наука о цвете возникла давно. Шаг за шагом человек хотел  овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще  не выделяли из цельной, синкретично  воспринимаемой картины мира, но уже  тогда возник и широко использовался  определенный цветовой язык.

 

В странах Древнего Востока  существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом приобрело новые формы. В эпоху  античности цвет впервые стал рассматриваться  как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий  философ Аристотель пытался объяснить  происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит в русле  метафизических религиозных учений.

 

Европейский Ренессанс снимает  приобретенный во времена средневековья  мистический покров с проблемы изучения цвета. Альберти и Леонардо да Винчи  смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают законы взаимодействия цвета  и света, зрительного восприятия, цветовой индукции, предлагают новое  толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате  о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое  практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый – черный, синий – желтый, красный – зеленый.» Именно тогда фактически зародилась наука о цвете. (24)

 

Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.

 

И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее значение для живописи. (12)

 

М.В.Ломоносов предложил  гипотезу трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценности и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс. (31)

 

Крупные открытия в области  цвета происходят в XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.) (24)

Информация о работе Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства