Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:57, реферат
Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания позволяют добиться различных эффектов в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен. Техника цвета - это высшая математика для художника; у каждого мастера свои методы решения задач, но без “арифметики”, то есть без знаний строгих закономерностей теории цвета, совершенства не достичь.
Негосударственное образовательное учреждение
«Учебно-производственный комбинат сервиса»
Реферат на тему
«Цветовой круг, двухцветное сочетание»
Учащегося: Салангина О.В.
Группа № 43
Мастер п/о Гришина О.А.
г. Омск
Введение
Цветоведение — это наука о цвете,
а все видимые нами цвета делятся на хроматические,
и ахроматические.
Ахроматическими (бесцветными) цветами называют чистый белый, все оттенки
серого и черные цвета. Они отличаются
друг от друга только тем , что одни светлее,
другие темнее.
Хроматическими (цветными) цветами называют цвета, отличающие
друг от друга цветовым тоном и насыщенностью.
К хроматическим относятся все цвета солнечного
спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый (все они знакомы
всем нам еще с детства по обычной радуге).
Строгих законов цветовой
гармонии не существует: одни и те же сочетания
позволяют добиться различных эффектов
в зависимости от соотношения в композиции
цветов, порядка их чередования, а также
от размеров и формы цветовых пятен. Техника
цвета - это высшая математика для художника;
у каждого мастера свои методы решения
задач, но без “арифметики”, то есть без
знаний строгих закономерностей теории
цвета, совершенства не достичь.
Цветовой круг служит для построения цветовых сочетаний, помогает определять величины цветовых контрастов, составлять контрастные, нюансные гармонии двух, трех и более многочисленных цветосочетаний. Как пользоваться цветовым кругом Поставьте точку на круге, на месте выбранного вами цвета. Цвета, соответствующие выбранному основному, будут находится на равном расстоянии от основного. Соединив эти точки, получите равносторонний треугольник, поворачивая треугольник вокруг оси – подбирают совместимые цвета. Можно подбирать цвета расположенные в круге друг напротив друга. Гармоничные композиции Цвета одной тональности — цвета соседние в цветовом круге. Не следует использовать слишком много цветов. Можно ограничится двумя-тремя, и получится элегантная, спокойная композиция. 1.Красный—оранжевый Контрастные композиции Контрастные и дополнительные цвета — прямые противоположности в цветовом круге. Контрастность имеет отношение не только к яркости, она свойственна и цветовым сочетаниям. Цвета, создающие этот эффект, парны. Контрастные цвета: зеленый — малиновый красный — голубой оранжевый — синий желтый — фиолетовый Сочетание контрастных цветов создает вибрацию, живой драматический эффект, повышает жизненный тонус. Если контрастные тона поместить рядом, они взаимно усиливают друг друга и могут создавать довольно резкие сочетания. Поэтому пользоваться ими надо очень осторожно. Приглушенные оттенки этих цветов дают очень красивые созвучия. Контрастные цвета не должны подавлять друг друга. Лучше использовать контрастные цвета в разных объемах, то есть одного цвета должно быть гораздо больше, чем другого. Выигрышно смотрятся сочетания пастельных цветов. |
Если добавить к
цветам спектра пурпурный цвет (смесь
крайних его цветов – красного
и фиолетового) то можно замкнуть
линейный спектр в кольцо, получив цветовой круг.
При помощи этого цветового
круга попробуем разобраться в закономерностях
взаимодействия цветов.
Разделив цветовой круг пополам по диаметру
пурпурный, — зеленый, получаем группу
холодных и группу теплых цветов. Холодными
принято называть цвета, в которых ощущается
примесь голубого цвета, а теплыми—примесь
желтого. Это определение условно, но при
колорировании, подборе красок оно имеет
большое значение. Многие краски могут
быть и холодными, и теплыми. Ярче всего
это прослеживается на примере зеленого
цвета: с примесью голубого или синего
он становится голубовато-зеленым, т. е.
холодным, а с примесью желтого — желто-зеленым,
т. е. теплым.
Этот пример показывает еще одно интересное
и нужное художнику свойство цветов, соседствующих
в цветовом круге. Как известно из практики,
при их смешивании получаются более насыщенные
тона. И наоборот, чем дальше цвета отстоят
друг от друга, тем менее насыщенными получаются
их смеси.
Основные цвета
Главные, основные, цвета на цветовом круге:
красный, желтый, синий. На то они и основные,
что составляют основу цветового круга.
Имея в руках краски только этих цветов
плюс белый и черный, опытный художник
создаст все остальные цвета (при условии,
что три основных цвета будут радужной
чистоты, без примесей).
Составные
цвета
Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый,
оранжевый. Получаются путем смешивания
попарно трех основных цветов: красного,
желтого и синего. Например, при смешении
желтого и синего - получается зеленый.
Составных цветов всего три: оранжевый,
зеленый и фиолетовый.
Сложные цвета
Сложные цвета получаются путем смешивания
трех составных цветов с рядом лежащими
основными. Например: оранжевый плюс желтый:
получается желто-оранжевый. Таких цветов
уже шесть. Триада сложных цветов может
быть одной из этих комбинаций:
• красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый;
• сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый
На цветовом круге все они находятся на
одинаковом расстоянии друг от друга,
занимая промежуточное положение между
составными цветами.
Затемняя или осветляя эти цвета в той
или иной степени, мы получаем всю возможную
гамму цветов.
На основном цветовом круге сложные цвета
представлены (насколько это возможно)
без осветления или затемнения, путем
смешивания цветов в равной пропорции.
Если же пропорции цветов для смешивания
менять по своему усмотрению и дополнительно
еще и осветлять либо затемнять цвета,
то в итоге мы получим всю градацию цветов,
представленную на полном цветовом круге
и даже более того.
Цветовой круг является одним из основных
инструментов, помогающих найти согласованные,
гармоничные сочетания цветов. Он может
здорово нам помочь, в том случае, когда
мы затрудняемся подобрать цвета «на глаз».
Так в чем он может нам помочь?
Цветовой круг показывает, как цвета связаны
между собой, и помогает определять по
определенным схемам гармоничные сочетания
этих цветов. Нельзя назвать выбранную
гамму правильной или неправильной. Она
лишь может быть удачной или нет. Все существующие
схемы лишь подсказка, опора.
Какими могут быть сочетания
цветов:
Монохроматическая "однотонная"
цветовая схема.
В такой схеме используется цвет одного
тона (Hue), но с разными значениями насыщенности
(Saturation) и яркости (Brightness) (темно-зеленый,
зеленый, светло-зеленый). Эта схема производит
впечатление аккуратности и изящества.
Монохроматические цвета хорошо сочетаются
друг с другом, производя успокаивающий
эффект. Монохроматическая схема приятна
на вид, особенно при использовании синих
или зеленых тонов. Основной тон может
комбинироваться с нейтральными тонами
также, как например черный и серый. Тем
не менее при использовании этой схемы
могут возникнуть затруднения с выделением
наиболее важных элементов, схеме недостает
цветового контраста.
Гармоничное сочетание, или Аналоговая
цветовая схема. В аналоговой цветовой
схеме используются цвета, расположенные
в цветовом круге по соседству(например:
зеленый, желтый, оранжевый). Обычно один
цвет используется как доминирующий, в
то время как другие цвета являются вспомогательными.
Аналоговая цветовая схема подобна монохроматической,
но предлагает больше нюансов. "Нельзя
пользоваться цветами, расположенными
слишком близко друг к другу на цветовом
круге — диссонанс между такими цветами
буквально бьет по глазам (как режет ухо
диссонанс между нотами, различающимися
только на пол-тона). Пожалуй, лучше всего
контрастируют друг с другом цвета, расположенные
приблизительно на расстоянии четверти окружности
друг от друга. Кроме того, два теплых или
два холодных цвета вызывают большее сродство
друг с другом, чем цвета из противоположных
полушарий.
Комплементарная "контрастная"
цветовая схема. Комплементарная цветовая
схема создается с помощью двух цветов
расположенных друг против друга на цветовом
круге (такие цвета называют complementary —
дополнительные). При использовании контрастной
цветовой схемы важно выбрать доминирующий
цвет и использовать дополнительный цвет
для акцентов. Например, основной цвет
для фона и дополнительный цвет, чтобы
выделять важные элементы. Комплементарная
цветовая схема наиболее контрастная
из всех цветовых схем и наиболее сильно
привлекает внимание, но в этой схеме труднее
достичь баланса цветов, чем в монохроматической
или аналоговой схемах, особенно при использовании
мягких, теплых оттенков. "Прямо противоположные
цвета редко образуют гармоничные пары
— зеленый с фиолетовым или красный с
голубым обычно кажутся слишком разнородными
(относительно неплохо сочетаются только
синий с желтым).
Раздельная комплементарная цветовая
схема является модификацией
стандартной комплементарной схемы. Ее
отличие заключается в том, что можно варьировать
тон противоположных цветов также, как
это делается в аналоговой цветовой схеме.
Раздельная комплементарная схема предлагает
больше нюансов, чем комплементарная,
но более трудна в балансировке. В такой
схеме рекомендуется использовать один
теплый цвет против диапазона холодных
цветов (например, красный против синего
и сине-зеленого). Подобное сочетание создает
большой контраст, однако воспринимается
менее напряженно, чем комплементарная
схема.
Цветовая схема триада. В триаде используется
три цвета равноудаленные друг от друга
на цветовом круге. Достаточно динамичное
сочетание, даже если использовать ненасыщенные
тона. Эта схема популярна среди художников,
потому что она дает сильный визуальный
контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую
насыщенность. Триада не такая контрастная,
как комплементарная схема, но смотрится
более сбалансированной и гармоничной.
Гармония равнобедренного треугольника - где вершина - один из основных
цветов, а основание соединяет смежные
цвета к его дополнительному цвету. При
любом повороте этого треугольника в цветовом
круге на его вершинах будут лежать три
гармонирующие цвета. Два из них находятся
относительно близко, а третий является
самым большим контрастом.
Цветовая схема прямоугольник, двойная
комплементарная. Эта схема наиболее
насыщена цветами, нежели все остальные.
В ней используется четыре цвета — две
пары противоположных (комплементарных)
цветов. В двойной комплементарной схеме
трудно достичь гармонии; если использовать
в композиции все четыре цвета в равных
пропорциях, схема будет казаться разбалансированной,
поэтому надо правильно определить доминирующий
и подчиненные цвета для расстановки акцентов.
Также необходимо обратить внимание на
равновесие между теплыми и холодными
цветами.
Квадратная (тетрадическая) цветовая
схема подобна прямоугольной,
но все четыре цвета в ней расположены
равномерно по цветовому кругу.
Итак, используя
вышеперечисленные схемы, мы можем
подобрать гармоничные цвета.
Выбор схемы зависит от того, сколько цветов
нам нужно. Для работ может подойти совершенно
любая схема, все ограничивается лишь
нашей фантазией.
Приведенные здесь схемы – это отправная
точка, а не конечный результат. Экспериментируйте
до тех пор, пока не добьетесь желаемого
результата!