Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа
Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.
Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2
Федеральное агентство по образованию
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Художественно-графический
Кафедра изобразительного искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
Ювелирное искусство России
Студентка 5 курса
ХГФ ИЗО
Научный руководитель:
Старший преподаватель
кафедры ИЗО
Работа допущена к защите Работа защищена с оценкой
«__» _____________ 2009 ________________________
Заведущий кафедрой ИЗО «__» _______________ 2009
__________ Хусаинов Е.С.
Нижневартовск
2009
Содержание
Введение
Данная курсовая работа посвящена теме ювелирного искусства России. Выбор темы не случаен. Обучая детей в школе изобразительному искусству и технологии, мы часто соприкасаемся с богатым наследием ювелирного искусства России. Данная художественная деятельность вызывает познавательный и практический интерес у учащихся. Ювелирное искусство России поражает своей необычностью и своеобразием.
Начинать работу по приобщению учащихся к культуре того или иного народа, нужно с изучения лучших образцов декоративно-прикладного и ювелирного искусства, знакомства с особенностями украшения различных изделий быта, со спецификой их форм, материалами из которых они изготовлены.
Сегодня ясно, что без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека – личность, обладающую духовными запросами, свободную к эстетическому восприятию, творческому труду.
Несметные сокровища таят недра Российской земли, гор, морей и рек: золото, сверкающее, подобно солнцу; голубоватое, словно отблеск лунного света, серебро; как бы светящиеся изнутри прозрачные, ярко окрашенные самоцветы; мерцающий ярким светом жемчуг; золотистый, как капли пчелиного меда, янтарь.
В глубокой древности, в незапамятные времена человек, умевший в то время только обкалывать и грубо обрабатывать камни, встретил на своем пути золото и пленился его красотой. Вскоре он убедился в том, что золото не только приятно для глаза, но что оно легко поддается обработке и в любых условиях сохраняет неизменный свой солнечный цвет и блеск.
Когда к качествам металла присоединилась, гармония линий и форм, созданная творческим гением человека, тогда родилась одна из древнейших и прекраснейших отраслей прикладного искусства - ювелирное дело.
В дальнейшем кроме золота, которое было получено почти без поисков и труда, люди научились добывать серебро и другие благородные металлы, драгоценные камни множества оттенков, вынимать жемчужные зерна из перламутровых раковин и отыскивать золотистый янтарь.
Ювелирное искусство, или, как его называли в Древней Руси, - золотое и серебряное дело, развивалось, и с каждым новым освоенным техническим приемом изобразительный язык его мастеров получал все больше средств художественного выражения.
Благодаря замечательным свойствам золота и серебра, их высокой ковкости и тягучести, плавкости и вместе с тем достаточной твердости, из них можно создавать удивительные по своему разнообразию вещи.
Люди научились отливать и чеканить объемные скульптурные формы и рельефы, вытягивать тончайшую проволоку и выполнять из нее кружево, узоры, наносить на поверхность металла графические изображения и усиливать рисунок, заполняя его густо-черным сернистым сплавом - чернью.
Сочетая золото и серебро с самоцветами и яркой немеркнущей эмалью, мастера-ювелиры научились выполнять роскошные полихромные украшения и сосуды.
На протяжении тысячелетий, за исключением последнего времени, приемы ручной обработки драгоценных металлов и инструменты ювелиров были в основном повсеместно одинаковыми. Тем не менее, как формы, так и орнаментация золотых и серебряных изделий каждой страны различны.
Вместе с золотом при создании величайших сокровищ мира использовались драгоценные и полудрагоценные камни. К самым дорогим драгоценным камням относятся алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и жемчуг.
Золото, платина и драгоценные камни являются самыми дорогими материалами для создания ювелирных украшений, но вместе с ними используются другие металлы, камни, а также такие материалы, как кораллы, слоновая кость, отдельные породы дерева.
Сквозь века и времена пронесли люди любовь к драгоценностям. Роман человека с драгоценными камнями вечен, как само человечество.
Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.
Задачи исследования :
Гипотеза: воспитание личности, обладающей духовными запросами, свободной к эстетическому восприятию и творческому труду – невозможно без соприкосновения с народным искусством и национальной культурой, частью которого является ювелирное искусство.
Практическая значимость: использование материалов курсовой работы на уроках изобразительного искусства и технологии в качестве дополнительного методического материала, направленного на изучение декоративно-прикладного и ювелирного искусства России.
Глава 1. Ювелирное искусство: понятие, содержание, стиль, материалы
1.1. Ювелирное искусство
Ювелирное искусство (от нем. Juwel или голл. Juweel - драгоценный камень) - изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (Au, Ag, Pt), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарем, перламутром, костью и т. д.
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно-прикладного (в том числе народного) искусства (в последние годы предлагается рассматривать ювелирное искусство как самостоятельный вид художественного творчества.
Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия ювелирного искусства играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл.
В процессе исторического развития социально-престижное значение изделий ювелирного искусства чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления.
Вплоть до XX в. ювелирное искусство остается одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.
В ювелирном искусстве применяются ковка, литье, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение, резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), филигрань, зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и иные механические приемы обработки - штамповка, вальцовка и другие.
Сначала древние мастера соединяли золотые кусочки заклепками, булавками или в прямом смысле слова сшивали их золотой проволокой.
Изобретение в Месопотамии пайки в 3-м тысячелетии до н.э. дало возможность соединять их гораздо быстрее и прочнее. Пайка - один из самых важных способов обработки металлов, с ее помощью на протяжении многих столетий мастера создавали замечательные произведения искусства.
Каждой исторической эпохе присущ свой стиль ювелирного искусства.
Стиль (лат. stilus, stylus от греч. sty'los - остроконечная палочка для письма) - устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупное художественное направление или манера отдельного художника. Стиль подчеркивает глубокую обусловленность формальных структур художественного произведения социальным и культурно-историческим содержанием эпохи, творческим методом и мировоззрением художника.
В ювелирном (как и вообще) искусстве различают:
- стиль древневосточного искусства Египта и Месопотамии;
- стили античного искусства: архаики, классики, эллинизма;
- стили средних веков: прероманский, романский, готический;
- стили эпохи Возрождения: барокко, рококо, классицизм;
- стили модерн, кубизм, сюрреализм;
- стили стран Востока, Латинской Америки и другие;
- современные подходы к стилю: классика, авангард и фольклор.
Главные признаки украшений классического стиля - строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм.
Украшениям стиля авангард присуща одна характерная особенность: их создатели не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко шокирующее. Яркость, броскость декора, неожиданное сочетание материала и методов обработки, необычность, гибкость и подвижность конструкции, тенденция к графизму - все это стиль авангард.
Отличная черта украшений, исполненных в стиле фольклор - интерпретация мотивов национально-прикладного искусства (в частности, древнерусского, народов Китая, Тибета, Японии, Испании, Африки, Южной и Северной Америки) и искусства древних цивилизаций.
1.2. Материалы в ювелирном искусстве
Материалами ювелирного производства
следует считать те, из которых
изготавливаются ювелирные
- благородные металлы (Au, Ag, Pt, Pd, Os, Rh, Ru, Ir);
- цветные металлы (Cu, In, Cd, Ni, Ti, Sn, Pb, Al, Hg);
- черные металлы (Fe), их сплавы и различные стали, сплавы и неметаллические материалы, используемые в ювелирном производстве.
В ювелирном производстве России установлены следующие благородные металлы и их пробы (здесь и далее указываются метрические пробы):
- сплавы золота шести проб: 999, 958, 750, 585, 500, 375 (583 по заказам граждан из их изделий);
- сплавы серебра шести проб: 999,960,925,875,830,800;
- сплавы платины трех проб: 950, 900, 850;
- сплавы палладия двух проб: 850, 500.
Из цветных неблагородных металлов широкое распространение получили сплавы на основе меди:
- латунь - сплав меди с цинком и другими элементами; сплав с содержанием меди 90% и более называют томпак, а с содержанием меди 78-86% - полутомпак. Эти сплавы широко используются для изготовления художественных поделок, чеканок, дешевых изделий ювелирной галантереи, сувенирных изделий, памятных медалей;
- бронза - сплав меди с оловом и другими элементами (Al, Si, Bi, Fe и др.), является незаменимым литейным материалом для изготовления деталей интерьера - люстр, бра, канделябров, различных фигурок, памятных медалей, значков, сувениров;
- мельхиор - медно-никелевый сплав с содержанием никеля до 30%, серебристо-белого цвета с желтоватым оттенком, применяется для изготовления галантерейных изделий и посуды;
- нейзильбер - трехкомпонентный сплав на основе меди с содержанием никеля от 13,5 до 16,5% и от 18 до 22% цинка, напоминает серебро, идет на изготовление галантерейных изделий художественного промысла.
На основе меди разработано большое количество различных сплавов, имитирующих благородные металлы.
Сплавы на основе олова с содержанием меди и добавками свинца или висмута применялись со времен Римской империи вплоть до XVIII-XIX вв. для изготовления оловянной посуды. (Ранее применялся сплав олова со свинцом, но качество посуды было низким; в настоящее время этот сплав используется в качестве припоя.)
Сплавы на основе ртути (амальгамы) используются для горячего золочения и серебрения, для изготовления зерни.
Железные сплавы включают различные стали и чугуны, используются для изготовления холодного и огнестрельного оружия, а также в качестве различного инструмента и приспособлений.
Чугун и изредка нержавеющая сталь используются в художественном литье.
В ювелирном производстве в начале XIX века в период наполеоновских войн 1813-1815 гг. Берлинской императорской фабрикой чугун использовался для изготовления как простых железных украшений с портретом Фридриха Вильгельма III Прусского на обратной стороне и надписи: «Gold gab ich fur Biser» («Я отдал золото за железо»), так и чугунных брошей, ожерелий, браслетов, вееров, гребней и других подобных украшений вплоть до конца XIX века.