Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:18, реферат
Транспортные коммуникации издавна называют артериями жизни. Они объединяют города, страны, континенты, обеспечивая производственные процессы и условия жизнедеятельности общества. Без них невозможен подъём экономики и процветание страны, пусть даже обладающей огромными природными ресурсами. Тот, кто контролирует транспортную систему, держит в своих руках рычаги управления экономикой, а, значит, волен решать судьбу целого государства. Неудивительно, что транспортные артерии давно стали целью экономических войн и веским аргументом в любом из политических споров. Особенно актуально это звучит в эпоху глобализации.
Введение
Основная часть
1. История зарождения Великого шёлкового пути и его основные маршруты.
2. Роль Центральной Азии в истории Великого шелкового пути.
3. Влияние Великого шелкового пути на юг России.
Заключение
ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ
ПЛАН:
Введение
Основная часть
1. История зарождения Великого шёлкового пути и его основные маршруты.
2. Роль Центральной Азии в истории Великого шелкового пути.
3. Влияние Великого шелкового пути на юг России.
Заключение
Введение
Транспортные коммуникации издавна называют артериями жизни. Они объединяют города, страны, континенты, обеспечивая производственные процессы и условия жизнедеятельности общества. Без них невозможен подъём экономики и процветание страны, пусть даже обладающей огромными природными ресурсами. Тот, кто контролирует транспортную систему, держит в своих руках рычаги управления экономикой, а, значит, волен решать судьбу целого государства. Неудивительно, что транспортные артерии давно стали целью экономических войн и веским аргументом в любом из политических споров. Особенно актуально это звучит в эпоху глобализации. Сегодня идея возрождения Великого шелкового пути служит укреплению мира и стабильности, развитию прогресса и экономическому росту, благосостоянию стран и народов. Восстановление Великого шелкового пути было начато на Брюссельской встрече в 1993 г. созданием ТРАСЕКА, транспортным коридором Европа – Кавказ – Азия. Это открывает новые возможности для экономического, технического, культурного и духовного сотрудничества между народами и странами Евразии.
История Великого шелкового
пути знала и политические
конфликты, и войны, но
Целью реферата является
проследить историю
В изучении истории становления и развития Шелкового пути важное место занимают письменные и археологические источники. К письменным источникам можно отнести труды Н.А. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» и Н.В. Кюнера «Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока».
Содержание переведенных
Бичуриным текстов «Собрание
сведений» исключительно
По мнению Л.А.Мамлеевой проблеме сложения и функционирования Великого шелкого пути, «…характера перевозимых по нему в разные эпохи товаров посвящена обширная литература. Накопленный исторической наукой материал позволил дифференцированно подойти к освещению роли отдельных региональных центров в осуществлении торговых контактов, выявить ассортимент товаров, пользовавшихся спросом, а так же конкретизировать некоторые проблемы, связанные с направлениями торговых коммуникаций. Менее изучен… вопрос о роли Великого шелкового пути в культурном взаимодействии народов Евразии. И практически неосвещенной является проблема его значения в установлении и функционировании структуры глобального взаимодействия в эпоху поздней древности и на протяжении всего средневековья. Структуры, охватывавшей цивилизации, кочевые народы и племена от Европы до Китая, от Индостана до Урала и Сибири».1
Основная часть.
1.История зарождения Великого шелкового пути и его основные маршруты.
Впервые термин «Великий шелковый путь» употребил в 1877 г. немецкий ученый Фердинанд Рихтгофен в своем классическом научном труде “Китай”. Так он назвал систему дорог, связывавших различные части обширного евразийского материка.
Формирование этой трансевразийской коммуникационной системы началось очень давно. Уже в III тыс. до н.э. были известны пути из Месопотамии и Элама в долину Инда и предгорья Памира, откуда в страны Ближнего Востока перевозился бадахшанский лазурит. Путь от месторождений Бадахшана на Запад проходил через северные предгорья Иранского плато к городам Двуречья. Южным был караванный путь из Двуречья в долину Инда к центрам цивилизаций Хараппы и Мохенджо-Даро. Как показал Дж. Р.Алден, державшие в своих руках торговлю между Двуречьем и культурными центрами долины Инда эламиты в IV - III тыс. до н.э. создали на Среднем Востоке разветвленную сеть коммуникаций с системой узловых центров. В северном направлении один из маршрутов достигал Приаралья. Предполагается, что через этот район осуществлялись поставки лазурита во внутренние области Центрального Казахстана, а так же в Ферганский и Ташкентский оазисы. Возможно, роль посредников в этих контактах выполняли пастушеские племена бронзового века, которые с появлением кочевого скотоводства во второй половине II тыс. до н.э. начинают втягиваться в систему товарообмена между областями Средней Азии, Южной Сибири и Приуралья. Их участие увеличивало возможности осуществлять обмены полезными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями на большие расстояния. Племена, заинтересованные в получении сырья становились, в конечном счете, звеньями "лазуритовой цепи".
Параллельно с "лазуритовым" в древности функционировал и "нефритовый" путь. В литературе упоминается несколько месторождений нефрита, откуда этот камень поступал в Китай. Первое - в Прибайкалье и Восточных Саянах, и в этом случае путь должен был пролегать через Монгольские степи, второе - хотанское месторождение в верхнем течении реки Яркенд, упоминаемое китайскими источниками доханьского времени. По мнению Шефера Э., хотанский нефрит уже с неолитического времени играл важную роль в культуре Китая и употреблялся главным образом для изготовления ритуальных и магических предметов. Вплоть до ханьского времени существовала вера в царя - шамана, который с помощью скипетра из зеленого нефрита вызывал появление дракона-дождя. Исследователи отмечают, что во второй половине II тыс. до н.э. хотанский нефрит уже ввозился в Китай. Не позже II тыс. до н.э. один из торговых путей из Ферганы вел к Уралу и Поволжью через Казахстанские степи. Находки Пазырыкских курганов на Алтае и в Минусинской котловине дали основания Руденко С.И. предположить, что середина I тыс. до н.э. была временем интенсивных обменов племен Южной Сибири по пути, названному в средневековое время Кыргызским. Уже в середине II тыс. до н.э. шелк через Восточный Туркестан проникает на территорию Средней Азии. На городище Сапаллитеп (юг Узбекистана), датированном 1700-1350 г.г. до н.э., были обнаружены фрагменты шелковых тканей. Материальные свидетельства о наличии шелковых тканей в Северной Индии восходят к концу II тыс. до н.э. Первое соприкосновение Востока и Запада, включавшее обмен техническими знаниями, идеями, а также языковое и литературное взаимообогащение, произошло во времена процветания Ахеменидского государства. Ближний Восток еще не вышел на прямые контакты с Дальневосточно-Тихоокеанским регионом, однако уже весьма отдаленные районы Центральной и Средней Азии включились в систему опосредованных торгово-культурных отношений. Ахеменидские правители много внимания уделяли развитию торговых связей. Несколько караванных дорог, связывали отдаленные центры персидской империи: одна начиналась в Лидии, через Малую Азию вела к Вавилону. Вторая - из Вавилона к Сузам и далее к Персеполю. Третья соединяла Вавилон с Экбатанами и продолжалась до Бактрии и северо-индийских территорий. Не прерывались обмены Ближнего Востока с народами, населявшими всю полосу восточного и южного средиземноморья: из Египта и Сирии вывозились квасцы для отбелки шерсти и производства стекла. Египет поставлял золото и слоновую кость, Ливан - кедровое дерево. В Малой Азии вавилонских купцов интересовала медь, олово, строительный лес и полудрагоценные камни. Индия славилась золотом и слоновой костью, Согдиана - лазуритом, а Хорезм – бирюзой.
Географические представления древних греков об азиатском Востоке на рубеже VI-V вв. до н.э. можно воспроизвести по сохранившимся отрывкам из «Обозрения земли» Гекателя Милетского: Малая Азия, Черное и Азовское моря, Красное Море, Аравийский полуостров, Тигр и Евфрат. У Геродота можно найти много новых географических названий. Появился Каспий, полнее представлена Средняя Азия – обозначены территории расселения бактрийцев и согдийцев. Но далее только кочевники. Тому же Геродоту принадлежит рассказ о «царской дороге» в империи Ахеменидов. Согласно этому сообщению, ее протяженность составляет около 2,2 тыс. км, и постоялые дворы располагаются на расстоянии однодневного пути. В IV в. до н.э. в античном мире зарождается мощное стремление к продвижению на Восток, в Азию. После завоеваний Александра Македонского в Азии торговые контакты стали как никогда ранее интенсивными. Шло глубокое взаимопроникновение культур, возникло такое явление, как эллинизм, - жемчужина в истории культуры Востока. В представлениях Эратосфена – греческого географа, жившего между 234 и 196 гг. до н.э., на Востоке крайняя страна света – Индия. Правда, представление о ней стало обширнее, присутствует не только Ганг, но и контуры субконтинента становятся несколько реалистичнее. На месте Китая у географа водная пустыня. С ней на северо-востоке граничит территории Центральной Азии, населенные кочевниками, по Эратосфену – это скифы. Такова восточная часть мира в представлении античного мира еще во 2 в. до н.э.
Ее уже в то время
пронизывало множество
Правда, Л.А.Мамлеева указывает, что, по мнению ряда ученых, Ближневосточный и Античный мир задолго до походов Александра Македонского был знаком с китайским шелком. К. Леман-Хаупт исследовал ткань, найденную при раскопках урартской крепости Топрак-кола, разрушенной в 585 г. до н.э., и сделал вывод о ее китайском происхождении. В окрестностях Афин немецкие археологи обнаружили сосуд с пеплом, завернутым в ткани. Г.Хундт считает, что они были изготовлены из нитей китайского шелкопряда (V в. до н.э.). Франкфор А.-П. приводит в качестве примера, демонстрирующего осведомленность Запада в отношении шелка, описанные Геродотом и Ксенофонтом одеяния Медеи. Автор полагает, что они были изготовлены из шелка диких шелкопрядов, различные сорта которого в период 6-4 вв. до н.э. были известны в Индии. 2
«Как видим, на сегодняшний день проблема происхождения античного шелка и пути его проникновения на Запад в предэллинистическое время пока не решена», - пишет она.
С конца 2 в. до н.э. можно говорить о появлении Великого шелкового пути как регулярно действующей системы трансевразийских коммуникаций. Выход Ханьского государства на центрально-азиатские трассы создавал новые условия для получения дохода, а также благотворно сказался на оживлении деятельности торгово-ремесленных центров, расположенных вдоль торговых магистралей.
Китайский источник "Хань шу" описывает две основные трассы на Запад: Южную - от Чанъани, вдоль северного склона гор Куньлунь, к юэчжам, в Бактрию и Парфию - и Северную, которая начиналась в Турфанском оазисе и следуя вдоль Тянь -Шаня, через Памир достигала районы Нижней Волги и Приуралья, северного Причерноморья, находившегося в первых веках нашей эры под властью Боспорского царства и Римской империи. Основные города этой области: Тиры, Ольвия, Херсонес, Пантикапея, Фанагория имели оживленные торговые связи со странами Средиземноморья, скифскими и сарматскими племенами и, вероятно, с более отдаленными областями.
В "Кратком описании Вэй", составленном Юй Хуанем в 3 в. н.э. уже фигурирует три дороги: Южная, Средняя и Новая.
По мнению Е.И. Лубо-Лесниченко, во времена Западной Хань Средняя дорога была главной коммуникацией, связывавшей Китай с Ферганской долиной и Согдом. Новая дорога становится главной дипломатической и торговой артерией в период Восточной Хань. Исследователь отождествляет Новую дорогу "Вэй люэ" с Северной дорогой "Хань шу". Описание южной трассы, начавшей функционировать в 115 г. до н.э., в обоих источниках совпадает: от Яркенда путь вел к Ташкургану, оттуда в Вахан. Из Вахана одна дорога шла на юг к Кашмиру, достигая устья Инда и выводя на морские коммуникации Индийского океана, другая - на запад в Балх и Мерв, затем в Экбатану (Хамадан), Ктесифон и далее по старой ахеменидской дороге в Сирию через торговые города Северной Месопотамии. Одна из ветвей этой дороги отходила в Армению, через Грузию к Черноморскому побережью. Была еще Морская дорога, которая вела из Египта в Индию. Она начиналась в портах Миос Хормос и Береника на Красном море и вела в обход Аравийского полуострова к трем главным портам, расположенным на западном побережье Индии: Барбарикон в дельте Инда, Баригаза на реке Нармада и гавани Мимирика на юге полуострова.