Государственная религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

Период, предшествующий становлению Русской государственности, религия и
события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех
временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов,
живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен
еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)
 

ВВЕДЕНИЕ

Период, предшествующий становлению  Русской государственности, религия  и

события этого времени  являются одними из наименее изученных  страниц нашей

культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими  о тех

временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов,

живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен

еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного

строя древних славян, рассказали об их верованиях, быте, занятиях. Славяне

были хорошо известны в  Византийской империи. О них писали такие авторы, как

Прокопий Кессарийский, живший в VI в., византийский император Константин VII

Багрянородный (913-959). А также  для изучения  Древней Руси и  язычества, как

её неотъемлемой части, использовались археологические и этнографические

исследования.

Язычество прошло сложный  многовековой путь от архаических, примитивных

верований древнего человека до государственной "княжеской" религии  Киевской

Руси к 9 веку. К этому  времени язычество обогатилось  сложными обрядами,

чёткой иерархией божеств  и имело на данный момент огромное влияние на

культуру и быт древних  славян. Именно язычество помогало древнему человеку

противостоять неизвестной  и враждебной стихии, делая мир  ближе и понятнее.

Этнографические исследования показывают поразительную живучесть  многих

представлений о мире, которые  славяне перенесли даже в христианство. После

принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не

так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались

веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в  результате

русское православие, по крайней  мере в народном представлени, превратилось в

симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. И многие

христианские праздники  уходят своими корнями в язычество.

Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий

интерес для искусствоведов, этнографов и историков, влияние которого трудно

переоценить  на дальнейшую судьбу Русского государства..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Древнейшие цивилизации  на территории Руси                   

    

Внастоящее время доля славян в славяноязычных странах составляет от 70% до

95%. Однако такое положение сложилось относительно недавно. На заре нашей эры

лишь  северо-запад Украины  входил в ареал расселения древних  славян. По мере

освоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусов  смешивались с

местными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи. Поэтому  особенно

важно учитывать огромную роль неславянских народов в становлении

Древнерусского государства.

Северное побережье Чёрного  моря и Кавказ ещё в доисторические времена были

заселены Скифами. Скифы, в данном случае, могут отождествляться с иранцами,

таврами, фракийцами, финскими и праславянскими племенами. Изначально Скифы

были кочевниками, но позже  основная их масса перешла к оседлому образу жизни

и образовала "Скифское царство", которое  находилось в постоянных контактах

со своими соседями. Примерно в 7 в. до н. э. началась  колонизация  Северного

Причерноморья древними греками. Колонизаторы встречали сопротивление  со

стороны скифов, но, как правило, в локальных стычках выходили победителями,

обращая в рабство непокорные племена. Впрочем, рабы-скифы не пользовались

большим спросом из-за их строптивости, поэтому большей частью скифов

оставляли на местах и собирали дань в виде великолепной пшеницы, меда и

изделиями других ремесел. Позже  скифам приходилось вести борьбу и с

Римлянами.

Только в прошлом веке российскими археологами была открыта  ещё одна

своеобразная культура, существовавшая примерно в 2-4 веках нашей эры  и

названная историками "черняховская".

Следы "черняховской" культуры были найдены на побережье Днепра, недалеко от

Киева. Этнически "черняховцы" были близки к иранцам, вместе с тем среди них

могли быть и другие народы, в том числе и праславяне. Известно, что

"черняховцы" имели весьма тесные контакты с Римской империей и готскими

племенами. Высокая концентрация населения, а также высокий уровень  развития

земледелия и ранних ремёсел  создали предпосылки для создания

государственности, но самобытная цивилизация не устояла под ударами  гуннов.

Большие изменения в демографическую  обстановку на территории нашей страны в

то время внесло гуннское нашествие. Гунны были известны ещё  древним китайцам.

Примерно во 2 веке до н.э. они были вынуждены отойти на запад под давлением

войск "поднебесной" и  где-то ко 2 веку н. э. вышли к Волге. На берегах Волги

гунны вынуждены были задержаться  почти на два столетия, поскольку  встретили

сопротивление со стороны  алан (иранцев). Позже, сломив сопротивление  аланских

племён, гунны устремились  на поселения "черняховцев" и далее на запад. Весьма

воинственные гунны вели кочевой образ жизни, тем не менее, испытывая на себе

влияние  культур покорённых народов, все более тяготели к  благам цивилизации.

Знаменитый гуннский царь Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого

быта. Таким образом, можно  говорить о появлении на карте  мира к 4-5 вв.

гуннского государства, простиравшегося  до границ римской империи, и которое

представляло собой сложный  конгломерат народов, где пришлые  гунны уже

составляли меньшинство. После смерти Аттилы, начались распри среди

наследников и покорённые народы, воспользовавшись ситуацией, оттеснили  гуннов

на восток в причерноморские  степи.

В составе гуннских племён можно выделить прототюрков. Поначалу их роль не

была доминирующей, но положение  стало меняться в 6 веке, когда с  востока, из

пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный поток  прототюркских

племён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация, названная  Тюркский

каганат и которая простиралась на огромном пространстве от Монголии до Волги.

В каганате существовала чёткая иерархическая структура, во главе  которой

находился хакан, имеющий неограниченную власть и приравненный кочевниками к

китайскому императору. Позже  Тюркский каганат распался на две  части, из

которых так называемый Западнотюркский каганат властвовал на территории от

Алтая до Волги, а затем  распространил свою власть и на часть  предкавказья.

Самым серьёзным последствием этого образования был приход тюрок на запад, в

том числе и в Восточную  Европу. На лесостепной территории утверждался

доминант славян.

Только на центральном  Кавказе сохранился мощный массив аланского (иранского)

этноса, который оправился  после гуннского погрома и  воссоздал своё

политическое объединение - Аланский союз.

В 7 в., распадается Западнотюркский каганат и из него, самостоятельным

образованием, выделяется Хазарское  царство. Изначально хазары описывались

разными источниками как  представители монголоидной расы, однако, позже они

имели уже иной облик с  явным преобладанием европеоидного  расового типа. Это

говорит о том, что, будучи представителями гуннских племён, хазары

смешивались с местными народами. Центром Хазарской державы сначала  был

Приморский Дагестан, где  находились первые две столицы - Баланджар и

Самандар. Известно, что хазары часто выступали союзниками Византии в войнах с

Ираном. Также, они активно  соперничали с арабами и из-за войн с ними

вынуждены были перенести  свою столицу севернее, в устье  Волги. Более того,

хазары пошли дальше на северо-запад. Русские летописи отмечают, что им

платили дань славянские племена - вятичи, радимичи и какое-то время  поляне.

В покорённых хазарами странах  поднимались восстания. К первой трети 9 в.

освободились славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки сбросить хазарскую власть

предпринимались в Волжской Болгарии - небольшом государстве, возникшем  на

Средней Волге. В 10 век Хазария  вступила ослабленной. Главным врагом её

теперь была Русь, которая  разгромила Хазарский каганат.

В середине 1 тысячелетия н.э. на общей  территории Восточной Европы, от озера  Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились  восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой  совокупность родов и занимало тогда  сравнительно небольшую обособленную область. Согласно «Повести временных  лет», карта расселения восточных  славян в 8-9 вв. выглядела так: словене 
(ильинские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхва; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между 
Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и 
ДеснеЖ северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северном Донце; древляне - на 
Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверци, улици - на самом юге, у Черного моря и у Дуная. В группу восточных славян входят: русские, украинцы и белорусы.

Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так  называемый ритуальный календарь, связаный с аграрной магией. В ней отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались оптимальным для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в., что свидетельствовало о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблюдений.

                   Происхождение славян.                             

     СЛАВЯНЕ. Общеслав. Соврем. форма развилась из словѣне под влиянием слов типа римляне,полоняне, горожане и т. д. Скорее всего (этимологии очень много), представляет собой суф. производное (ср. полоняне, поезжане и т. п.) от сущ. слово. Первоначальное значение — "понятно, ясно говорящие", т. е. свои (в противоположность немцам, см.).

 

вплоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о

славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне возникли в

результате слияния так  называемых праславян, носителей славянской речи, с

различными другими этносами Восточной Европы.

Ареал расселения праславян, которые, как полагают лингвисты, отделились от

родственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э., был весьма невелик. В

ранних источниках праславяне назывались венедами и связывались как с

германскими племенами, так  и с финнами. Отсюда можно сделать  предположение,

что венеды занимали часть  территории нынешней Польши, Белоруссии и Украины.

На протяжении 2 веков  славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть

других народов с побережья  Балтийского моря и, позже, заняли районы

Прикарпатья.

Гуннское нашествие привело  к значительным перемещениям населения. Примерно в

одно время с заселением тюрками степной части Юго-Восточной  Европы, её

лесостепную часть постепенно осваивали славяне, которые уже  к 5 в. вышли к

среднему Днепру. Затем  они продвинулись в бассейн реки Десны, получившей

славянское название ''Правая''. Любопытно, что основная часть крупных  рек на

юге сохранили свои старые, иранские названия. Так, Дон - просто река, Днепр -

объясняется как глубокая река и т. д.

Главными врагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если не стали

союзниками гуннов, то, во всяком случае, смогли использовать сложившуюся

ситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в лесостепной  части местное

население значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда многочисленным и не

было. При этом славяне  первоначально как жители лесов  продвигались вдоль

больших рек, служивших в  ту пору едва ли не единственными транспортными

артериями для лесных и  лесостепных областей. Местное население (иранское,

балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами, как

правило, мирным путём.

До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают о славянах, но, позже

информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с  началом

активной колонизации  Балкан славянами (они вплотную приблизились к

византийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западные

славяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же относились

и балканские славяне. Но, кроме  того, упоминались анты, которые  считались

особой, скорее всего восточной, группой славян.

Византийские писатели выделяли антов как храбрейших из славян. Любопытно, что

анты и склавины часто враждовали друг с другом и этим умело пользовались

византийцы, ещё больше сталкивая  своих северных соседей.

Целесообразно привести отрывок  описания славян  в византийском трактате

''Стратегикон'': " Племена славян многочисленны и выносливы, легко переносят

жар, холод,  дождь, наготу  и недостаток в пище. К прибывающим к ним

иноземцам они относятся  ласково и, оказывая им знаки внимания, охраняют их.

Информация о работе Государственная религия