Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:24, реферат
Период, предшествующий становлению Русской государственности, религия и
события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех
временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов,
живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен
еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного
ВВЕДЕНИЕ
Период, предшествующий становлению Русской государственности, религия и
события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех
временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов,
живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен
еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного
строя древних славян, рассказали об их верованиях, быте, занятиях. Славяне
были хорошо известны в Византийской империи. О них писали такие авторы, как
Прокопий Кессарийский, живший в VI в., византийский император Константин VII
Багрянородный (913-959). А также для изучения Древней Руси и язычества, как
её неотъемлемой части, использовались
археологические и
исследования.
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных
верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской
Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами,
чёткой иерархией божеств и имело на данный момент огромное влияние на
культуру и быт древних славян. Именно язычество помогало древнему человеку
противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
Этнографические исследования показывают поразительную живучесть многих
представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство. После
принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не
так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались
веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате
русское православие, по крайней мере в народном представлени, превратилось в
симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. И многие
христианские праздники уходят своими корнями в язычество.
Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий
интерес для искусствоведов, этнографов и историков, влияние которого трудно
переоценить на дальнейшую судьбу Русского государства..
Древнейшие цивилизации
на территории Руси
Внастоящее время доля славян в славяноязычных странах составляет от 70% до
95%. Однако такое положение сложилось относительно недавно. На заре нашей эры
лишь северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян. По мере
освоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусов смешивались с
местными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи. Поэтому особенно
важно учитывать огромную роль неславянских народов в становлении
Древнерусского государства.
Северное побережье Чёрного моря и Кавказ ещё в доисторические времена были
заселены Скифами. Скифы, в данном случае, могут отождествляться с иранцами,
таврами, фракийцами, финскими и праславянскими племенами. Изначально Скифы
были кочевниками, но позже основная их масса перешла к оседлому образу жизни
и образовала "Скифское царство", которое находилось в постоянных контактах
со своими соседями. Примерно в 7 в. до н. э. началась колонизация Северного
Причерноморья древними греками. Колонизаторы встречали сопротивление со
стороны скифов, но, как правило, в локальных стычках выходили победителями,
обращая в рабство непокорные племена. Впрочем, рабы-скифы не пользовались
большим спросом из-за их строптивости, поэтому большей частью скифов
оставляли на местах и собирали дань в виде великолепной пшеницы, меда и
изделиями других ремесел. Позже скифам приходилось вести борьбу и с
Римлянами.
Только в прошлом веке российскими археологами была открыта ещё одна
своеобразная культура, существовавшая примерно в 2-4 веках нашей эры и
названная историками "черняховская".
Следы "черняховской" культуры были найдены на побережье Днепра, недалеко от
Киева. Этнически "черняховцы" были близки к иранцам, вместе с тем среди них
могли быть и другие народы, в том числе и праславяне. Известно, что
"черняховцы" имели весьма тесные контакты с Римской империей и готскими
племенами. Высокая концентрация населения, а также высокий уровень развития
земледелия и ранних ремёсел
создали предпосылки для
государственности, но самобытная цивилизация не устояла под ударами гуннов.
Большие изменения в демографическую обстановку на территории нашей страны в
то время внесло гуннское нашествие. Гунны были известны ещё древним китайцам.
Примерно во 2 веке до н.э. они были вынуждены отойти на запад под давлением
войск "поднебесной" и где-то ко 2 веку н. э. вышли к Волге. На берегах Волги
гунны вынуждены были задержаться почти на два столетия, поскольку встретили
сопротивление со стороны алан (иранцев). Позже, сломив сопротивление аланских
племён, гунны устремились на поселения "черняховцев" и далее на запад. Весьма
воинственные гунны вели кочевой образ жизни, тем не менее, испытывая на себе
влияние культур покорённых народов, все более тяготели к благам цивилизации.
Знаменитый гуннский царь Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого
быта. Таким образом, можно говорить о появлении на карте мира к 4-5 вв.
гуннского государства, простиравшегося до границ римской империи, и которое
представляло собой сложный конгломерат народов, где пришлые гунны уже
составляли меньшинство. После смерти Аттилы, начались распри среди
наследников и покорённые народы, воспользовавшись ситуацией, оттеснили гуннов
на восток в причерноморские степи.
В составе гуннских племён можно выделить прототюрков. Поначалу их роль не
была доминирующей, но положение стало меняться в 6 веке, когда с востока, из
пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный поток прототюркских
племён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация, названная Тюркский
каганат и которая простиралась на огромном пространстве от Монголии до Волги.
В каганате существовала чёткая иерархическая структура, во главе которой
находился хакан, имеющий неограниченную власть и приравненный кочевниками к
китайскому императору. Позже Тюркский каганат распался на две части, из
которых так называемый Западнотюркский каганат властвовал на территории от
Алтая до Волги, а затем распространил свою власть и на часть предкавказья.
Самым серьёзным последствием этого образования был приход тюрок на запад, в
том числе и в Восточную Европу. На лесостепной территории утверждался
доминант славян.
Только на центральном Кавказе сохранился мощный массив аланского (иранского)
этноса, который оправился после гуннского погрома и воссоздал своё
политическое объединение - Аланский союз.
В 7 в., распадается Западнотюркский каганат и из него, самостоятельным
образованием, выделяется Хазарское царство. Изначально хазары описывались
разными источниками как представители монголоидной расы, однако, позже они
имели уже иной облик с
явным преобладанием
говорит о том, что, будучи представителями гуннских племён, хазары
смешивались с местными народами.
Центром Хазарской державы
Приморский Дагестан, где находились первые две столицы - Баланджар и
Самандар. Известно, что хазары часто выступали союзниками Византии в войнах с
Ираном. Также, они активно соперничали с арабами и из-за войн с ними
вынуждены были перенести свою столицу севернее, в устье Волги. Более того,
хазары пошли дальше на северо-запад. Русские летописи отмечают, что им
платили дань славянские племена - вятичи, радимичи и какое-то время поляне.
В покорённых хазарами странах поднимались восстания. К первой трети 9 в.
освободились славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки сбросить хазарскую власть
предпринимались в Волжской Болгарии - небольшом государстве, возникшем на
Средней Волге. В 10 век Хазария вступила ослабленной. Главным врагом её
теперь была Русь, которая разгромила Хазарский каганат.
В
середине 1 тысячелетия н.э. на общей
территории Восточной Европы, от озера
Ильмень до Причерноморских степей
и от Восточных Карпат до Волги, сложились
восточнославянские племена. Историки
насчитывают около 15 таких племен.
Каждое племя представляло собой
совокупность родов и занимало тогда
сравнительно небольшую обособленную
область. Согласно «Повести временных
лет», карта расселения восточных
славян в 8-9 вв. выглядела так: словене
(ильинские славяне) жили на берегах Ильменского
озера и Волхва; кривичи с полочанами -
в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра;
дреговичи - между
Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и
Москве-реке; радимичи - на Соже и
ДеснеЖ северяне - на Десне, Сейме, Суле
и Северном Донце; древляне - на
Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне
- по среднему течению Днепра; бужане, волыняне,
дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверци, улици
- на самом юге, у Черного моря и у Дуная.
В группу восточных славян входят: русские,
украинцы и белорусы.
Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связаный с аграрной магией. В ней отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались оптимальным для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в., что свидетельствовало о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблюдений.
Происхождение славян.
СЛАВЯНЕ. Общеслав. Соврем. форма развилась
из словѣне под влиянием слов типа римляне,полоняне, горожан
вплоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о
славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне возникли в
результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с
различными другими этносами Восточной Европы.
Ареал расселения праславян, которые, как полагают лингвисты, отделились от
родственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э., был весьма невелик. В
ранних источниках праславяне назывались венедами и связывались как с
германскими племенами, так и с финнами. Отсюда можно сделать предположение,
что венеды занимали часть территории нынешней Польши, Белоруссии и Украины.
На протяжении 2 веков
славяне оттеснили или
других народов с побережья Балтийского моря и, позже, заняли районы
Прикарпатья.
Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения. Примерно в
одно время с заселением
тюрками степной части Юго-
лесостепную часть постепенно осваивали славяне, которые уже к 5 в. вышли к
среднему Днепру. Затем они продвинулись в бассейн реки Десны, получившей
славянское название ''Правая''. Любопытно, что основная часть крупных рек на
юге сохранили свои старые, иранские названия. Так, Дон - просто река, Днепр -
объясняется как глубокая река и т. д.
Главными врагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если не стали
союзниками гуннов, то, во всяком случае, смогли использовать сложившуюся
ситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в лесостепной части местное
население значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда многочисленным и не
было. При этом славяне первоначально как жители лесов продвигались вдоль
больших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортными
артериями для лесных и лесостепных областей. Местное население (иранское,
балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами, как
правило, мирным путём.
До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают о славянах, но, позже
информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началом
активной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились к
византийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западные
славяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же относились
и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые считались
особой, скорее всего восточной, группой славян.
Византийские писатели выделяли антов как храбрейших из славян. Любопытно, что
анты и склавины часто враждовали друг с другом и этим умело пользовались
византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей.
Целесообразно привести отрывок описания славян в византийском трактате
''Стратегикон'': " Племена славян многочисленны и выносливы, легко переносят
жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище. К прибывающим к ним
иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки внимания, охраняют их.