Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:55, контрольная работа
Романо – германская правовая система развивается под влиянием Германии и Франции. Для этой системы характерно:
-деление права на частное и публичное. Частное: гражданское, семейное, торговое. Публичное: конституционное, административное, международное, уголовное и процессуальное)
-право материально и процессуально четко
Введение
Романо – германская правовая система развивается под влиянием Германии и Франции. Для этой системы характерно:
-деление права на частное и публичное. Частное: гражданское, семейное, торговое. Публичное: конституционное, административное, международное, уголовное и процессуальное)
-право материально и процессуально четко разграничиваются;
-основным источником права являются законы, которые устанавливают общие правила поведения и принципы (суд не занимается законотворческой деятельностью);
-широкое распространение кодификации. База – кодексы, основа конституционной системы – влияние римского права в имущественной сфере;
-отличается доктринальностью, логичностью.
Основную роль в выработке сыграли профессоры права, а не юристы-практики.
В романо-германском праве новые нормы принимаются на основе дедукции из уже существующих законов (конституций, кодексов, простых законов, регламентов и декретов). Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, - вот основная задача юридической науки. Поглощенная этой задачей, доктрина в меньшей степени интересуется вопросами управления, отправления правосудия и применением прав (этим занимаются юристы-практики).
Плюсы этой системы:
Минусы:
Вопросам источников конституционного права в ФРГ и Италии посвящена контрольная работа.
Особенностью правовой системы Италии является наличие специального нормативного акта, устанавливающего четкую иерархию источников права. В соответствии с Общими положениями о законе, принятыми вместе с Гражданским кодексом, источниками права признаются законы, регламенты, корпоративные нормы (утратившие свое значение после свержения режима Б. Муссолини) и обычаи (ст. 1). В новейших итальянских курсах публичного права дается более детальная классификация: источники права, обладающие верховенством (конституция и конституционные законы); первичные источники (законы и акты, имеющие силу закона); вторичные или производные источники (регламенты и приравненные к ним акты); иные источники (конституционные соглашения, обычаи, акты Европейского Союза).
Вопросам
источников конституционного права
в ФРГ и Италии посвящена контрольная
работа.
Источниками конституционного права в странах с романо – германской правовой системой являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.
Основным
источником конституционного (государственного)
права являются конституции, но они
часто содержат лишь общие положения
и обходят молчанием ряд
Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, в противном случае они теряют свою силу.
К другим источникам относятся:
1) законы:
Конституционные - вносят изменения в конституцию или дополняют ее; они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения.
Органические
- принимаются в усложненном
Обыкновенные - регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента. Важнейшие нормы государственного права содержатся и в обычных парламентских законах, которые иногда вступают в противоречие с конституцией. В качестве примера можно сослаться на законы Смита, Маккарена - Вуда, закон о контроле над коммунистической деятельностью в США, которые представляли собой прямое нарушение конституции (их действие впоследствии было прекращено)2.
Чрезвычайные - согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.
Высшие законодательные органы в ряде стран вправе делегировать свои полномочия в данной области другим органам. В таком случае эти последние могут издавать акты, имеющие силу закона, хотя, как правило, они называются несколько иначе, чем просто закон. Так, во многих странах Западной Европы парламенты имеют право передавать законодательные полномочия в определенных сферах правительствам своих стран. Правительства одобряют декреты-законы, приравниваемые по юридической силе к законам.
2)
внутригосударственные
3)
регламенты парламентов и их
палат, устанавливающие
4)
акты главы государства и
5)
акты органов конституционного
контроля (конституционных судов,
конституционных советов и др.)
6) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950г. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г.
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Важнейшим
источником романо-германского права
выступает закон. Законы принимаются
парламентами стран системы, обладают
высшей юридической силой и
Как уже было сказано, законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Верховенство их обеспечивается специальными конституционными судами либо верховными судебными органами. Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов. Предметом регулирования законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти.
Важное место среди текущих
законов занимают
Кроме
законов в странах романо-
Источником романо-германского права является обычай. Исторически многие обычные нормы получили закрепление в законах, стали их содержанием. Но как самостоятельный источник права обычай сегодня выполняет второстепенную роль в правовой системе, выступая в качестве дополнения к закону.
В ряде европейских гражданских и торговых кодексов закреплены нормы, позволяющие использовать обычаи, обыкновения хозяйственной и торговой практики при отсутствии «молчании» закона, т.е. с их помощью восполняются пробелы законодательного регулирования. Обычай также осуществляет функцию «амортизатора», сглаживателя противоречий, несправедливости законодательных решений. Например, в ФРГ он используется наряду с принципами права при толковании неотмененных законов времен национал-социализма в случае их противоречия основным правовым началам и идеям социальной справедливости. С этой точки зрения роль обычая до конца не исчерпана.
Источником романо-германского права с определенными оговорками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сводится к тому, что согласно действующей доктрине нормы права могут приниматься лишь самим законодателем и уполномоченными им органами. Тем не менее существующие противоречия, пробелы законодательства и, самое главное, широкий простор, предоставленный парламентами судебным органам, обусловили разработку судьями принципиальных решений, уточняющих положения закона, а иногда идущих вразрез с волей законодателя.
Подобного рода решения
В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права - особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.