Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:38, монография
Уязвимость концепции разделения властей требует поиска более эффективных моделей властеотношений. Думается, необходимо отказаться от ее дальнейшего принудительного внедрения в практику государственного строительства России. «Полное разделение властей абсурдно, оно вступает в противоречие с перспективой выживания государства и сохранения политической системы». Поэтому нужна замена концепции разделения властей на концепцию распределения полномочий властных органов в соответствии с их природой и предназначением при обеспечении определенных приоритетов представительных, законодательных органов государственной власти. Таким образом, будет сохранено самое главное для государства — его единство.
Аннотация
Глава 1 РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ...
Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 3 ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Глава 4 ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Глава 5 КОМПЕТЕНЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2. СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
5. ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
6. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
7. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ
8. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РФ
9. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Глава 6 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
1. ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ РАССТАНОВКИ КАДРОВ
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
3. ОБЪЯВЛЕНИЕ АМНИСТИИ
4. ЗАПРОСЫ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования “Российская
Кафедра гуманитарных дисциплин
Рецензия
На монографию Гранкин И.В. Парламент России (Москва г.1999)
Выполнил: студент
Группы 1112
Ф-та таможенного дела
Каскинов Руслан
Научный руководитель:
В.Г. Качалова, кандидат
исторических наук
Сантк-Петербург
2013
Гранкин Игорь Васильевич - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Российской академии правосудия, действительный государственный советник РФ 3 класса, заслуженный юрист Российской Федерации. С июня 1995 г. по июнь 2002 г. работал в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в июне 2002 года ушел в отставку с должности заместителя начальника Правового управления). Работу в Государственной Думе совмещал с работой в журнале "Президент. Парламент. Правительство", в качестве главного редактора.
В монографии, данного автора, рассматриваются особенности становления и развития парламентаризма в Российской Федерации, анализируется порядок формирования палат Федерального Собрания – парламента РФ, высказываются и обосновываются предложения по его совершенствованию.
Игорь Васильевич Гранкин дает описание вопросам формирования российского парламента, его место в системе органов государственной власти. Основное внимание уделяется анализу полномочий Государственной Думы и Совета Федерации, рассмотрению особенностей принятия федеральных законов. Приводятся предложения по повышению роли Федерального Собрания Российской Федерации в жизни общества.
Статья актуальна для юристов и политологов, но также проста в чтении и понимании для любых читателей, интересующихся проблемами становления и развития российского парламентаризма.
В первой главе “Разделяй и властвуй ” речь идет о разделении властей, автор выделяет все “за” и “против” ; единство или деление –главный вопрос , на который пытается ответить автор, подводя итог ,он приводит в пример немецкого философа Гегеля , который писал: «Представление о так называемой независимости властей друг от друга заключает в себе ту основную ошибку, что независимые власти тем не менее должны ограничивать друг друга. И посредством этой же независимости уничтожается единство государства, которое надлежит требовать прежде всего». А за уничтожением этого единства следует и распад государства, о чем ярко свидетельствует трагическая судьба Советского Союза. Такую же судьбу уже нередко предрекают и Российской Федерации. Так что эксперименты с устройством государства — не безобидная вещь. Неправильное распределение властных полномочий влечет за собой расбалансировку государственного механизма.
Уязвимость концепции разделения властей требует поиска более эффективных моделей властеотношений. Думается, необходимо отказаться от ее дальнейшего принудительного внедрения в практику государственного строительства России. «Полное разделение властей абсурдно, оно вступает в противоречие с перспективой выживания государства и сохранения политической системы». Поэтому нужна замена концепции разделения властей на концепцию распределения полномочий властных органов в соответствии с их природой и предназначением при обеспечении определенных приоритетов представительных, законодательных органов государственной власти. Таким образом, будет сохранено самое главное для государства — его единство. В этом случае повысится и значение народного представительства как связующего звена между государством и народом. В Российской Федерации народное представительство как реальное проявление народной воли, внутреннего суверенитета народа в настоящее время находится в критическом положении. Это тормозит процессы создания демократического правового государства, формирования отношения к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности. Хотя именно такая цель ставится в ст. 2 Конституции РФ.
Важнейшими условиями преодоления такого положения являются, с одной стороны, активизация деятельности государства и его органов по повышению уровня политического и правового воспитания народа, расширению навыков по управлению делами государства, осуществлению иных политических прав. Тезис В.И. Ленина о том, что государство сильно сознательностью масс, не утратил своего значения. Поэтому необходимо создать дифференцированную систему политического и правового воспитания граждан с учетом их возрастных, профессиональных и иных особенностей. При этом имеется в виду обязательное изучение политологии и основ права во всех учебных заведениях, расширение сферы лекционной пропаганды, использование средств массовой информации. Но эту работу эффективно можно развернуть в условиях постоянного повышения уровня благосостояния народа, решения проблем выживания, голода, безработицы и прочих социальных недугов. Народ будет иметь четкие ориентиры в процессе делегирования (передачи) своей власти государственным органам власти. Это позволит поднять его роль в управлении государством и повысить ответственность за конкретные результаты избранных им органов. Без осознания такой ответственности народ будет оставаться не столько субъектом власти, сколько ее объектом. Наиболее подходящая форма народовластия — парламентская республика. А анализу реального положения нынешнего парламента Российской Федерации автор посвятил следующие главы настоящей книги.
Глава вторая “ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “ .Новая сущность представительных и законодательных органов особенно ярко проявилась на Федеральном Собрании — парламенте Российской Федерации. Этот орган государственной власти значительно отличается от предшественника — Съезда народных депутатов Российской Федерации. Во-первых, Федеральное Собрание на конституционном уровне провозглашено лишь представительным и законодательным органом Российской Федерации, а не высшим органом государственной власти Российской Федерации, каковым был Съезд народных-депутатов Российской Федерации. Не наделено Федеральное Собрание и функциями Верховного Совета Российской Федерации, который как орган Съезда народных депутатов Российской Федерации был постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти Российской Федерации. Переток властных полномочий к Президенту Российской Федерации, исполнительной власти, естественно, ослабил представительную и законодательную власть, создал конституционные предпосылки для фактического функционирования президентской республики. Также в этой главе автор затрагивает проблему выборов в члены Федерального Собрания , естественно без учета социальной структуры российского общества сформирован Совет Федерации, но что же происходит с выборами в Государственную Думу? Действующую систему выборов в Государственную Думу поддерживают только 13% опрошенных избирателей, менее 28% выступают за процедуру подписей в поддержку кандидатов в депутаты, а 45% избирателей считают, что она не обеспечивает выдвижение достойных кандидатов …
На наш взгляд, выборы депутатов по мажоритарным избирательным округам — свидетельство более высокого уровня демократии в стране. Этот порядок следует внедрять и в России. При сохранении двухпалатного парламента формирование каждой палаты должно осуществляться населением путем выборов депутатов по мажоритарной системе. Тогда у политических партий и у их представителей в парламенте появится потребность максимально «плотно» взаимодействовать с избирателями. Как следствие этого станет развиваться деятельность по политическому и правовому просвещению населения, что будет способствовать более компетентному участию избирателей в выборах депутатов, повышению роли органов народного представительства во всех сферах жизни общества. В этом видится главное направление дальнейшего развития демократии.
Преимущество выборов по од но мандатным округам — в их большей открытости, прямых контактах избирателей и кандидатов в депутаты, в возможности установления реальных отношений между населением и депутатами. Только в рамках мажоритарной системы у избирателей есть фактическая возможность выбирать депутатов, следить за деятельностью своих избранников, а у последних есть устойчивая потребность общаться с ними, показывать результаты своего депутатского труда.
Негативные моменты такой системы устранимы путем предоставления Центральной избирательной комиссии, окружным и участковым избирательным комиссиям дополнительных полномочий по контролю за проведением выборов и создания общественных органов народной инициативы (возможно при избирательных комиссиях). На государственном уровне следует принять меры к значительному сокращению расходов на выборные кампании. Представляется, что можно было бы отказаться от сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты. Широко известно, что эта процедура не является барьером для выдвижения кандидатами в депутаты людей с криминальным прошлым или иными антиобщественными аномалиями. Легче всего такой «барьер» преодолевают именно эти лица, так как имеют широкие возможности для оплаты услуг сборщиков подписей избирателей, давления на последних путем угроз и насилия. Сбор подписей, ставший источником доходов для зачастую недобросовестных людей, можно было бы заменить собеседованиями кандидатов в депутаты с членами окружных избирательных комиссий с последующим информированием избирателей о таких беседах путем опубликования соответствующих протоколов. Процедура собеседования могла бы выявить интеллектуальный уровень претендентов на депутатские мандаты, их профессиональную подготовку к законотворческой деятельности, степень желания работать ради блага своих избирателей и всего населения.
Да и кандидат в депутаты мог бы получить реальную возможность взвесить свои силы и возможности, более четко представить суть работы в парламенте или ином законодательном органе. По нашему мнению, можно было бы более оптимально решить и вопрос об общем числе депутатов, избираемых в парламент. Количественный состав депутатского корпуса должен зависеть от реальной возможности каждого депутата представлять в парламенте всех его избирателей, взаимодействовать с ними в процессе законотворческой и иной деятельности. Ведь признание депутата народным представителем только тогда наполнится реальным содержанием, когда он сможет реально выявлять, аккумулировать волю своих избирателей и на этой основе участвовать в принятии законов, других государственных решений. Кроме того, при определении численного состава Государственной Думы следовало бы учитывать и реальный объем работы, который необходимо выполнять каждому депутату для того, чтобы она могла функционировать как палата законодательного и представительного органа государственной власти. При таком подходе Государственная Дума не состояла бы из 450 депутатов. Пожалуй, это число было бы значительно меньше, что могло бы способствовать более эффективной работе народных избранников. Ведь общеизвестно, что удачно решают стоящие перед ними задачи не большие или малые коллективы, а те, где определено оптимальное количество работающих.
Более подробное описание федерального собрания представлено в третей главе книги “ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ”. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Следовательно, российский парламент предназначен, с одной стороны, аккумулировать волю народа и представлять его интересы как внутри страны, так и за ее пределами, с другой — разрабатывать и принимать законы. При этом в принимаемых законах, других актах должна отражаться воля избирателей, всех граждан России. Автор наиболее остро поднимает проблему финансирования Федерального Собрания и предлагает ряд способов ее решения без изменения действующей Конституции РФ. Целесообразно изменить состав Совета Государственной Думы. Представляется, что он должен состоять из Председателя Государственной Думы, его заместителей, председателя Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы и четырех руководителей депутатских фракций, представляющих победившие на выборах партии и политические движения. Каждый член Совета должен иметь право решающего голоса. Это позволит усилить роль заместителей Председателя палаты и Председателя Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы в деятельности по координации работы депутатского корпуса и образованных из числа депутатов комитетов и комиссий.
Целесообразно сократить количество заместителей председателей палат до двух в Совете Федерации и до трех в Государственной Думе. Такие сокращения позволят поднять значение должности заместителя Председателя палаты до заметной и значимой фигуры в решении задач, стоящих перед палатами, повысить их роль в организации работы депутатского корпуса. Желательно сократить количество комитетов Государственной Думы. За критерий для их создания следует брать не согласие между руководителями депутатских объединений, а объективные факторы. Таковыми являются основные направления законодательной работы, которые легко определить, опираясь на прошедший опыт деятельности Государственной Думы, анализ потока поступающих в палату законопроектов, сведения о количестве проектов, подготовленных каждым комитетом для рассмотрения Государственной Думой. Нуждается в совершенствовании структура аппаратов палат Федерального Собрания, имеется необходимость повышения их заинтересованности в конечных результатах работы палат. Представляется целесообразным создать самостоятельные единые структурные подразделения, обеспечивающие деятельность всех комитетов и комиссий соответствующих палат. В эти подразделения могли бы войти аппараты комитетов. Такое объединение позволило бы более равномерно распределять нагрузку между работниками этих подразделений, перегруппировывать их силы в случаях «авралов», например при подготовке бюджетных законопроектов, усилить плановые начала, внедрять принцип взаимозаменяемости. Крайне необходимы в Аппарате подразделения по оказанию помощи законодательным органам субъектов Российской Федерации при осуществлении ими права законодательной инициативы, а также для работы по обеспечению соответствия законодательства субъектов России федеральному законодательству.
Информация о работе Гранкин И.В. Парламент России (Москва г.1999)