Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:58, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение вопроса о межкультурном взаимодействии сегодня представляет особый интерес в контексте рассмотрения наиболее актуальных проблем международных отношений, таких как сложность национальной самоидентификации в поликультурном обществе, сохранение традиционной культуры коренного населения. Особенно остро вопрос о сохранении традиционных культур встал в современную нам эпоху складывания постиндустриального общества, когда вследствие процессов глобализации быстрыми темпами идет процесс растворения национальной культуры в «общемировой», подмены национальных и этнических культурных ценностей некими «общечеловеческими».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И КОЛОНИЗАТОРСКАЯ ПОЛИТИКА США……………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ СФЕРАХ
2.1. Изменения в социально-экономической организации у колонизаторов и автохтонного населения Северной Америки………………………………………..28
2.2. Религия, художественное творчество североамериканских индейцев……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И КОЛОНИЗАТОРСКАЯ
ПОЛИТИКА США…………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ СФЕРАХ
2.1. Изменения в социально-экономической организации у колонизаторов и автохтонного населения Северной Америки………………………………………..28
2.2. Религия, художественное творчество североамериканских индейцев……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….54
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Изучение вопроса о межкультурном взаимодействии сегодня представляет особый интерес в контексте рассмотрения наиболее актуальных проблем международных отношений, таких как сложность национальной самоидентификации в поликультурном обществе, сохранение традиционной культуры коренного населения. Особенно остро вопрос о сохранении традиционных культур встал в современную нам эпоху складывания постиндустриального общества, когда вследствие процессов глобализации быстрыми темпами идет процесс растворения национальной культуры в «общемировой», подмены национальных и этнических культурных ценностей некими «общечеловеческими». Оказание всесторонней поддержки возрождению традиционных культурных институтов теперь является сферой интересов Организации Объединенных Наций. Осмысление процессов межкультурного взаимодействия народов связано с анализом таких актуальных вопросов, как национальные отношения в развитых капиталистических странах со сложной этнической структурой, социальное и культурное развитие этнических меньшинств в этих странах, политика правящих кругов государств по национальному вопросу.
В этом отношении пример культурного взаимодействия европейских колонизаторов и аборигенов Северной Америки достаточно показателен, он не только дает представление о значимости культурного взаимообогащения в процессе становления облика американской нации, но и показывает отрицательные стороны культурной интеграции.
Изучение проблем межкультурных коммуникаций может помочь людям понять друг друга, избежать или мирно разрешить конфликты и достичь наиболее эффективного взаимодействия.
Историография проблемы. Американская историография, освещающая исследуемый вопрос об отношениях британских колонистов с аборигенами Северной Америки, берет свое начало от хроник и мемуаров раннего колониального периода. Наиболее известными являются записки первых хронистов: «Общая история Виргинии» капитана Джона Смита, «История поселения в Плимуте» губернатора Нового Плимута Уильяма Брэдфорда, «История Новой Англии» первого губернатора колонии залива Массачусетс Джона Уинтропа. Хроники эти не были простым бытописанием. Историософской основой их трактовки исторических событий была вера в предопределение явлений общественной жизни божьим промыслом. Пуритане-хронисты, пытаясь осмыслить место колонистов в истории сквозь призму Ветхого завета, проводили аналогию между переселением из погрязшей в пороках Англии в Америку и легендарным исходом израильтян из Египта. Америка представлялась «землей обетованной», специально избранной богом для английских поселенцев. Идеи предопределения и избранности были гносеологически тесно связаны с принципами пуританства. Религиозное доктринерство достигло своего апогея в сочинениях Инкриза Мезера и его сына Коттона. В своем произведении «Духовная история Новой Англии» К. Мезер подчеркивал определяющую роль христианской церкви и божественного замысла при основании колоний в Северной Америке и свою главную задачу усматривал в том, чтобы рассказать каким образом мудрость и вера господня проникли в «индейскую пустыню».
Следующий период развития исторической мысли по исследуемому вопросу приходится на XVIII в. И здесь на первый план выступают темы войн колонистов с индейцами и колонизации западных земель, появляется скептическое отношение к повествованиям первых летописцев о чудесных событиях. К таким работам можно отнести работы Р. Беверли «История Виргинии» и У. Бирда «История пограничной линии». В 1784 г. появляется работа Бенжамина Франклина «Заметки относительно дикарей Северной Америки» [Франклин, 1956 , c. 400 - 406], в которых он на основе собственных наблюдений и опираясь на опыт многочисленных путешественников анализирует разные стороны быта и жизни индейцев. Франклин с симпатией рисует общественно-политическое устройство индейских племен, характеризуя его как демократическое, и противопоставляет так называемых дикарей их цивилизованным соседям. Несомненно, на отношение Франклина к индейцам оказали влияние идеи и представления о естественном состоянии людей, об ушедшем «золотом веке», свойственные многим просветителям. Но в основе его оценок лежали также не потерявшие значения до сих пор гуманистические идеалы равенства всех людей, принадлежавших к разным народам и расам.
Помимо американских исследователей историей США занимались и европейцы, в основном путешественники. Так в 1835 г. выходит работа французского писателя и государственного деятеля Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке» [Токвиль Алексис де, 2000, c. 560]. Выдающееся сочинение из большого числа тех, что написаны европейскими путешественниками об Америке. Она представляет собой весьма сложный сплав путевых заметок, исследования, документа, философского эссе и публицистики. Автор в своей работе уделяет внимание вопросу о характере взаимоотношений колонистов и аборигенов Америки в первые колониальные десятилетия: «американцы в США добились истребления и лишения прав индейцев с удивительной легкостью - спокойно, в рамках законности, прикрываясь филантропией, не проливая крови, не нарушая в глазах мировой общественности ни одного из своих «высоких» принципов морали» [Там же, c. 32].
В середине XIX в. выходит работа Фрэнсиса Паркмена «Заговор Понтиака», посвященная войнам колонистов с индейцами. Обращение к этой тематике имело положительное значение для американской историографии, поскольку было распространено мнение о том, что история США, непосредственно не связанная с подготовкой Войны за независимость мелка и тривиальна, и не представляет интереса для историка. Паркмен хорошо знал американский Запад, по просторам которого не раз путешествовал. Он использовал материал местных архивов, познакомил читателей с легендами и нравами жителей Запада. Красочный стиль Паркмена живо передавал местный колорит, однако основной целью его работы было проиллюстрировать тезис о превосходстве английской цивилизации в битве за «лесной край».
Во второй половине XIX в. складывается самостоятельная научная дисциплина - индеанистика, изучающая историю, образ жизни и культуру индейцев. Один из ее основоположников, Льюис Генри Морган, изучая общественную жизнь индейцев, пришел к выводам фундаментального значения для древней истории человечества, которые были впоследствии плодотворно использованы основоположниками марксизма-ленинизма [Стельмах, 1990, c. 4]. Представление о непосредственно взаимоотношениях колонизаторов с аборигенами дает описание Л.Г. Морганом индейского закона гостеприимства, который распространялся в том числе и на европейцев.
В 1905 - 1908 гг. появилась посвященные колониальному периоду первые два тома «История Соединенных Штатов» Эдварда Чаннинга, где он затрагивает значительный круг социально-экономических вопросов, связанных с экспансией на Запад, и на большом материале показывает влияние местных условий, в том числе и культуры аборигенов на формирование американской национальной культуры.
В целом же говорить о наличии большого количества литературы до начала XX в. по вопросу о взаимоотношениях колонизаторов и коренного населения Северной Америки не приходится.
Красной нитью в работах английских исследователей природы английского империализма и, в частности, интересующей нас проблемы, проходит идея избранности британской нации. В работах исследователей первой половины XX в., таких как Элтон, Вильямсон, наблюдается стремление оправдать все насилия, допускавшиеся англичанами-захватчиками, и убедить читателей в том, что народы колониальных стран сами, из-за лени и невежества, не способны управлять своей страной. Эту же точку зрения проводят и современные защитники британского империализма, изображающие английскую колониальную экспансию, как благодеяние англо-саксонской расы в отношении народов колоний, «приобщаемых» таким путем, по мнению Вильямсона, к английской «свободе» [Татаринова, 1958, c. 9].
После окончания второй мировой войны резко усилился интерес к колониальной Новой Англии и, прежде всего, к духовному и интеллектуальному наследию эпохи, что немаловажно для разработки вопроса об отношении европейских колонизаторов к «коренным американцам». В это время свою концепцию о нравственных ориентирах новоанглийского общества выдвинул П. Миллер. Он исследовал структуру идей и особенности их воплощения в политических институтах британского общества на колонизируемой территории.
Пуританизм в понимании Миллера - «это одно из главных выражений западного интеллекта оганизованный синтез тех концепций, которые являются базовыми для нашей культуры». Миллер сумел воссоздать атмосферу далекого XVII в., мировосприятие и психологию людей того времени. О пуританской набожности писало большое количество исследователей, и среди всех работ выделяется работа Чарльза Коэна «Божья ласка», повествующая о радостях и страхах, надеждах и разочарованиях, вере и мучительных сомнениях людей далекого XVII в. [Хрулева, 1994, c. 99].
50-е годы XX в. для американской исторической науки ознаменованы также выходом в свет первого тома трехтомника «Американцы» – «Американцы: Колониальный опыт», принадлежащая перу историка Дэниела Бурстина. Первый том посвящен периоду становления американской нации и роли в этом процессе английского пуританизма. Здесь автор упоминает о бесправиях английских колонизаторов в отношении коренного населения, прикрывающих свои меркантильные интересы идеей распространения христианства среди «дикарей».
В 70-е годы XX в. в Соединенных Штатах Америки наблюдается всплеск интереса историков и широких кругов общественности к различным аспектам ранней американской истории, в том числе и интересующего нас вопроса. Повышение интереса было вызвано стремлением переосмыслить исторический опыт прошлого, чтобы не только определить место США в современном мире, но и глубже проникнуть в существо многих противоречий и проблем, которые имелись в стране на пороге третьего века ее независимости. Празднование 200-летия США несомненно способствовало повышению этого интереса. В журналах «Америкэн хисторикал ревью» и «Джорнел оф америкэн хистори», которые являются печатными органами крупнейших объединений историков США, были опубликованы работы П. Меткалфа и Р. Джонсона, изучавших отношения белых с индейцами. Исследователи уделили много внимания взаимоотношениям внутри и между индейскими племенами, а также подвергли справедливой критике действия некоторых колонистов, побуждавших индейцев к актам жестокости во время вооруженных столкновений с белыми. Основывая свои статьи на богатом фактическом материале, Меткалф и Джонсон делали важные частные выводы, однако не давали глубокого анализа причин столкновений между представителями двух общественно-экономических формаций [Троицкая, 1983, c. 240].
В советской исторической науке, в 70-90-е гг. XX в., проблемам изучения контактов европейцев с туземцами Северной Америки посвятили свои труды В.Г. Стельмах, В.А. Тишков. Их перу принадлежит коллективное издание «Коренное население Северной Америки в современном мире» [Тишков, 1990.]. Весомый вклад в изучение межкультурного взаимодействия европейцев и аборигенного населения Северной Америки внесла исследователь Ю.П. Аверкиева. Ее монография «Индейцы Северной Америки» и работа под ее редакцией «Североамериканские индейцы» [Аверкиева, 1978.] оценены в научной среде и интересны широкому кругу читателей.
Для советских авторов характерно рассматривать проблемы взаимодействия европейцев и индейцев исходя из особенностей социально-экономического развития в американском обществе тех и других. Советские исследователи отмечают, что в результате межкультурного взаимодействия традиционная индейская культура оказалась в значительной степени вытеснена культурой евроамериканской. Результатом взаимодействия некоторые исследователи, в том числе Ю.П. Аверкиева, В.Б. Евтух, считают растущее стремление коренных американцев к национально-культурному возрождению и складыванию единой этнической общности. Другие исследователи, в их числе И.А. Золотаревская, сомневаются относительно перспективы складывания паниндейской общности, ссылаясь на своеобразие и неустойчивость этого процесса [Чешко, 1986, c. 4].
Однако, в общей массе
работ посвященных
Изыскания американских исследователей объединяет одна общая черта понимание общественного развития аборигенного населения страны как процесса аккультурации, то есть трансформации индейских обществ под воздействием господствующего евроамериканского общества. Эту точку зрения можно найти в работах исследователей Д. Велтфиша [Велтфиш, 1978, c. 205 - 219], Т.Дж.К. Брассера [Брассер, 1978, c. 31 - 66].
Стоит упомянуть и о дискуссии, разгоревшейся между отечественным исследователями и американцем Т.Дж.К. Брассером по поводу результатов межкультурного взаимодействия. Исследователь Т.Дж.К. Брассер высказал мнение об изначальности патриархального уклада у индейской общины и возникновении матриархата вследствие колонизации и торговли пушниной. Данная точка зрения была подвергнута научной критике в работах советских исследователей, в том числе Ю.П. Аверкиевой [Аверкиева, 1974, c. 11 – 39].
Несмотря на достаточное количество литературы, в которой прямо или косвенно затрагиваются проблемы взаимоотношений аборигенного и пришлого населения Северной Америки, невелика степень изученности основных аспектов межкультурного взаимодействия представителей различных цивилизаций и роли аборигенов в формировании основ национальной американской культуры.