Инквизиция в Испании с 6 по 17 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

Цель работы - исследование вопроса инквизиции в Испании, ее появление и влияние на мировую историю в целом.
Задачи работы:
- определить причины создания церковью «новой» истории.
- проанализировать задержку инквизиции в Испании до XIX века.
- кто были главные подозреваемые судебных актов.
- актуализация вопроса инквизиции в наше время.
- минусы и плюсы влияния церковных судов на литературу и искусство.

Содержание

Введение…………………………………………………3
Глава 1: Происхождение инквизиции…………………5
§ 1 Генезис инквизиции…………………………...5
§ 2 Средние века…………………………………...12
§ 3 Судебная процедура……………………….......14
Глава 2: Инквизиция в Испании………………………..20
§ 1 Торквемада - великий инквизитор……………20
§ 2 Особенности инквизиции в Испании…………23
Глава 3: Закат былого величия…………………………26
Заключение………………………………………………29
Литература ……………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК- ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ 1.docx

— 72.95 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Брянский Государственный  Университет

имени академика И. Г. Петровского

 

 

Факультет истории  и международных отношений

Кафедра всеобщей истории

 

 

Инквизиция в  Испании            

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: Василенко О.К..                                                                   

                                                                 Студент 3к.,4 гр.                                      

                                                            Проверил:

                                                                              к.и.н., доц. Федин А.В.

 

Брянск   2009

Содержание

Введение…………………………………………………3

Глава 1: Происхождение инквизиции…………………5

        §  1 Генезис инквизиции…………………………...5

        §  2 Средние века…………………………………...12

        §  3 Судебная процедура……………………….......14

Глава 2: Инквизиция в Испании………………………..20

        §  1 Торквемада - великий инквизитор……………20

        § 2 Особенности инквизиции в Испании…………23

Глава 3: Закат былого величия…………………………26

Заключение………………………………………………29

 Литература ……………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        «Бойтесь  Бога и воздавайте хвалу Ему, 

          ибо приближается час суда  его»

Девиз инквизиции.

Уж сколько веков живет в мире такое слово как «инквизиция», самой инквизиции давно нет, но история, свидетель нашей жизни, говорит нам о тех суровых временах, что давно сошли с уст, но  въелись в память. И из века в век она обречена на суд, точно так же, как когда-то сама обрекала людей на гибель, оказывая огромное влияние на судьбу народа.

Как пишет в своей «Критическая история испанской инквизиции» Льорентье, с появлением христианства появляется инквизиция, правда, в то время она еще никак не называлась. Но, тем не менее, она уже была в более или менее мягкой форме. Чрезмерная строгость властей вызывала недовольство у богословов: Аврелий Августин требовал умеренной суровости, Иоанн Златоуст в резких выражениях осуждал смертные приговоры. В VII веке у пап появляется большое количество привилегий, неся тем самым невежество со стороны некоторых представителей католической церкви.1 Но и народ не отставал по развитию, мрак невежества был так непрогляден, что с IX века ни короли, ни епископы не были в состоянии сговориться, чтобы противодействовать злоупотреблению, а по сему с IX века постепенно усиливается обращение церкви к насильственным методам против еретиков: изгнание и конфискация имущества становятся обычным наказанием, встречается иногда и сожжение на костре.

По совам Григулевича, инквизиция в Испании являлась не столько орудием религиозного фанатизма, сколько средством политической централизации. Вместе с Фердинандом Изабелла Кастильская вооружилась против последнего мусульманского оплота в Испании — Гранады, с покорением которой в 1492 г. завершено было дело внешнего политического объединения Испании. И началось новое дело, внутреннее, которое продолжили церковные деятели, «создавшие» историю, что будоражила сознание жителей Пиренейского полуострова.

Несмотря на все имеющиеся  материалы об инквизиции, известно далеко не все о ее деятельности. Она существовала во всех странах  Европы. Но особо в истории отмечено присутствие именно в Испании, именно этим и определяется одна из основных причин актуальности данной темы.

Объектом исследования является инквизиция в Испании, предметом  исследования - определение причин появления и укоренения именно в этой стране , а не в какой либо другой.

Исходя из актуальности исследования, объекта и предмета курсовой работы мы определим цели и задачи:

Цель работы - исследование вопроса инквизиции в Испании, ее появление и влияние на мировую историю в целом.

Задачи работы:

- определить причины создания церковью «новой» истории.

- проанализировать задержку  инквизиции в Испании до XIX века.

- кто были главные подозреваемые  судебных актов.

- актуализация вопроса  инквизиции в наше время.

- минусы и плюсы влияния  церковных судов на литературу  и искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Происхождение инквизиции.

 

§ 1 Генезис инквизиции

 

Существует множество  разных мнений о том, что следует  понимать под инквизицией. Если это  осуждение и преследование инакомыслящих (еретиков), то хронологические рамки  охватывают всю историю церкви, ибо епископы со времен первоначального христианства и поныне имеют право наказывать вероотступников, если же смотреть по голым историческим фактам, то обратим свое внимание на датировку с XII века (период составления постоянных трибуналов, установка определенной постоянной системы) по XIX век (1 июля 1835 дата приказа об отмене инквизиционных процессов)

.Сторонников первой и второй временных рамок было предостаточно еще в XV веке и среди представителей духовенства и среди светских авторов. Первым сформулировал «широкую» точку зрения историю инквизиции сицилийский инквизитор испанец Луис Парамо в опубликованном в 1598 г. в Мадриде трактате «О происхождении и развитии святой инквизиции». Родоначальником инквизиции, уверял он, был сам господь бог, первыми еретиками-— Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо, изгнал из рая провинившихся перед ним Адама и Еву, учинив им тайный допрос и суд. «Инквизиторы, — полагал Парамо, — следуют точно такой же процедуре, которую они переняли от самого бога»2. Фиговые листья, которыми прикрыли свою наготу Адам и Ева после неосмотрительного вкушения от запретного плода, Парамо считал первым «сан-бенито» — позорящим одеянием, носить которое приговаривались жертвы инквизиции, а изгнание прародителей рода человеческого из рая он квалифицировал как первую конфискацию «вечного блаженства», прототип более осязаемых конфискаций, применявшихся впоследствии инквизицией по отношению к имуществу своих жертв. Но все это богу, по-видимому, показалось недостаточным: он осудил людей терпеть вплоть до «страшного суда» бесчисленные болезни, эпидемии, потопы, землетрясения, холод, голод, войны; рождаться в жестоких муках, добывать себе хлеб насущный в поте лица своего и испытывать животный страх перед смертью. Даже земная жизнь праведника полна всевозможных мытарств, терзаний и испытаний. Но если так беспощадно поступил бог со всем родом человеческим,

включая праведников, утверждали средневековые апологеты инквизиции, то его гнев по отношению к непокорным и строптивым потомкам Адама и Евы не знал предела. Разве не уничтожил он посредством потопа все человечество, пощадив только Ноя и его семью? Разве не сжег он живьем все население Содома и Гоморры, пролив на них «дождь, серу и огонь»?3 Разве не истребил он 14 700 человек, осмелившихся роптать против Моисея во время странствований израильтян в пустыне? Разве не послал он ядовитых змиев на тех, кто «малодушествовал» в пути?4 Разве не убил он 50 070 жителей города Вефсамиса только за то, что они «заглядывали в ковчег господа»?

Библейский бог  был не только беспощадным и сверх  меры жестоким к тем, кто отходил  от его заповедей или ошибочно толковал его таинственные «неисповедимые пути». Он требовал от своих последователей такой же беспощадности ко всем вероотступникам, в особенности в тех случаях, когда они пытались «совратить» правоверных. «Если, — поучал бог своих последователей в Ветхом завете, будут уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, говоря: «Пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои»,—то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит глаз твой, не жалей его, не прикрывай его, но убий его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтобы убить его, а потом руки всего народа»5. Иисус Христос, согласно Парамо, был «первым инквизитором Нового завета. Он приступил к обязанностям инквизитора уже на третий день своего рождения, когда сообщил через трех королей волхвов, что явился на свет…После Иисуса Христа св. Петр, св.Павел и другие апостолы занимали должности инквизиторов которую они передали последующим папам и епископам». «Древо инквизиции зеленело и цвело, не без удовлетворения отмечал Парамо, — и расходились его корни и ветви по всему миру, и приносило оно сладчайшие плоды»6. Ссылки На Библию позволяли церковникам более позднего времени доказать «законное», «божественное» происхождение «священного трибунала а так же его «извечный характер», однако современные церковные историки, учитывая одиозную славу инквизиции, предпочитают рассматривать ее в «узком» аспекте. Одним из первых сформулировал эту точку зрения французский епископ Дуэ. Не отрицая, что церковь всегда выступала против инакомыслящих, он в то же время утверждал: отличительной чертой инквизиции являются не столько характер преступления, судебная процедура или форма наказания, сколько наличие постоянного судьи, наделенного специальными полномочиями для преследования еретиков.  Современный историк инквизиции, американский прелат Шэнноп разделяет его мнение. Инквизиция, пишет он, «являлась учреждением, установленным святым престолом, со специально назначенными судьями для расследования  суда и вынесения приговора еретикам» .

Термин  этот был широко распространён  в правовой сфере ещё до возникновения  средневековых церковных учреждений с таким названием и означал  выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с  применением силы. Название «инквизиция» этот орган получил на IV Латеранском соборе, созванном папой Иннокентием III в 1215г.

«Орган правопорядка»  касающийся духовной жизни человека в средние века. Организация, которая производила розыск, а потом (правда не всегда) расследовала недобропорядочного жителя (духовно не добропорядочного) – еретика Ересь - заблуждение ума, и надо полагать, что, если человек не окажется убежденным после того, как ему дважды показали истину, благоразумие не позволяет надеяться на то, что он убедится после третьего увещания, так как он дважды показал себя непослушным голосу своего брата, что заставляет отлучить его от Церкви.7

Начало  деятельности инквизиции, как узкого понятия временной датировки, как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью и свободомыслием, было положено папой Иннокентием III (понтификат 1196- 1216);

Идейной основой инквизиции в Европе стало псевдо христианское вероисповедание. Возвращаясь немного назад, в IV век христианство становится государственной религией Рима. Государство делится на две части: Западную и Восточную, соответственно деля религию и давая ей два пути развития: Римско-католический и Православный (Ортодоксальный). Вскоре католический путь развития приобретает значение господствующей идеологической силы Европы. Католицизм возымел власть над феодалами, препятствуя междоусобным войнам, оставил значимый след в культуре и монополизировал образование.

Несмотря на страх перед инквизицией, в псевдо христианстве всё же возникало большое число новых течений, противоречащих католицизму — «ересей». Некоторые из них были весьма влиятельны. Поэтому католикам необходимо было с ними бороться. Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор 1215 г., решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. Но и установил жесткие правила и рамки для поведения церковнослужителя

Но, нужно не упускать из виду и  тот факт , что сами инквизиторы  писали: «ересь никогда бы не распространилась, если бы в противовес явлись хорошие  проповедники». XI–XIII священники не ищут в Боге поддержки, они не прославляют его даром, за таинства можно заплатить, но не его захотят и свершат, а захотят и не совершат…должности покупаются, об этом свидетельствуют и святой Бернар, и Женблу…а может ересь никогда бы не появилась при правильном и достойном поведении церкви?8

В XI–XIII вв. широко распространилось учение катаров, секта Западной Европы. (Появление именно здесь ереси такого характера можно объяснить наличием хорошего образования и роскоши) Это учение переросло в «Альбигойскую ересь» (юг Франции), центром которой стал город Альби; здесь же проповедовались внерелигиозные идеалы любви. Позднее зародилось движение Вальденсов, выдвигавшее требования «евангельской бедности». Оба эти движения были весьма популярны. Для борьбы с этими движениями были созданы специальные суды, прообразы инквизиции. А также устраивались Крестовые походы. За 20 с лишним лет территория этих «ересей» была «вычищена», и Парижский договор 1229 г. зафиксировал поражение альбигойцев, заставив «ересь» затаиться.

Германский король Фридрих II Штауфен (император «Священной Римской империи» с 1220г.) ввёл смертную казнь для еретиков, передаваемых в руки светских властей. В Нарбонне и Тулузе учреждали первые инквизиционные суды. Но их не хватало, и папа Григорий IX своим Раввенским декретом учредил папскую инквизицию, суды которой появились в большинстве стран католической Европы. Тем же декретом он поручил розыск еретиков монашеским орденам францисканцев и доминиканцев (Domini canes в переводе с латинского «псы господни») — ордену нищенствующих монахов охватившему значительную часть Западной Европы. Эти ордена требовали предоставления им строжайшего надзора над всем образованием. Их деятельность восхвалялась папством как величайшая добродетель истинно преданных сынов церкви, они носили. Из доминиканских школ вышло немало известных инквизиторов.  Еще они называли себя «псами господними» за свою преданность папству и вели агитаторско -наказующую деятельность против ереси.9

После Альбигойских войн (против северофранцузских  рыцарей), еретические учения получили большое распространение в объединённом государстве Арагоны и Канталонии (северо-восток Испании), т.к. многие альбигойцы искали там спасения. Вследствие этого в 1232 г. местная церковь организует в Арагоне инквизицию. Первые смертные приговоры были изданы в 1301 г. в Канталонии. И в течение последующих 50 лет состоялось несколько десятков процессов.

Инквизиция, согласно данным ей при утверждении привилегиям, не была ответственна ни перед каким государственным учреждением и не была подсудна никакому светскому суду10.

 Всё, что имело какое-либо  касательство к инквизиции, могло  рассматриваться исключительно  инквизиционными трибуналами, деятельность  которых всё более и более  расширялась и неизбежно приходила  в столкновение с обычными  светскими судами. На решение  инквизиционных судов апелляция  была возможна лишь к «великому  инквизитору», что придавало инквизиции  особую независимость.

В XVI–XVII вв. Европу поразило контролировавшееся «мировой закулисой» безумие, связанное с вымыслами о ведьмах, колдунах и т.д. Обычно, эти люди отличались от других своими способностями и знаниями. За это им приписывали связь с сатаной. Слово «ведьма»  на русском означает знание и разум. Все деяния ведьм рассматривались как зловредительство; а так же им приписывали невероятные возможности, такие как летать, превращаться в диких животных и др. Но сначала ведьмы считались грешницами «не по злому умыслу»; а с XII–XIII вв. их обвиняют в добровольном пакте с дьяволом.

Суды над ведьмами постепенно переходят в вéдение церкви, а затем папской инквизиции. Ужесточаются наказания, ведьм всё чаще отправляют на костёр. Стала появляться литература на тему ведьм, в том числе «Молот ведьм» (1487 г.), и буллы как священные уставы; в их числе знаменитая «ведовская булла» «Summis desiderantes» (изданная в 1484 году папой римским Иннокентием VIII и положившая начало охоте на ведьм). «Молот ведьм» собрал в себя все народные предания, и стал наставлением для инквизиторов Европы. Практически все данные, известные о ведьмах на сегодняшний день, взяты из двух источников. Самый главный источник — это показания самих ведьм на пытках. Осуждённые, надеявшиеся на снисхождение, готовы были признаться в чём угодно, тем более что нередко они и сами верили в эти истории под психологическим прессингом инквизиции. Другие данные, дошедшие до нашего времени основаны на искусстве тех времён.

Информация о работе Инквизиция в Испании с 6 по 17 век