Иностранцы о культурной жизни Петербурга в петровскую эпоху

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Начало XVIII века было знаменательно для России заметными переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходила на один уровень с европейскими державами. Затронули преобразования и искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство приобретало черты общеевропейского пути развития. Самые значительные перемены происходили в архитектуре. Новый стиль, в котором строились города при Петре I, был не похож на старое московское зодчество. Он был очень похож на европейский, но все же это был свой, русский стиль, с отпечатком европейского искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Иностранцы о культурной жизни Петербурга в петровскую эпоху.docx

— 91.01 Кб (Скачать файл)

Введение.

  1. Актуальность исследования

Начало XVIII века было знаменательно для России заметными переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходила на один уровень с европейскими державами. Затронули преобразования и искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство приобретало черты общеевропейского пути развития. Самые значительные перемены происходили в архитектуре. Новый стиль, в котором строились города при Петре I, был не похож на старое московское зодчество. Он был очень похож на европейский, но все же это был свой, русский стиль, с отпечатком европейского искусства. Главным примером такого стиля является Петербург – новая столица России Петра Великого.

XVIII в. в культурной и  художественной истории России  стал переломным моментом. Именно  в начале этого столетия происходят  основные изменения в культурной  жизни нашей страны, связанные  с иностранным, а точнее, европейским  влиянием на развитие основных  видов искусства.

 

  1. Объект и предмет исследования

Объект: Культурная жизнь Санкт-Петербурга в петровскую эпоху. 

Предмет: Представления иностранцев о культурной жизни Санкт-Петербурга в петровскую эпоху.

 

 

 

  1. Территориальные и хронологические рамки исследования

Территориальными рамками исследования является город Санкт-Петербург     

Хронологические рамки исследования определяются 1703-1725 гг.

 

  1. Исследовательская цель и задачи       Цель: Определить основные представления иностранцев о культурной жизни Санкт-Петербурга в изучаемый период.  

Задачи:

  1. Дать характеристику культурной жизни России в эпоху Петра I
  2. Изучить культурную историю Санкт-Петербурга в 1703-1725 гг.
  3. Выяснить представления иностранцев культурной жизни в столице Российской империи в эпоху Петра I

 

  1. Методы исследования  

Исторический характер данного исследования основывается на принципах многофакторности, историзма и научной объективности. Все эти принципы, а так же поставленные задачи обуславливают применение методов:

  1. Метод аналогий позволит нам восполнить нехватку информации сообщаемой в письменных источниках, а так же сопоставлять имеющуюся информацию, предоставляемую нам несколькими современниками. Особенно данный метод помогает нам при работе с историческими источниками и литературой на протяжении всей работы.
  2. Историко-генетический метод позволит через выделение причинно-следственных связей определить закономерности исторических событий затрагиваемых в данной работе.
  3. Идиографический метод позволит нам показать уникальность и индивидуальность описываемых событий, фактов и теоретических умозаключений.

 

  1. Историография темы 

Монография известного петербургского историка посвящена первоначальной истории Санкт-Петербурга. К этой теме многократно обращались историки, но Е. В. Анисимов по-новому подошел к историческому материалу. В центре книги не только история основания города, но и сам город петровского времени, вид его набережных и улиц, его жизнь. Совершая вместе с автором своеобразную экскурсию по первым улицам Петербурга, читатель познакомится с тем, как работали на стройках, какими были первые дома, набережные, какой была первая петербургская толпа, как жили первые петербуржцы своих дворцах, домах и домишках.1 

В книге Краснобаева, состоящей из отдельных, в значительной степени самостоятельных очерков, рассматриваются наиболее важные аспекты развития русской культуры в 18 веке.2 В том числе культуры Санкт-Петербурга в изучаемый период.

Работа Буганова посвящена жизни и деятельности Петра I первого российского императора, реформатора и преобразователя России. Она основана на многочисленных исследованиях и публикациях исторических источников.3 Использование данной монографии позволит более детально и комплексно представить дух эпохи.

Книга профессора Ленинградского университета В.Мавродина посвящена основанию и первым двадцати пяти годам существования города. Перед читателями пройдут картины строительства и обороны Петербурга, выросшего как город-крепость на отвоеванной у шведов исконно русской территории, а также образы людей, чьими руками и заботами создавался Петербург. В следующей работе Мавродина прослеживается история Русского государства на протяжении трех четвертей 18 века, раскрывается значимость петровских реформ в деле преобразования всех сторон жизни государства; рассматривается вся совокупность проблем, связанных с анализом развития общественно-политической мысли; рассказывается о грозных событиях крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.4 Наиболее интересными, для нас, в этих работах является авторская позиция по вопросам прямо или косвенно касающихся тематики нашей работы.

Автор книги Ю. Овсянников известный искусствовед, лауреат Анциферовской премии за выдающийся вклад в петербурговедение, рассказывает о Петербурге как о столице русской культуры, городе, где родились великая русская литература и советское искусство, где находятся лучшие собрания мировой и национальной живописи, выдающиеся памятники архитектуры. Великолепные иллюстрации, оригинальный дизайн, высокий уровень полиграфического исполнения делают альбом прекрасным подарком ко дню рождения прекрасного города мира.5 Эта монография, является важной составляющей того историографического пласта, который задействован при написании данной работы

 

  1. Источниковедческая база темы

В качестве источников при написании данной работы выступают воспоминания иностранцев о Санкт-Петербурге в петровскую эпоху.6 В сборнике документов составленных Ю. Н. Беспятых, имеется ряд источников необходимых для изучения завяленной темы. Особенно следует выделить воспоминания следующих людей: два немца (один аноним, другой - некто по фамилии Геркенс), шведский военнопленный Л. Ю. Эренмальм, шотландский офицер П. Г. Брюс, французский путешественник О. де ла Мотрэ и два анонимных поляка были внимательными и заинтересованными наблюдателями, создавшими панораму жизни Петербурга в 1710-1726 гг. - их записи, известные лишь узкому кругу специалистов, мы представляем сегодня вниманию читателей. Русские переводы публикуемых текстов сопровождаются введением научного характера и комментариями историков.

 

  1. Новизна исследования        

Ранний Петербург - его облик, застройка, общественная жизнь, быт и нравы первых горожан - известны нам преимущественно по описаниям, составленным несколькими западноевропейскими современниками бурных событий в России эпохи Петра Великого, посетившими берега Невы. Изучение ранней истории Санкт-Петербурга через призму воспоминаний иностранцев, позволяет по новому взглянуть на культурный облик северной столицы в эпоху Петра Великого.

 

  1. Практическая значимость

Данная работа, может быть использована как дополнительный материал при изучении истории России и города Санкт-Петербурга в школе.

 

  1. Структура работы       

Данная работа включает в себя введение; основную часть, состоящую из двух глав, которые в свою очередь состоят из двух параграфов каждая;  заключения и списка литературы. Основная часть работы строится по проблемно-хронологическому принципу. 

 

 

 

Глава 1. История культуры Санкт-Петербурга в 1703-1725 гг.

    1. Особенности постройки и архитектура новой столицы

Обстановка, в которой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания, ведь десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург. Но в Петербурге они не имели готовых жилищ и даже самых необходимых строительных материалов. Указ Петра о запрещении каменного строительства во всей России, за исключением Петербурга, вышел только в 1714 году, поэтому в первые годы строительство велось из всяких материалов, находившихся под рукой. Дерево в бревнах и досках, глина для мазки деревянных стен и для изготовления сырцового кирпича, хворост и дерн для покрытия домов - все шло в дело. При отсутствии предварительно составленного генерального плана Петербурга такое строительство могло привести к непоправимому хаосу. Однако этого не произошло, и даже больше того - иностранцы, приезжавшие в Петербург в двадцатых годах XVIII в., с восторгом отзывались о новой петровской столице.

Среди строительных мероприятий петровского времени выделяются три главных, а именно:

1) государство приняло  на себя руководство работами  по осушению почвы и по прокладке  улиц и набережных;

2) государство заняло  опорные пункты городского плана, из которых главным был центр  Петербурга;

3) чтобы обуздать стихию  застройки улиц и кварталов, частным  застройщикам были предложены  образцовые дома с обязательством  строить дом не внутри участка, а по "красной линии" улицы, что также имело важное противопожарное  значение.

Примерно в это же время выходили указы Петра о переходе к регулярной застройке, о широком применении посадки новых зеленых насаждений и сохранении старых, о строительстве набережных и их укреплении, а в последующем и об их облицовке гранитом; о проведении осушительных работ, замощении и освещении улиц в ночные часы. Все это составило целый кодекс строительных правил, характерных уже для нового города, регулярного в своем существе. Отсюда становится очевидным, что петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского градостроительства.7

Одновременно с решительным переломом во всех областях городского строительства произошли крупнейшие сдвиги и в самих художественных воззрениях русских зодчих. Для осуществления строительной программы, особенно широко развернутой в Санкт-Петербурге, требовались многочисленные архитектурные кадры. В начале XVIII в. Москва, обладавшая крупными зодчими, все же являлась хранительницей старины, и, следовательно, в новой обстановке, когда сам Петр стремился к европеизации русской культуры, было необходимо приглашение иностранцев. Снова, как и при Иване III, в Россию приезжают иностранные архитекторы. Большинство из них сосредоточилось в Петербурге, где под руководством самого Петра и Комиссии строений, возглавляемой Ульяном Сенявиным, осуществляются широкие строительные работы. Начиная с 1713 г. в Петербурге работают Шлотер, Шедель, Леблон, Матарнови и ряд других мастеров.

Сам факт приглашения иностранных мастеров архитектурного дела был вызван исторической необходимостью и в свете задач, стоявших перед Россией петровского времени, был прогрессивным явлением. В Петербург приехали сразу и итальянцы, и немцы, и голландцы, и французы, здесь они живут и работают одновременно. Они не только работали рядом, строя одно возле другого здания четырех различных стилистических типов, но зачастую работали все над одной и той же постройкой, причем каждый вносил в нее свои расовые и индивидуальные особенности. Сплошь и рядом проекты принадлежали итальянцу, постройку начинал немец, продолжал ее француз, потом вел другой итальянец, а там появлялся еще и голландец.

Отдельные иностранные архитекторы, особенно Трезини, Шедель и Леблон, сделали положительный вклад в русское зодчество. Однако нельзя преувеличивать творческого значения этих мастеров и тем более считать их проводниками западноевропейской художественной культуры, якобы воспринимавшейся в России без каких-либо существенных изменений. Следует также отметить, что далеко не все архитекторы, поступившие при Петре I на русскую службу, оправдали себя в проектной и строительной работе. Чрезмерное доверие к иностранцам со стороны Петра открывало широко двери всем желавшим ехать в Россию, и, естественно, поэтому наряду со способными людьми в Петербург попадали посредственные или вовсе никуда негодные архитекторы-самозванцы. Общеизвестна неудача Расстрелли-отца, которому пришлось отказаться от архитектурной карьеры и целиком заняться скульптурой. Но при всем при этом, все творчество архитекторов, работавших в России, не разграничивает между собой, и между их первыми и позднейшими работами, нет значительной разницы.8

Так, например, Доменико Трезини, долгое время работавший при королевском дворе в Копенгагене, принес с собой в Петербург суровые формы скандинавского зодчества. Эта суровость нашла воплощение в колокольне Петропавловского собора, которая поднимается над равниной Невы подобно шпилеобразным башням Стокгольма, Таллинна и Риги. Однако в дальнейшем под влиянием русского зодчества архитектурные формы Трезини заметно смягчились.

Еще более наглядную эволюцию демонстрирует творчество Шеделя, который прожил в России 40 лет. Сравнение построек Шеделя показывает, как постепенно, но неуклонно продолжалось художественное мышление этого мастера, и как укреплялась связь его творчества с национальной русской архитектурой. Если первые работы Шеделя в Ораниенбауме и Петербурге еще примыкают к западным образцам, то его постройки для Киево-Печерской Лавры несут в себе чисто русскую мягкость и получают богатый орнамент, очень близкий к мотивам народного творчества.9

Информация о работе Иностранцы о культурной жизни Петербурга в петровскую эпоху