Институт царя в сословно-представительной монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: характеристика той системы российского управления, которая сложилась в России к середине XVI века, в частности в результате реформ государственного управления, проведенных при царе Иване Грозном.
В процессе достижения поставленной цели решались следующие задачи: выявить проблемы формирования сословно-представительной монархии в России XVI века; дать анализ личности Ивана IV и альтернатив реформирования страны; рассмотреть цели, приоритеты, основные направления внутренней и внешней политики Ивана Грозного.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ 5
2. ИВАН IV – ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЮ СТРАНЫ 9
2.1. ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИ-КИ ИВАНА ГРОЗНОГО 14
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28

Вложенные файлы: 1 файл

ITsSPM.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

тема «Институт царя в сословно-представительной монархии»

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия в XVI веке переживала ряд положительных и отрицательных моментов, связанных как с активным формированием государственного строя в виде сословно-представительной монархии, так и с разорением страны в результате правления царя Ивана IV. К положительным событиям можно с полным правом отнести реформы (монетную, земскую, военную), укрепление государства и центральной власти, ограничение суда наместников с усилением контроля над ним сверху, принятие нового Судебника, присоединение Казанского и Астраханского ханств к России. Но наряду с этими позитивными достижениями политика Ивана IV привела к разорению страны, созданию предпосылок к длительной гражданской войне. Опыт укрепления государства через присоединение новых территорий актуален и в настоящее время, когда Россия, могущественная держава, распалась на мелкие государственные структуры. В этом заключается актуальность данной работы и её практическая значимость.

Объект исследования: сословно-представительная монархия в России XVI века.

Предмет исследования: институт царя в сословно представительной монархии.

Цель исследования: характеристика той системы российского управления, которая сложилась в России к середине XVI века, в частности в результате реформ государственного управления, проведенных при царе Иване Грозном.

В процессе достижения поставленной цели решались следующие задачи: выявить проблемы формирования сословно-представительной монархии в России XVI века; дать анализ личности Ивана IV и альтернатив реформирования страны; рассмотреть цели, приоритеты, основные направления внутренней и внешней политики Ивана Грозного.

Исследование базировалась на литературных источниках авторов: М.Н. Зуева, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова, А.С. Орлова, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, Т.А. Сивохиной и других.

В изучении особенностей политического развития Русского государства  в XVI в. можно выделить несколько  наиболее дискуссионных проблем.

К середине XIX в. в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану IV как к жестокому и злобному тирану. Н.М. Карамзин дал яркое и цельное представление об эпохе этого царя. Он взял на вооружение концепцию “двух Иванов”, созданную современником и самым последовательным оппонентом грозного царя князем Андреем Курбским. Суть ее состоит в том, что первое время царь был “добрым и нарочитым”, а затем погряз в жестокостях и грехах. В новейшей историографии преобладают негативные оценки личности и политики Ивана Грозного. Следует заметить, что поражающая воображение жестокость русского царя была обычным явлением даже для Западной Европы того периода и мало чем отличалась от деспотизма европейских дворов.

В отечественной и  зарубежной литературе отсутствует  единое мнение относительно формы государственного правления, утвердившейся в России. Одни авторы характеризуют ее как сословно-представительную монархию, другие - как сословную монархию. Некоторые определяют политическую систему России этого времени как самодержавие, понимая под ним деспотическую форму абсолютизма, приближающуюся к восточному деспотизму.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ  МОНАРХИИ В РОССИИ

 

Правление Василия III, который внес весомый вклад в историю России эпохи Средневековья, пришлось на начало XVI века. В годы его нахождения на великокняжеском престоле произошло много событий: завершено объединение русских земель вокруг Москвы, окончательно сформировалась крупная держава Европы – Россия. После его смерти в ночь с 3 на 4 декабря 1533 года на престол по завещанию взошел трехлетний Иван IV, под патронажем опекунского совета и матери Елены Глинской. Во время правления Ивана окончательно сформировалась сословно-представительная монархия1.

С начала правления у Ивана Грозного были натянутые отношения с боярской знатью. Но, несмотря на свой негативный настрой по отношению к боярам, царь в тот период готов был к компромиссу с ними и привлечению их к работе над реформами. Об этом свидетельствовало созванное монархом в феврале 1549 г. совещание, которое нередко называют первым в истории России Земским собором. По данным летописи, на нем был заключен компромисс между царем и боярами. После него, по-видимому, началась работа над новым Судебником, который должен был заменить устаревший Судебник Ивана III. Тогда же началась судебная реформа, по которой мелких служилых людей - детей боярских - должен был судить во всех городах по всем делам «опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным» не суд бояр-наместников, как было ранее, а царский суд.

В январе 1547г. Иван IV впервые в истории России официально принял титул царя. К этому времени ухудшилось положение народных масс, обострилась социальная борьба. В 1549г. при Иване IV сложился правительственный кружок - Избранная рада. В 1549 г. был созван первый Земский собор (сословно-представительный орган), в состав которого вошли Боярская дума, представители духовенства и дворян. Собор принял решение о разработке нового Судебника и сформулировал программу реформ, главные из которых - земская и военная. Земские соборы собирались нерегулярно и не стали постоянным органом власти.

В 1550 г. был принят новый Судебник, основанный на Судебнике 1497г., но несколько расширенный. Главное его отличие состоит в том, что отправление правосудия впервые ставилось под контроль представителей местного населения - старост и «целовальников» (присяжных участников суда, целовавших крест). По Судебнику ответственность за преступления крестьян возлагалась на боярина, землевладелец теперь именовался «государем» крестьянина, тем самым юридическое положение крестьянина приближалось к статусу холопа2.

По сравнению с Судебником Ивана III в новом не только увеличивалось число статей с 68 до 100 и разъяснялись некоторые положения, но и имелись черты новизны, связанные с дальнейшим укреплением государства и центральной власти. Происходило дальнейшее ограничение суда наместников, сужение его компетенции и усиление контроля над ним сверху. Узаконен был суд губных старост. Определялся порядок издания новых законов, которые принимались царем вместе с Боярской думой. Судебник способствовал оформлению корпораций служилых людей на местах. Отменялись старые тарханные грамоты, и запрещалась выдача новых, поскольку тарханные грамоты освобождали феодала-иммуниста (на церковных землях) от уплаты податей в казну со своих земель. Отмена тарханов также способствовала упрочению государственного единства. Судебник узаконил возникновение нового явления - кабального холопства, устанавливавшегося на срок до уплаты долга. Чтобы допустить превращение кабального холопства в постоянное, Судебник запретил брать кабалу на сумму свыше 15 рублей и подтвердил право крестьянского выхода в Юрьев день, немного увеличив размеры «пожилого», уплачиваемого крестьянами своему господину при выходе. При Избранной раде полностью сложилась приказная система центрального управления, которая начала формироваться еще при Иване III. Приказы организовывались как по отраслевому, так по территориальному принципу, а приказная бюрократия - дьяческий штат приказов - играл все более заметную роль в системе государственной власти. Самое существенное внимание уделялось военным реформам, было создано стрелецкое войско, которое должно было ослабить зависимость центральной власти от местных князей и бояр и от тех полков, которые они приводили на войну. Не имея возможности полностью содержать стрельцов, государство разрешило им заниматься торговлей и промыслами. Еще одной реформой был проект «избранной тысячи - «испомещение» тысячи лучших детей боярских под Москвой, о чем октября 1550 г. был принят приговор. Этот проект, однако, удалось осуществить лишь частично.

Создавались органы центрального управления - приказы: Посольский приказ (занимался внешней политикой), Челобитный приказ (рассматривал жалобы на имя царя), Поместный приказ (ведал землевладением феодалов), Разбойный приказ (разыскивал и судил «лихих» людей), Разрядный приказ (ведал войсками), Сибирский и Казанский приказы (ведали управлением этих территорий) и др.

В 1550 г. было создано стрелецкое войско. Стрельцов было несколько тысяч. Они получали денежное жалованье, огнестрельное оружие и обмундирование. В армии учреждалось воеводское единоначалие. Была завершена губная реформа: суд по делам о разбое был изъят у наместников и передан губным старостам (губа - округ), выбираемым из дворян.

В 1556г. были отменены кормления. В 1556 г. было принято «Уложение о службе», согласно которому с каждых 170 гектар земли должен выходить на службу вооруженный конник. Денежную «помогу» давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше 170 гектар. Тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф. Служба неслась пожизненно3.

Было упорядочено местничество, которое возникло на рубеже XV-XVI вв. Суть местничества состояла в том, что при назначении на военные или государственные должности решающее значение имело происхождение служивого человека. Местничество давало аристократии некоторые гарантии сохранения ее господствующего положения, но, прежде всего, выдвигало тех, кто издавна и верно служил великим князьям московским. С целью избежания споров в середине ХVI в. был составлен официальный родословный справочник – «Государев родословец». Все назначения записывались в разрядные книги, которые велись при Разрядном приказе. Основной денежной единицей страны стал московский рубль. Но чеканили и новгородскую «деньгу», она равнялась московским рублям.

Таким образом, монетная, земская, военная реформы, способствовали формированию сословно-представительной монархии в России.

 

2. ИВАН IV – ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЮ СТРАНЫ

 

К началу 1560–х годов начался новый период правления Ивана IV, основным содержанием которого стала опричнина (1565-1572 годы), а цель - усиление личной власти Ивана, курс на реформы был свергнут. Чтобы понять причины происходящих перемен, вернемся к началу жизненного пути и царствования Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич, прозванный Грозным, родился 25 августа 1530г. Его отец, Василий III, которому к тому времени уже исполнился 51 год, ожидал рождения своего первого ребенка и наследника с огромным нетерпением. Отдав все свои силы расширению и укреплению царства, он не хотел передавать его своим братьям, из которых в живых к тому времени оставались князья Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий, в силу самого своего положения и феодальной традиции являвшиеся его соперниками.

В русских княжеских  семьях еще с киевских времен существовала традиция, в которой придавалась исключительно важная роль отца в воспитании сыновей. Отец и дед Ивана Грозного, Иван III и Василий III, под присмотром своих отцов не только сформировали основные черты личности и характера, но и делали первые шаги на поприще государственной власти в качестве соправителей своих отцов. Но у Ивана Васильевича такой благоприятной возможности не оказалось. Вскоре после того, как ему исполнилось три года, его отец умер. Малолетний Иван, таким образом, становился государем под присмотром своей матери и при попечительстве опекунского совета. Все это не могло заменить ему отца. Мать не могла быть для него наставницей жизни в той же мере, в какой мог быть отец.

Еще одним тяжелым  последствием смерти отца для Ивана стала обстановка дворцовых интриг, заговоров и постоянной борьбы за власть. Острый впечатлительный ум царевича живо впитывал в себя все происходившее и воспринимал это как норму взаимоотношений между людьми. Он видел гибель знакомых ему людей, в том числе своих родственников, благодаря чему глубоко усвоил, что жизнь человека не имеет сколько-нибудь значительной цены, а родственные связи и привязанности мало что значат. В неполные 8 лет великого князя постигла новая личная трагедия. 4 апреля 1538 г. умерла его мать, Елена Глинская. В результате Иван остался круглым сиротой4.

Политическое положение  резко изменилось. Закончился период регентства, началось боярское правление, представлявшее собой возродившийся  опекунский совет. У него зрела и  развивалась обида на бояр, каждый новый факт приобретал неоправданно большое значение и глубоко западал в память. Развитию этого чувства способствовало постепенно формировавшееся представление о божественном происхождении своей власти над государством и о холопском положении по отношению к нему всех тех, кто проживал в нем, в том числе и знатных бояр.

Не имея возможности  полностью ликвидировать самостоятельность  Боярской думы и церкви, Иван Грозный  решился на необычный шаг. В начале декабря 1564 г. он отправился из столицы на богомолье по монастырям. Такие поездки совершались каждый год. Но никогда еще не было, чтобы вывозили царскую казну, одежды, драгоценности, иконы, чтобы с царской семьей выезжала столь большая свита и охрана. Через месяц, 3 января 1565 г., царь прислал из Александровой слободы два послания. В одном из них говорилось о царском гневе на бояр, приказных людей и «государевых богомольцев» за их измены и злодеяния. В другом письме он обращался к «черным» людям и купцам и писал, что не держит на них гнева и не налагает на них опалы.

Обладая, как и всякий тиран, навыками демагога, он играл на народных чувствах и предрассудках, эксплуатируя как монархизм, так и недоверие к знати, утвердившихся в массовом сознании. И когда 5 января представители москвичей явились в Слободу и попросили Грозного вернуться на царство, он в качестве условия своего возвращения поставил выделение ему особого удела - опричнины, где он установит свое правление и подберет себе верных людей. Еще одним условием он поставил предоставление ему права казнить изменников без того, чтобы за них заступалась церковь. На остальной территории страны - земщине - оставался прежний порядок управления.

Слово «опричнина» известно было на Руси давно. Происходило оно  от слова «опричь» - «кроме» и  означало часть вотчинных земель, оставшихся вдове. При Иване IV оно стало означать часть территории страны, взятой в удел. В опричнину вошли некоторые кварталы Москвы, часть земель бывшего Ярославского княжества, некоторые города вблизи Москвы, богатое Поморье, а позже - земли купцов и солепромышленников Строгановых в Прикамье и часть земель Великого Новгорода. Но более известен, стал со времен Ивана Грозного иной, кровавый и страшный смысл этого слова, что было связано с методами проведения опричной политики. Опричников боялись и ненавидели, поскольку земский человек был бесправен перед ними. Метла и собачья голова, которую опричники прикрепляли к своему седлу, стали символами русского деспотизма, тирании и самовластия. Склонный не только к казням и расправам, но и к шутовству и юродству, Грозный представлял опричников в виде монашествующей братии. Поэтому они носили грубые рясы, под которыми скрывались богатые одеяния. Распорядок дня в Александровой слободе, являвшейся центром опричнины, где царь часто проживал, был своеобразной пародией на монашескую жизнь. Совместные молитвы и трапезы, в которых участвовал царь, сменялись пытками в застенках, в которых он также принимал участие. Будучи одновременно и мучителем, и актером, он в Слободе играл роль игумена. Одновременно Иван Грозный, абсолютно уверенный в божественном происхождении своей власти, выступал в роли земного бога, а опричники представлялись в виде чертова сонмища, призванного исполнять наказания, назначенные свыше.

Информация о работе Институт царя в сословно-представительной монархии