Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:06, реферат
Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.
РЕФЕРАТ
на тему
«Исторический обзор развития
системы образования России,
XVIII – XXI века»
Ушинского
справедливо называют основоположником
отечественной научной
Как известно,
любая наука, также как и любая
педагогическая система или учение,
базируются на определенном научно-философском
фундаменте. Ушинский это понимал
и неоднократно подчеркивал, что "педагогика
все же наука философская" и
поэтому требует единства идей. И,
не являясь явным сторонником
какого-либо философского учения или
направления (в его мировоззрении
переплетаются и
Для Ушинского
педагогика это прежде всего наука
о воспитании, а воспитание - целенаправленный
процесс формирования "человека
в человеке". Воспитание он рассматривал
как социальное явление, имеющее
свои объективные законы, которые
необходимо знать и которыми необходимо
руководствоваться в
При создании своей педагогической системы Ушинский исходил из того, что воспитание и образование в России, а следовательно, и педагогическая наука, должны согласовываться и отвечать жизненным интересам русского народа.
Видя главную
цель воспитания в духовном развитии
человека, большое значение Ушинский
придает религии, считая, что лучшие
характерные черты русской
Большое значение в деле воспитания Ушинский отводил и труду.
Значителен
вклад Ушинского и в разработку
дидактических проблем. Так же как
и многие западные педагоги, он подчеркивал
воспитывающий характер обучения, считая,
что при правильной организации
оно воздействует не только на ум, но
и на душу и сердце. С его точки
зрения большим воспитывающим
Ушинский
был сторонником классно-
Процесс
обучения, по его мнению, проходит через
две основные стадии. Первая стадия
включает в себя три ступени: на первой
ступени под руководством учителя
происходит живое восприятие учащимися
преподнесенного им предмета или
явления; на второй ступени ученики,
опять же под руководством учителя,
вырабатывают предварительные представления
и мнения о полученных ранее образах
предметов и явлений путем
их сравнения и сопоставления; на
третьей ступени учитель
Для лучшего закрепления изученного материала Ушинский предлагал использовать два вида повторения: пассивное (ученик вновь воспринимает то, что уже видел и слышал) и активное (ученик самостоятельно воспроизводит то, что когда-то узнал), отдавая предпочтение последнему.
Ушинский большое внимание уделял организационному построению урока и выделял различные его виды (смешанный, устные, практические и письменные упражнения, оценка знаний), определяемые целью учебного занятия. Кроме того, он указывал на необходимость творческого отношения учителя к своему делу.
К проблеме соотношения в педагогике научного и творческого начал Ушинский обращался неоднократно, начиная со своей первой статьи. В ходе занятия желательно рассмотреть его взгляды на педагогику как науку и как искусство на основе анализа работы "О пользе педагогической литературы", в которой он подробно останавливается на этом вопросе.
Огромное
внимание в своих трудах Ушинский
уделял личности учителя, который, по его
мнению, должен не только учить, но и
воспитывать, т.е. быть педагогом. Он требовал
от него образованности, любви к
своему делу и постоянного стремления
к повышению педагогического
мастерства. В ряде научно-педагогических
работ и специальных документов
Ушинский представил развернутую научно-
Конец XIX - начало ХХ вв. знаменуются активными инновационными поисками в теории и практике образования России. Особую роль в этом процессе сыграли идеи и опыт великого русского гуманиста, писателя и педагога Л.Н.Толстого (1828-1910 гг.). В ходе семинарского занятия необходимо подчеркнуть масштабность и эволюционность его взглядов, акцентировав внимание на значении педагогического наследия мыслителя в становлении и развитии педагогики свободного воспитания.
Интерес к педагогическим проблемам Толстой стал проявлять с конца 40-х гг., а в 1859 г. занялся практической деятельностью, открыв в своем имении Ясная Поляна, что находилось в Крапивненском уезде Тульской губернии, школу для крестьянских детей, главным принципом жизнедеятельности которой стал принцип свободы. В учении Толстого получили свое развитие основные идеи теории "естественного воспитания" Ж.Ж.Руссо. Однако в отличие от французского просветителя, он стремился повернуть образование не к природе, а к жизни, где и пытался найти подлинную свободу. В постижении сути свободы Толстой шел как по пути классической философии, укладывая ее содержание в формы необходимости, так и по пути христианских вероучений, видя высший смысл свободы в нравственной жизни для Бога. Главная цель воспитания для него заключалась во внутреннем освобождении ребенка, развитии его духовно-нравственной основы и природных задатков (А.А.Шаталов). Внешняя сторона свободы для Толстого не имела особого смысла и была нужна как вспомогательное средство для решения стратегических педагогических задач. Он был уверен, что школа ни в коем случае не должна ничего навязывать ребенку. Ее предназначение состоит лишь в том, чтобы предоставить самим себе те образовательные силы, которые действуют в жизни.
Рассматривая развитие идей и опыта Толстого, российскими педагогами изучаемого периода (К.Н.Вентцель, И.И.Горбунов-Посадов, О.Кайданова, Н.В.Чехов, С.Т.Шацкий в начале педагогической деятельности и др.), особое внимание следует уделить видному теоретику свободного воспитания К.Н.Вентцелю (1857-1947), сделав акцент на разработанных им принципах Дома свободного ребенка и положениях "Декларации прав ребенка".
Бурное развитие наук о человеке в конце XIX - начале ХХ вв., появление экспериментальных педагогики и психологии, активизация социологических исследований послужили объективным толчком к возникновению новой области научных знаний - педологии. У истоков ее создания стояли известные западные ученые Э.Мейман, Э.Торндайк, С.Холл. Сам термин "педология" был предложен в марте 1893 г. американским психологом О.Хрисманом (учеником С.Холла) для обозначения целостного подхода к изучению ребенка на основе всестороннего исследования закономерностей его возрастного развития.
Россия не осталась в стороне от движения за изучение ребенка и построение системы воспитания и обучения, основанной на знании закономерностей детского развития. В разработку данной проблематики включились И.А.Сикорский, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев, Г.И.Россолимо и др. В Петербурге в 1907 г. Бехтеревым был открыт Педологический институт и основан журнал "Вестник психологии, криминологии и педологии". Активными сторонниками исследований по изучению детского развития стали А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Л.Е.Оболенский, А.Н.Бернштейн, А.Ф.Лазурский. Педология была широко представлена на съездах по педагогической психологии (1906 и 1909 гг.). После 1917 г. педологические исследования приняли еще более широкий размах. Характеристику особенностей развития детей в различные возрастные периоды дали Е.А.Аркин, И.А.Арямов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, М.М.Рубинштейн, Н.А.Рыбников, А.А.Смирнов и др. Развернулась сеть педологических учреждений, издавалась обширная литература по данной тематике, были проведены конференция (1927 г.) и съезд педологов (1928 г.), выходил в свет журнал "Педология" (1928-1932 гг.) (11, с. 133-134).
Наиболее
последовательно
Социогенетики
(С.С.Моложавый, А.С.Залужный, А.Б.Залкинд
и их последователи) акцентировали
внимание на определяющей роли в воспитании
и формировании личности внешних
факторов. Ребенок, говорили они, на 90%
- продукт средовых воздействий, и
лишь на 10% его поведение определяется
инстинктами. Выработке навыков
правильного поведения
4 июля 1936
г. ЦК ВКП(б) принял
В конце XIX - начале ХХ вв. и на Западе и в России были популярны идеи трудовой школы. Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению соответствующего вопроса семинара желательно совершить небольшой экскурс в прошлое и вкратце показать эволюцию данной идеи в истории образования и педагогической мысли.
В России
первым педагогом, пытавшимся решить проблему
взаимосвязи труда и
Существенное влияние на разработку теории и практики отечественной трудовой школы оказали работы С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, М.М.Рубинштейна, А.Г.Калашникова, Л.Д.Синицкого, А.А.Фортунатова. Наиболее известными были модели трудовой школы, предложенные Шацким и Блонским. Шацкий был сторонником сельских трудовых школ. По его мнению, ее важнейшими элементами должны были стать производительность труда, игра, художественные занятия, организация социальной жизни детей, а важнейшими принципами - опора на личный опыт и интерес ребенка, самодеятельность и саморазвитие. Блонский же был убежден в необходимости индустриальной трудовой школы, путь к которой проходит через несколько этапов: детской общины, "фабрики-школы", "дома юношества" и "мастерской". Педагоги того периода высказывали различные точки зрения на принципы, содержание, формы и методы работы трудовой школы, но главную задачу все они видели в воспитании знающих и умелых "общинников" - коллективистов (11).
Информация о работе Исторический обзор развития системы образования России, XVIII – XXI века