Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:42, реферат
Тема нашей работы довольно актуальна, и таковой будет всегда, так как миропонимание каждого поколения индивидуально, и к изучению истории каждое из них подходит со своими методами и принципами.
Цели нашей работы: понять научность истории и выявить ее роль в развитии общества.
Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи: изучить функции исторического познания, принципы и методы изучения истории, проследить этапы развития исторической науки. А для всего этого изучить научные исторические труды различных авторов.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Предмет и функции исторического познания……………………………6
3. Принципы, методы и источники изучения истории……………………..9
4. Этапы развития исторической науки……………………………………14
5. Периодизация мировой истории…………………………………………16
6. Заключение………………………………………………………………..17
7. Список литературы……………………………………………………….18
Содержание
Введение
Люди всегда интересовались своим прошлым, задавались вопросом о важности этих знаний. Поэтому история всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес.
Но что же такое история и зачем она нужна человеку? Дать ответы на эти вопросы крайне важно в наше время, век космических скоростей и фантастических научных достижений. Можно сказать, что история – это наука о прошлом. Но это довольно узкое определение. Можно добавить, что история – это наука об истоках современности. Но и это не дает полного представления о данном термине. Научное познание окружающего – важный компонент взаимодействия человека с миром. История – это колоссальный массив социокультурного опыта человечества, накопленный многими поколениями и передающийся по наследству от поколения к поколению.
Каждый из нас имеет отношение к истории, ведь это мы, частички одного большого человечества, создаем ее и влияем на ход ее развития. С каждым новым поколением меняются взгляды на окружающую действительность, и каждое новое поколение видит историю предшественников по-своему, подгоняя ее под свое мировоззрение и создавая те или иные теории ее развития. Поэтому, история – это развивающийся массив социального опыта.
Научное же определение термину «история» звучит следующим образом. История – наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Можно сказать, что история возникла с появлением человечества, но как наука она получила свое развитие сравнительно недавно, 2500 лет назад. Именно тогда возникает такое понятие как историк-логограф – автор первых исторических сочинений. И таким был древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший книгу «История». Поэтому он и считается основоположником этой науки.
Наука история – это важнейшая общественная наука, гуманитарная дисциплина, изучение которой является главной составляющей в интеллектуальном развитии личности и выработке способности к творческому мышлению. Также, история – это коллективная память народа, потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной, варварской. Убить память народа – значит убить сам народ, превратить его в раба. Следовательно, изучение истории своего народа и сохранение этой памяти дает человеку возможность не превратиться в безликую случайность нашего мира.
Тема нашей работы довольно актуальна, и таковой будет всегда, так как миропонимание каждого поколения индивидуально, и к изучению истории каждое из них подходит со своими методами и принципами.
Цели нашей работы: понять научность истории и выявить ее роль в развитии общества.
Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи: изучить функции исторического познания, принципы и методы изучения истории, проследить этапы развития исторической науки. А для всего этого изучить научные исторические труды различных авторов.
При написании данной работы мы пользовались разнообразной литературой.
Во-первых, это книга Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций». В нем приведена объективная оценка концепций и методов изучения истории, предмета исторического познания.
Во-вторых, это «История России» под ред. А.А. Радугина. Данная книга помогла в изучении сущности исторического познания.
В-третьих, это «Всемирная история» под ред. Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой. В этом труде представлены этапы развития исторической науки и варианты периодизации мировой истории.
Предмет
и функции исторического
Историческое познание – форма отражения исторической действительности.
Бытуют разные, часто полярные оценки одних и тех же событий, периодов истории. Проблема истинности исторического знания всегда волновала ученых, приводила к различным дискуссиям. Вот основные позиции, высказываемые в ходе дискуссий.
Историк творит историю совершенно субъективно. Он не воспроизводит факты прошлого, а создает их, исходя из собственных идеи и представлений. При таком подходе объективность исключается. История изображается как художественное творчество. И такой подход оказывается бесплодным, и он скорее отражает кризис традиционных, сложившихся еще в XIX веке, методов исследования.
Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.
Предметом исторического познания является вся совокупность общества на протяжении всего исторического процесса.
История выполняет несколько социально-значимых функций:
Первая функция —
познавательная, интеллектуально развивающая,
состоящая в самом изучении исторического
пути стран, народов и в объективно-
Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».
Третья функция — мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором основывается наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Принципы, методы, теории и источники изучения истории
Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.
К основным принципам научного исторического исследования относятся:
– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;
– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;
– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);
– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;
– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.
Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные. Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:
– конкретно-исторический или идеографический метод: суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;
– сравнительно-исторический метод: подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
– историко-генетический метод: связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
– ретроспективный метод: заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
– историко-типологический метод: связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.);
– хронологический метод: предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.
Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение.
Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.