История орнамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

«Орнамент» – латинское слово, а в переводе на русский язык означает «украшение», «узор», построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры, в зависимости от материала – на бумаге, ткани, дереве, металле, кости; широко применяется в архитектуре и книжной графике. Являясь основой народного искусства, он во многом определяет традиции этноса. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно определить и время, и страну, где была создан тот или иной предмет.

Вложенные файлы: 1 файл

Орнамент.doc

— 3.03 Мб (Скачать файл)

«Орнамент» – латинское слово, а в переводе на русский язык означает «украшение», «узор», построенный на ритмическом чередовании и сочетании  геометрических или изобразительных  элементов. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры, в зависимости от материала – на бумаге, ткани, дереве, металле, кости; широко применяется в архитектуре и книжной графике. Являясь основой народного искусства, он во многом определяет традиции этноса. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно определить и время, и страну, где была создан тот или иной предмет.

 

В нем прослеживаются воззрения  и понятия о прекрасном. Орнамент доносит до нас мысли наших  предков, не только сообщая некоторые  сведения о жизни прошлых поколений, но оказывая большую помощь и в решении преемственных связей как народного декоративно-прикладного, так и профессионального изобразительного искусства наших дней.

 

Чувашский орнамент занимает достойное  место среди большого разнообразия орнаментов народов мира. Однако следует признать, что национальный орнамент – сложная и малоизученная область чувашского искусства. И если об орнаменте чувашской вышивки существует довольно много литературы, содержащей подробные ее описания, то о других видах орнамента литература значительно скуднее. Такое положение характерно для орнаменталистики в целом. По словам кандидата искусствоведения Л. М. Буткевич, «теоретическая база изучения орнаментального искусства в отечественной и мировой науке чрезвычайно слаба. В основном это литература либо описательного характера, либо работы, посвященные чисто формальному анализу тех или иных орнаментальных композиций».

 

Среди дореволюционных публикаций по чувашскому орнаменту известны альбом художника Н. Е. Симакова, работы этнографов Иоганна Готлиба, Н. И. Гаген-Торн, П. С. Паллас. В XX веке в изучение чувашского орнамента внесли вклад художники Д. И. Архангельский, М. С. Спиридонов, этнографы Г. А. Никитин, Т. А. Крюкова, Т. Н. Акимова. В настоящее время представляют большой интерес научные труды искусствоведов А. А. Трофимова, Г. Н. Иванова-Оркова, публикации народных мастеров В. А. Минеевой, Т. В. Шарковой, Е. Н. Жачевой и др.

Знание истории и теории орнамента  сегодня нужно тем, кто работает в сфере архитектуры, интерьера, ювелирного искусства, художественного текстиля, костюма, не говоря уже о народном творчестве, где тема орнамента остается актуальной во все времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувашская национальная вышивка

 

страница 1

 

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.

     Для анализа старинной  чувашской вышивки в распоряжении  исследователя имеются образцы, относящиеся к 19 и началу 20 вв. Лишь незначительное количество орнаментированных предметов, хранящихся в музейных собраниях, датируется 18 в. Однако даже эти сравнительно поздние образцы указывают на их давнее происхождение и раннее знакомство чуваш с искусством орнаментации тканей.

    Обработка животного  и растительного волокна была  известна чувашской женщине издавна.  Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П.  С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде  чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, наипаче синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».

    Вышивка исполнялась  на домотканом, чаще конопляном  холсте шерстяными нитками и  нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в.

    Для крашения пряжи  использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П. С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак (Adonis vernalis), простую полынь, с примесью дрока (Genifta tinctoria), для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха (Carduus hete rophyllus). Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена (Rubiа tinctorum). После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей (Origanиm) и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки.

 

    Навыки в окрашивании  пряжи в дальнейшем развивались  и совершенствовались. С появлением  полихромной вышивки (19 начало 20 вв.) потребовалось большее количество  красителей. Старая чувашская вышивка  чрезвычайно разнообразна. Различные виды ее применялись при орнаментации отдельных частей одежды.

     Основной принадлежностью  старинной чувашской одежды являлась (холщовая рубаха), грудь, подол,  рукава, спина которой богато  орнаментировались. С вышивки  рубахи, в первую очередь женской рубахи, как наиболее красочно и богато украшенной орнаментом, и следует начать описание чувашской национальной вышивки.

    Наиболее архаичные образцы  женских орнаментированных рубах,  сохранившихся в нескольких экземплярах  в датируются серединой и концом 18 в. Женская рубаха 18 века

 

 

Женская рубаха середины 18 века

 

   Особенностью этих рубах  является богатая орнаментация  нагрудной части. Чрезвычайно  мелкая вышивка, исполненная темно-красным,  окрашенным мареной шелком, расположена  между нашивками шелковой или шерстяной тесьмы. Сами нашивки, часто густого темно-красного и реже палевого или темно-зеленого цветов, являются как бы дополнением к вышивке. На некоторых экземплярах рубах нашивки эти расположены асимметрично по обе стороны грудного выреза, более крупный рисунок в виде меандра помещен на левой стороне.

 

     На плечах и рукавах  этого типа рубахи расположена  вышивка геометрического, стилизованного  растительного, а иногда животного  орнамента. Плечевая вышивка по  своему характеру отличается  от нарукавной, но последняя нередко сливается с ней составляя как бы естественное продолжение. На одной из старинных рубах вышивка вместе с нашивками тесьмы, спускаясь с плеч, идет вниз и заканчивается на груди острым углом. Нашивки располагаются в виде ромбов, треугольников, квадратов. Внутри этих геометрических фигур - вышивка мелкая, сетчатая, а по наружному краю вышиты крупные крючкообразные и звездообразные фигуры. Этот наиболее архаичный из дошедших до нас образцов чувашской орнаментации весьма интересен тем, что некоторые исследователи, на основании тщательного анализа орнамента нагрудной, плечевой и наспинной вышивки, находят в ней аналогии и связь с древнекитайскими пиктографическими изображениями. Такое предположение ставит данный экземпляр женской плечевой вышивки в число уникальных памятников, воссоздающих былые исторические и культурные связи предков чуваш с их соседями.

    Рубахи хранящиеся в  музеях приобретены в селе  Орауши Вурнарского района Чувашии.  В том же селе летом 1939 г.  Г. А. Никитину удалось приобрести фрагменты вышивки, аналогичные описанным выше. Все они (и рубахи, и фрагменты Г. А. Никитина) совершенно сходны с рубахами чувашки, изображенными в литературе 18 в., например, в гравюре П. С. Палласа и красочных рисунках к сочинению И. Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» 1799 года издания. Есть основание считать предметы одежды из села Орауши наиболее архаичными из этнографических коллекций по чувашам.

    В Ораушах сохранились,  по-видимому, экземпляры вышитой одежды, имевшей в прошлом значительное распространение. Это положение подтверждается и свидетельствами стариков, полученными во время экспедиционных работ в других районах Чувашии, где одежда подобного типа уже больше не бытует.

 

страница 2

 

Сходство нагрудной вышивки этих рубах по своей технике и архитектонике с образцами орнаментированных свадебных предметов, например, с наволочками на свадебную подушку также говорит об ее архаичности. Весьма возможно, что эти сохранившиеся в коллекциях музея образцы представляют собой остатки одежды, типичной для древнего населения Чувашии.

    Некоторые детали орнамента,  сближающие его с вышивкой  дунайских болгар и македонцев, указывают, по-видимому, на этногенетические  связи чуваш с древними булгарами.

    Едва ли не самый большой интерес в орнаментации чувашской женской рубахи представляет нагрудная вышивка. Она типична для старинных белых вышитых рубах, бытовавших в середине и конце 19 в. у группы низовых чуваш. Форма вышивки многообразна. В основном это - розетки: ромбовидные, звездообразные, в виде креста и др. По характеру орнамента вышивка также неоднородна. Встречается вышивка с геометрическим, животным и растительным орнаментом. Преобладающими цветами являются: красный (разной тональности), синий, желтый, зеленый, черный. Чаще вышивка многоцветна.

    Вышивка в виде розеток  является отличительным признаком  рубахи замужней женщины. Розетки  как бы подчеркивали зрелость  женщины. Это предположение подтверждается  образцами нагрудных вышивок  с двумя или тремя парами  розеток, в которых можно усмотреть стремление усилить плодовитость женщины.

 

     Нагрудная вышивка  женской рубахи носит также  название отрезная. Этот термин  связан с тем, что вышивка  зачастую заготовлялась отдельно, на прямоугольном куске белого  холста и только потом вшивалась в нагрудную часть рубахи. Такая структура рубахи (с отрезной верхней частью спереди) среди поволжских народов встречается лишь у чуваш и бесермян (небольшой этнографической группы, живущей в северных районах Удмуртии и в одном районе Кировской области). В свете последних археологических данных о древних булгарских поселениях на реке Чепце, в районе расселения бесермян, эта этнографическая близость чуваш и бесермян является еще одним из подтверждений участия булгар в формировании чувашского народа.

 

 

    Нагрудная вышивка замужней женщины  в своем развитии претерпела  ряд изменений.

    Вышитые розетки с появлением  фабричного материала - красного  кумача - постепенно заменились разного  рода нашивками. Так, на груди  рубахи на месте вышивки стала нашиваться ромбовидная фигура из подосок красного кумача. в центре ромба помещалась вышивка стилизованный растительный или животный орнамент. Такой же орнамент повторялся и на верхних нашивках ромба. В тех случаях, когда кумачные нашивки были широкими и в середине ромба оставалось лишь маленькое белое пятнышко, все же в нем, делался миниатюрный узор или, по крайней мере, несколько стежков цветными нитками. Со временем однако вышивка, утратившая свое первоначальное значение естественно, заменилась нашивкой произвольной формы, не имеющей ничего общего со своей исходной розеткой вышивки.

 

    Преобладали нашивки красного  цвета, но на особых рубахах,  которые девушки готовили себе  к свадьбе, в некоторых районах  (особенно в современном Козловском) они делались черного или темно-коричневого цвета. Такого рода рубаху невеста наде¬вала на свадьбу; она же была и похорон¬ной одеждой. У саратовских чуваш, по свидетельству на груди рубах, приготовленных «на смерть», делались две нашивки из небольших кусочков синего ситца и кумача. Имеются также сведения о том, что в более ранний период (в начале 19 в.) такую рубаху вышивали, употребляя специальный узор, что несомненно указывает на давность этого обычая.

     Подобное употребление свадебной  одежды в похоронном обряде имеет место также у дунайских болгар. В коллекциях Государственного музея этнографии хранится одежда болгарской невесты черного цвета, которая являлась для нее и свадебной, и похоронной. Эта аналогия, как и ряд других, приведенных нами выше примеров, может указывать на этногенетические связи чуваш с древними булгарами.

    Расщепление сложного в прошлом  орнамента на части и размещение  его вместе с разного рода  нашивками на груди рубахи  хорошо прослеживается на экземплярах  из коллекций того же музея.  Иногда с разложением нагрудной вышивки меняется и ее местоположение. Встречается нередко перенос узора на подол: части разделенных розеток вышиваются по всему подолу.

    Нагрудная вышивка на девичьих  рубахах представляет собой, полоски,  расположенные углом в виде треугольника или ромба. Чаще всего она одноцветная. По краям и в середине ромба иногда вышивают довольно сложные геометризованные фигуры. В более поздних образцах (начало 20 в.) вышивка эта стала заменяться нашивками. В процессе изменения она получила черты сходства с теми нашивками, которые делались на рубахе замужней женщины, однако форма их была треугольной.

     У чуваш (верховых), живущих в  северо-западных районах республики, к северу и западу от реки  Цивиль, вышивка на женских рубахах  всегда отсутствовала. Местной особенностью одежды этой группы была чрезвычайно мелкая вышивка геометрического характера, которая шла узенькой полоской по разрезу на груди, заканчиваясь внизу острым углом. Исполнялась она обычно красной, черной, желтой, зеленой шерстью или красной и желтой шелковой, черной и зеленой гарусной нитью. Характер этой вышивки и ее расположение имеет аналогию с вышивкой соседящих с чувашами с севера горных марийцев. Сходство может объясниться взаимовлиянием, происходившим с весьма давнего времени, связанным с расселением обоих народов по территории. Однако это сходство мало отразилось на таком существенном явлении, как, терминология отдельных частей одежды и вышивки. У чуваш она носит самостоятельный характер.

Информация о работе История орнамента